Год прошел. Легче не стало
18.01.2008 12:55
Верится или нет, а драгоценная Родина своеобразно оценила заслуги Евгения Петровича. Вернее, не Родина, а те, кто ненавязчиво себя с ней отождествил. Теперь можно лишь вспоминать о нем. За деятельностью уже не понаблюдаешь.

Харьков многим обязан Кушнареву - кто бы как к нему ни относился. И, кто бы как к нему ни относился, Кушнарев заслуживает уважения. Невзирая на допускавшиеся ошибки. Невзирая на неразборчивость в людях (которая, скорее всего, была связана с излишней доверчивостью). И, как это ни прискорбно, Украина тоже многим обязана ему. В том числе - и своей независимостью. Хотя я бы скорее отнес это достижение к ошибкам...

Так или иначе, а Кушнарев не умещался в украинские масштабы еще тогда, когда и понятия такого не было. Евгений Петрович оказался редким - едва ли не уникальным - для «молодой державы» образцом политика-профессионала, лишенного всякой местечковости. Для деревенской страны, почти половина населения которой было отягощено не колхозным - хуторским менталитетом, - Кушнарев, с его идейностью, кругозором, был исключительной по яркости фигурой.

Ненавистников у первого харьковского мэра хватало всегда, еще с девяностых. Это не удивительно - он был достаточно резок с неприятными ему людьми. Жаль, не со всеми, кто того заслуживал. Конечно, после ржавого путча количество этих самых ненавистников увеличилось втрое-вчетветро. Опять же, ничего удивительного: не было более агрессивного анти-оранжевого выступления, чем речь Кушнарева на харьковской площади Свободы. Северодонецкий съезд, который буквально поставил на уши фашиствующую нечисть в Киеве и западных областях, тоже во многом - его заслуга. То, что он потом еще и сделал победной кампанию ПР на парламентских выборах, и вовсе не обсуждается.

Возможно, это и был главный просчет его доверчивости. С Партией регионов связываться было нельзя. Уровень партии не дотягивал до уровня Кушнарева. И как не было, так и нет в ней идеологов его калибра. Профессионалов нет. И очень жаль, что Евгений Петрович не успел порвать с Партией регионов - не исключено, что был бы жив. Да, бело-голубой реванш без него скоре всего захлебнулся бы. Но, может, это было бы к лучшему; кто знает, как повел бы себя Харьков, если бы Кушнарев развил тезис: «в Харькове не будет ни львовской, ни донецкой власти; будет харьковская».

Вопрос: мог ли Кушнарев переметнуться к оранжевым? Не мог. Они-то приняли бы с распростертыми объятиями. Его бы наизнанку вывернуло. Он не был дружелюбным привидением а-ля пан Янукович, он четко знал, кто чего стоит и как нужно вести себя с врагами. Но, видимо, не всегда...

Помните, какой ступор напал на страшных донецких бандитов во время Майдауна? А сколько «соратничков» тут же запрыгали с оранжевыми шарфиками по Киеву и окрестностям? Сколько появилось разнообразнейших борцов за демократию с заметным «кучмистским» прошлым? Просчитали, крысы, что выгоднее и «всем сердцем приняли революцию, чтобы не расстреляли». А сколько этих самых крыс набросилось на Кушнарева! Целые стада. И не только разного рода майданно-пористские мутанты во главе с новоиспеченным гарантом, но и почуявшая «своих» немногочисленная (а оттого еще более омерзительная) харьковская мразь - нациствующая «интеллигенция», «средний бизнес» и примкнувшая к ним политическая уголовщина. Сколько вчерашних шакалов-лизоблюдов, подобных Арсену Авакову, старались утопить, добить... А Кушнарев их всех переиграл. Жаль, что ненадолго. И, видимо, переигрывать надо было прежде всего так называемых «своих».

Кушнарев умел говорить - не болтать а-ля Тимошенко и Луценко, а говорить - так, как не снилось даже главному говоруну украинской политики по фамилии Кравчук. Мало кому удавалось обойти Кушнарева в дискуссии; помнится, как вылез дебатировать с ним нынешний харьковский губернатор... Это была незабываемая возможность наблюдать дрессированного гамадрила, считающего себя человеком. А Евгений Петрович даже не особенно напрягался, беседуя с ним... Редчайшее сочетание языка и разума представлял собой Кушнарев. И сколько бы ни рассказывали о том, что статьи-де писал не он, это все чушь. Другие же почему-то не писали «не сами» таких статей. А сам или не сам - это еще большой вопрос; но независимо от этого, мало кто так разбирался в идеологических вопросах, как Кушнарев.

Набриолиненный кадавр Ярослав Ющенко еще в день смерти Кушнарева обронил в сети фразу, что «донецкая и харьковская мафия лишилась мозгов» (потом усиленно открещивался). Если оставить за скобками животную грубость хама и недоучки, то остается близкая к истине суть. Партия регионов утратила самого яркого идеолога и оратора, потеряла «генератор идей». Харьков лишился наиболее последовательного и горячего своего представителя. И дело, кстати, не только в новых станциях метро и так далее. Просто для Кушнарева было важно, чем будет Харьков завтра. В отличие от Ющенко, Тимошенко, Луценко или тех же Ахметова, Салыгина. Последний четко продемонстрировал это своими маразматическими предложениями назвать в честь Кушнарева Сумскую, поместить его профиль на герб Харькова, - в общем, сделал все возможное, чтобы превратить скорбь в фарс. А что до Ахметова... Не хочу обсуждать детали и подробности гибели Кушнарева, расписывать все хитросплетения, но. Некоторым, может быть, спокойнее считать, что это была случайность. Пусть считают. А мне кажется, что слишком уж выгоден был подобный исход событий не только целому ряду «оранжевых» деятелей (типа кумира логопедов Луценко и подобных ему анацефалов), но и сине-белым Ахметову, Колесникову, Богатыревой. Всему «миролюбивому» крылу Партии регионов. Уж слишком активен, слишком заметен и слишком непримирим по отношению к оранжевым был Кушнарев.

Он был очевидным претендентом на президентство. И победить ему было бы совсем не сложно. Евгений Петрович находился на самом взлете, который, казалось, ничто и никто не может остановить. Но... В какой-то момент он был главным претендентом на лидерство в парламентской фракции. А потом откуда-то возникла госпожа Богатырева с внешностью советского завмага.

Он был однозначным кандидатом на несколько министерских постов. Но остался в парламенте. Видимо, слишком значительная часть Партии регионов оказалась не очень-то способной на благодарные чувства. Слишком многие боялись его конкуренции, зная, что не способны конкурировать... И мешал он, ой, как мешал договариваться с Ющенко, с Тимошенко, с «Нашей Украиной», с БЮТом...

Кушнарев ненавидел и презирал эту публику. И не считал нужным это скрывать. За что ему отдельное спасибо. Жаль, что поздно.
Артем Литовченко
<a href="http://skuns.info" target=_blank>СКУНС-ИНФО</a>