«На премьера будем предлагать Януковича»
21.03.2006 19:15
…Партии регионов Евгений Кушнарев, 55 лет, говорит о своем понимании реванша оппозиции, избегает категорических заявлений о невозможности блока с «оранжевыми» и утверждает, что тайных переговоров главные политические игроки сейчас не ведут.

Высокие рейтинги Партии регионов – это ваше достижение или последствия ошибок власти?

– В демократическом обществе существует определенная закономерность. Рейтинг оппозиции высок настолько, насколько неудачно действуют власти и насколько сама оппозиция способна разъяснить обществу ее ошибки. Предлагая в то же время разумную альтернативу.

Поэтому высокие рейтинги Партии регионов – это, безусловно, следствие непрофессиональных и даже опасных для Украины действий власти. В то же время у нас есть мощная команда, яркий лидер и эффективная программа.

Какой вы видите будущую послевыборную коалицию?

– Говорю вполне искренне: сейчас мы об этом не заботимся. Для нас главное – получить на выборах не просто победу, а как можно лучший результат. Потому что количество наших мандатов будет определять контуры следующей коалиции. У меня нет сомнений, что ее будем формировать именно мы. С кем – в значительной мере будет зависеть от результатов других партий и блоков, которые пройдут в парламент.

«Наша Украина» и БЮТ категорически заявляют о невозможности блока с Партией регионов. А вы такие союзы допускаете?

– Мы избегаем категорических заявлений. Оставляем себе возможность формировать коалицию в формате, самом эффективном с точки зрения развития Украины, выведения ее из кризисного состояния, последующего улучшения ситуации.

А заявления о невозможности блока с Партией регионов адресованы не нам, а «оранжевому» электорату. За него сегодня ожесточенно соревнуются «Наша Украина» и БЮТ.

Создание будущего большинства может затянуться настолько, что президент распустит парламент?

– Я считаю такой сценарий фантастическим. У нас еще нет собственного опыта формирования правящей коалиции. Но европейский опыт свидетельствует: перед новыми выборами, угрозой роспуска и, соответственно, значительных финансовых расходов партии умеют договариваться. И повторюсь: агрессивная, иногда даже категорическая и угрожающая риторика определенных политических сил во время избирательных гонок является больше технологией, чем идеологией.

Вы действительно рассчитываете на то, что Янукович станет премьер-министром?

– Абсолютно уверен, что Партия регионов будет предлагать партнерам по коалиции его кандидатуру. Надеюсь, наше предложение поддержат, и оно не будет препятствовать созданию коалиционного большинства.

Однако трудно представить, что президент согласится с кандидатурой Януковича и внесет ее на утверждение Верховной Рады. Что тогда?

– Сейчас можно выстраивать много всяких схем. И не стоит отбрасывать любую из них. Под эти процессы нет соответствующей законодательной базы. Нет и определенных традиций, которые во многих странах играют роль кое-где более важную, чем некоторые нормы законов.

Но думаю, любые попытки президента искусственно затормозить процессы формирования коалиции и утверждения кандидатуры премьера и состава правительства вызовут огромное возмущение. Это может стать причиной для начала процедуры импичмента президента.

Ринат Ахметов может быть кандидатом на должность премьера?

– На официальном уровне в Партии регионов это ни разу не обсуждали. А комментировать какие-то неофициальные разговоры или публикации в СМИ я не имею ни желания, ни полномочий.

Присутствующие практически во всех списках бизнесмены является залогом будущих компромиссов и стабильности парламента?

– Желание бизнеса вернуть стране определенный баланс интересов, стабильность и прогнозируемость будет играть в послевыборный период существенную роль. Тем более что такое же мощное желание есть в обществе. С одной стороны, оно заключается в необходимости как можно скорее изменить внешне- и внутриполитический векторы развития Украины. С другой стороны, общество по большей части не желает и реванша в худшем его варианте. Это когда новые победители начали бы сводить счеты с побежденными. В Партии регионов, кстати, нацеленных на такое политиков практически нет.

Что же будет означать реванш оппозиции, о котором сейчас много говорят «оранжевые»?

– Я бы никому не советовал пугать словом «реванш». Мы как партия и конкретные политики никогда не сможем взять ни одного реванша, если этого не пожелают избиратели. А упрекать в желании реванша избирателей – это просто бессмыслица. Поэтому на месте того же Романа Бессмертного и других я бы помолчал. Тем более что хорошо помню – порой даже авантюрные – схемы и планы, которые предлагал представитель президента Кучмы в парламенте Бессмертный во время акции «Украина без Кучмы». Если бы Кучма согласился и попробовал это осуществить, думаю, гражданской войны мы бы тогда не избежали.

До оранжевой революции в Украине были темники для СМИ, репрессии, подавления демократии... Где гарантия, что все это не вернется, если вы опять получите власть?

– Мы как партия и отдельные политики прошли уже в своей жизни определенный цикл: воду, огонь и медные трубы. Были и при власти, и в оппозиции. Знали и успехи, и неудачи. В том числе и преследование и репрессии. И если мы остались людьми и политиками-прагматиками – это беспрекословное свидетельство того, что политикой продолжаем заниматься не ради сведения счетов. А ради возрождения справедливости. Для нас она заключается в возвращении к тому экономическому курсу, на который мы вышли в 2003–2004 годах. Он гарантировал Украине быстрый экономический взлет и улучшение жизни людей.

Поэтому хотел бы успокоить всех, у кого есть сомнения или опасения. Партия регионов идет к власти не ради реванша – в худшем понимании этого слова. А ради того, чтобы мы имели авторитетное в мире государство. И уровень жизни, который не унижал бы всех, кто живет в этой стране.
Сергей Дойко
"Газета по-украински"