Станет ли Луценко новым фюрером?
14.06.2007 14:00
...бросается в глаза значительное сходство современной Украины с одной очень демократической европейской державой ХХ века. Германской Веймарской республикой.

История не терпит прямых аналогий. Да и вообще к аналогиям относится настороженно. Аналогии хороши для литературы, для журналистики и псевдо-научных желтых сочинений в духе академика Фоменко и его последователей. Практически любая аналогия вынуждает быть невнимательным к деталям, которые в истории имеют немалое значение. Если не обращать внимания на детали, то вполне можно уверовать в цикличность истории или вовсе в какое-нибудь осевое время.

Однако сходные условия порождают сходные тенденции. А сходные тенденции ведут к подобным результатам. Поэтому вовсе отказываться от аналогий было бы нелогично. Понятно, что Веймарская республика отличается от «незалежной» Украины очень многим. Как минимум, Украина утверждала свой суверенитет, не имея над головой Версальского договора, не будучи заполненной под завязку растерянной и оттого невероятно злой армией, проигравшей войну. Наконец, российские и белорусские войска не оккупировали Донбасс, как сделали с Рурской областью бельгийцы и французы.

На данный момент Украина не находится в условиях экономического кризиса, да и остальной мир не переживает Великой депрессии. Вопрос в том, окажутся ли эти отличия спасительными для нашей страны. Потому что все остальное от Веймарской республики в нынешней Украине имеется. Есть даже «дополнительная прелесть».

Есть невероятная активность правых и ультраправых. Если учитывать, что украинский национализм в двадцатом веке формировался по четкому образу и подобию немецкого (впоследствии превратившегося в нацизм), то в этом аспекте обеспечивается практически полное сходство. Изобилие экстремистских, крайне правых организаций отнюдь не означает разрозненности националистической идеологии. В конце концов, тот факт, что ОУН развалилась на три части, не смягчает «заслуг» этой деятельной организации. В современной Украине многие общественно-политические объединения открыто провозглашают себя наследниками ОУН (тот же КУН, щекинская УКП или Республиканская партия), этнонационалистические и нацистские идеи открыто пропагандируются в вузах (МАУП) и «научных» трудах.

Есть в Украине и президент. Не Пауль фон Гинденбург, но и не демократичный Эберт. Стремление Виктора Ющенко к единоличному правлению любой ценой сегодня является вполне очевидным. Неудача постоянных попыток полностью узурпировать власть связана не столько с ситуационными различиями, сколько с индивидуальными характеристиками нашего «указателя». У Гинденбурга хватило силы пойти против закона до конца и назначать канцлеров единолично, без выборов. Ющенко всеми силами добивается контроля над кабмином и премьером. А в этой аналогии стремление важнее положительного результата. Результат - дело времени.

Хватает в Украине и политически активных масс. Тех, которые думают, что могут что-то решать. Тех, которые уверены в собственной непогрешимости и в своем неотъемлемом праве добиваться цели любой ценой. Главное, чтобы цель была «священна» - демократия, свобода и т.п. На такие массы в Веймарской республике опирались регулярные путчи, раскачивавшие политическую систему влево и вправо, пока качели не затормозили нацисты.

Наконец, есть у нас и атмосфера постоянных выборов. Политическая чехарда - тоже одно из важных свойств Веймарской республики. Упоминавшиеся уже путчи у нас проявились пока только в форме «оранжевой революции». Но последней ли? В Германии установлению нацистского режима предшествовало запрещение Компартии и выход социал-демократов из правящей коалиции. Наша реальность необязательно должна в деталях повторять германскую. Однако призывы к запрету Компартии из правого лагеря звучат постоянно. Идея ее преступности тщательно вбивается в массовое сознание журналистами; мало кто вспоминает, что разгром нацизма - это заслуга коммунистического государства. Возможно, Украине на «веймарском» пути хватило запрета Компартии в начале 90-х: после этого партия явно «не та». Видимо, таких можно и не запрещать, ведь они не готовят вооруженных восстаний, как немецкие в начале 20-х годов.

Претендентов на роль НСДАП в Украине предостаточно. А фюрера «выковать» - не проблема. В течение какого-то периода явным кандидатом на эту роль была Юлия Тимошенко; в преддверии досрочных - и пока еще виртуальных - выборов усилия явно переведены на Юрия Луценко. Последний идеально подходит на роль фюрера: недалекий, гиперактивный, налитый агрессией до кончиков ногтей и снабженный бесконечным количеством психических комплексов. Масштаб, разумеется, не тот, но аналогия и не должна быть полной. В сочетании с перечисленными выше факторами и в условиях избирательной чехарды (а выборы даже если и состоятся 30 сентября, то лишь дадут старт ежеквартальному избирательному марафону) не исключено, что «ласковый Юла» из кумира логопедов превратится в «кумира нации».

И ко всему этому добавляется еще и внутригосударственный региональный раскол. Конечно, такого напряжения и противостояния, как между Юго-Востоком и Западом Украины, в Германии не было. Во-первых, Веймарская республика была федерацией, а, во-вторых, все вспышки сепаратизма и локальных гражданских войн были связаны с неравномерным успехом чередующихся путчей. Где-то путчисты побеждали, где-то нет, где-то и путч не происходил. У нас же общественный раскол (подробнее о нем см. «Восток vs Запад: ударить первым» и «Уроки гражданской ненависти») может стать одним из главных факторов «воцарения нацистов на престоле».

Я не настаиваю на полной аналогии и однозначности данного прогноза. Я рассматриваю один из вариантов. Кому-то может показаться несерьезной подобная экстраполяция. Однако нацисты в Германии тоже начинали, как клоуны, и привлекали к себе внимание на манер Жириновского. И до появления штурмовых отрядов многие еще посмеивались над бездарным художником Адольфом Шикльгрубером. Так что пусть вас не вводит в заблуждение забавный дефект дикции Юрия Луценко.
Артем Литовченко
СКУНС-ИНФО