После нас – хоть «Газпром»
02.03.2006 12:38
...и даже, можно сказать, навязло в зубах. Под него можно подвести, откровенно говоря, практически любую идеологическую базу. Куда интереснее использовать «искусство возможного» в экономике, живущей по четким и предсказуемым законам. Парадокс в том, что попытки переноса политических принципов в реальную экономику зачастую заканчивается маленькими удачами.

Впрочем, некоторым вчерашним генералам отечественного бизнеса вполне удалось переквалифицироваться в довольно успешных политиков. Наверное, наиболее показательный пример – Юлия Тимошенко. Лидер БЮТ сегодня предпочитает не вспоминать о титуле «газовой принцессы», полученной ею в середине 90-х. Еще бы – тогда корпорация «Единые энергетические системы Украины» была в прямом смысле слова на гребне волны. Мифы и легенды окружали работу эксклюзивного частного потсавщика газа в Украину. Наверное, не было ничего удивительного в том, что энергичная и предприимчивая бизнесвумэн, пользовавшаяся надежной политической крышей в лице Павла Лазаренко, сделала довольно быструю карьеру в сфере энергетического бизнеса. Впрочем, уже в 1997 году Юлия Тимошенко поняла необходимость как можно скорейшей переквалификации из практикующих экономистов в государственные деятели. Благо приобретенные в период накопления капитала знания и умения за спиной носить не приходится.

Правда, эволюционируя и постепенно превращаясь в белую и пушистую с алым сердцем на груди, Тимошенко забыла об одной любопытной особенности. Это бизнесменам позволено не всегда держать свое слово, менять позиции в борьбе за выгоду и вообще вести себя подобно пиратам в бурном экономическом море. Политикам приходится постоянно быть начеку, ведь их резонансные действия постоянно находятся под прицелом СМИ. Вот и Юлия Владимировна еще на заре своей депутатской карьеры, в 1997 году, довольно активно высказывала недоумение тем фактом, что частные газотрейдеры отодвигались в то время от поставок газа из Туркменистана в Украину. Наверное, не лишним будет напомнить, что на тот момент в стране хромала платежная дисциплина, а топливо – газ или нефть – было на вес золота. Очевидно, что газотрейдеры получали огромные барыши. Поэтому никак не получается поверить стенаниям Юлии Владимировну о том, что после третьего тоста на свадьбе ее единственной дочери закончилась закуска, равно как и заверениям «Встреться я еще раз с Путиным - Украина получала бы газ бесплатно».

К огромному сожалению для Украины к власти в России в целом и ее энергетической монополии в частности пришли люди прагматичные, которых мини-юбкой, даже в сочетании с ботфортами, не проймешь. Новое руководство «Газпрома» действует уверенно и размашисто, ему удалось серьезно продвинуться в вопросе установления контроля над поставками центральноазиатского газа в Европу. «Газпромовские» чиновники не гнушаются никакими средствами, дабы добиться собственных интересов. Они прекрасно понимают, что мировая рыночная конъюнктура сегодня работает им на руку. Собственно говоря, у россиян есть и дополнительная аргументация – в середине 90-х годов, во время активной бизнес-деятельности Тимошенко на отечественном энергетическом рынке цена газа для украинских потребителей достигала 99 долларов за тысячу кубометров. Этот сегодня подзабытый факт позволяет сделать весьма любопытные выводы.

Во-первых, украинские промышленники, заливавшиеся горючими слезами по поводу повышения цены на газ, несколько неискренни – им уже приходилось платить высокую цену за газ. Правда, в те времена фискальная дисциплина была куда хуже, но и далеко не все предприятия находились в частной собственности. Во-вторых, «накрутки» на цене газа достигали 200%. Например, корпорация «Итера» на 2000 год готова была поставлять газ в Украину по цене 72 доллара за тысячу кубометров. Интересно, что именно в 2000 году начала свою правительственную карьеру Юлия Тимошенко. Ей удалось вытеснить на политико-экономический маргинес большого «мастера» газовых операций Игоря Бакая и расчистить дорогу дружественной структуре. Тогда Юлия Владимировна также боролась с теневыми схемами, но ее внимание было приковано к облэнерго (сфере интересов эсдеков) и угольной промышленности (извечной кормушке Партии регионов). Небезынтересный факт – Тимошенко в бытность ответственной в правительстве за украинский ТЭК легко признала все реальные и мнимые долги перед «Газпромом», фактически переложив их на государство. Еще бы – ей нужно было посетить Москву, где оставались кое-какие незакрытые дела с российским Минобороны. Как тут не вспомнить тот факт, что во времена ее премьерства Хозяйственный суд списал задолженность корпорации ЕЭСУ перед украинским бюджетом. Конечно, можно много рассуждать о давлении режима Кучмы на оппозиционный бизнес, но госпожа Тимошенко обладает удивительным талантом – она умеет ускользать из-под карающей руки. В руках ее противников, как правило, остается слишком малая добыча для удовлетворения амбиций. Впрочем, она позволяет Юлии Владимировне выступать в качестве жертвы преследований.

Вот и на этот раз Тимошенко сумела представить себя в качестве единственного борца за правду, которому едва ли ни ценой собственного рейтинга удалось не допустить компанию «РосУкрЭнерго» на украинский рынок. Правда, при этом мягко опускаются любые упоминания о предложениях отбирать газ по 50 долларов, так сказать, с осознанием собственной правоты. Трудно даже представить, во что это обошлось бы украинским потребителям в самые морозные январские дни. Репутация Украины, прими она предложения Тимошенко, была бы подорвана в мировом масштабе. Что поделать – выборы, и политические интересы зачастую поднимаются выше национальных.
Виталий Левченко
DailyUA