Кочубей вместо Мазепы
27.02.2008 23:45
...Московским и Всея Руси Алексием II, поднял вопрос о снятии анафемы с гетмана Мазепы. Взамен он выразил готовность отказаться от реабилитации воинов ОУН-УПА.

Одним из выдвигаемых аргументов в защиту Мазепы якобы было то, что он не переходил в иную конфессию. Формально Мазепа действительно ни в какую другую конфессию не переходил, хотя относительно католицизма существуют определенные сомнения. Многие его современники считали Мазепу тайным католиком и поляком. Недаром свою фамилию он писал на латинский манер - Маzepa.

Вместе с тем следует вспомнить, как относились к православию союзники Мазепы - лютеранин Карл ХII и его армия. Как истинный протестант, шведский король не признавал икон, а его офицеры... делали из них шахматные доски. Еще более варварски они обращались с церквями на оккупированной территории, устраивая в них конюшни.

Однако, православная церковь предала Мазепу анафеме не за это, а за клятвопреступление. Дело в том, что Мазепа, ради гетманской булавы, добровольно поклялся на Библии в верности Петру I.

Удивительное время переживает сейчас Украина - время героизации неудачников. Воины ОУН-УПА стреляли в спину советских солдат и активистов - и прятались в норах. В единственном открытом бою под Бродами они потерпели сокрушительное поражение.

Мазепа, сделав измену стилем своей жизни, на старости лет ошибся, посчитав, что в войне победит Карл. В результате был вынужден позорно спасаться бегством и последние минуты жизни провел не в кругу семьи, молясь Всевышнему, а в чужой кровати, окруженный охранниками-шведами, ибо приходилось думать не о душе, а о сохранности бочонков с золотом, стоявших под его кроватью.

Как известно из истории, в 1707 г. к Петру I обратились генеральный судья Украины Василий Кочубей и полтавский полковник Иван Искра, раскрывшие планы гетмана Мазепы перейти на сторону Карла.

«Однако подкупленное Мазепой следствие, которое проводили московские приятели гетмана, признало заговорщиками самих доносчиков», - пишет в «Очерках истории средневековой и раннесовременной Украины» Н.Яковенко.
В июле 1708 г. после жестоких пыток, в ходе которых от Кочубея, в частности, требовали выдать свои богатства Мазепе, Кочубея и Искру обезглавили близ Белой Церкви.

Сейчас, когда украинские национал-радикалы обвиняют Россию и в голоде 1930-х годов, от которого русские и другие народы пострадали не меньше украинцев, и в преступлениях Сталина, за который они, по сути дела, должны предъявлять претензии к куму Ющенко Михаилу Саакашвили, единственное, в чем Россия могла бы признать свою вину перед Украиной, так это в выдаче своих искренних друзей, безвинно оговоренных Кочубея и Искры, в руки предателя Мазепы.

В практическом плане, Россия могла бы содействовать восстановлению памятника Кочубею и Искре в районе станции метро «Арсенальная» в Киеве.
Андрей Внуков
"Росбалт"