А.Мороз: «Газовый конфликт с Россией - характеристика отношений между институтами власти на Украине»
12.03.2008 10:00
...второго и пятого созывов.

ИА REGNUM: Охарактеризуйте нынешнее состояние Верховной рады как законодательного органа. Недавно прошла информация о выходе из состава НУ-НС шести членов. Хотя и наличие двух лагерей - оппозиция и коалиция - в парламенте Украины спорный факт, какие-то решения время от времени принимаются, например, по НАТО. Что представляет собой украинский парламент сегодня...

Дело в том, что парламент шестого созыва сформирован в результате неконституционных решений президента Ющенко и проведения досрочных выборов, опять же, неконституционным способом. Поэтому все то, что делается сегодня в парламенте, - следствие незаконных решений президента. И нынешняя ситуация только подтверждает, что социалисты были правы, создавая «антикризисную» коалицию. Смотрите, СПУ в парламенте нет, а конфликт между Ющенко и Тимошенко нарастает. И глядя на противостояние премьера и президента, многие уже начинают понимать, что все ложные заявления о предательстве социалистов, каких-то других неблаговидных делах СПУ являются обычными инсинуациями. Сегодня люди все больше убеждаются в том, что мы были правы.

Углубляющееся противостояние между Тимошенко и Ющенко связано с тем, что в преддверии президентской кампании эти две личности формируют и общественное мнение, и обстоятельства таким образом, чтобы можно было обеспечить себе преимущество. Неслучайно именно в этот период начинает строиться новая политическая партия, причём по стандартному сценарию, который применялся в своё время Леонидом Кучмой. Это будет, без сомнения, партия админресурса, в которую войдут руководители всех местных администраций: чтобы средствами этого ресурса попытаться обеспечить победу Ющенко на следующих президентских выборах. Я более чем уверен, что из этого ничего не получится, ведь у президента, как и у местных администраций, сейчас нет доверия народа. Но давление, конечно, будет сильным. Для того, чтобы можно было и эти выборы провести, и для того чтобы получить полномочия, к которым стремится Ющенко, совершается сейчас попытка заменить Конституцию. Я не буду характеризовать проект документа, поскольку он готовится втайне, но, по отзывам специалистов, речь идёт о юридическом оформлении диктатуры. Прекрасно понимая, что присутствие социалистов в парламенте никоим образом не позволило бы провести такой документ, и зная моё отношение к этой авантюре, президентом всё было сделано для того, чтобы удалить Соцпартию из парламента.

ИА REGNUM: Насколько вероятно то, что в этот вертикально-интегрированный политический проект будут втянуты определённые круги из Партии регионов?

Я такой информации от лидеров Партии регионов не имею. Но считаю, что такое вполне может случиться. Ведь афера с досрочными выборами явилась следствием договорённостей «бизнесовых» групп Партии регионов и «Нашей Украины». Они, правда, рассчитывали на несколько другой вариант развития событий, связанный с созданием в Верховной раде т. н. широкой коалиции.

Ющенко повторил свою ошибку, которую сделал в 2006 году, когда, ведя агитацию за «НУ» и БЮТ, он был уверен, что «оранжевую» коалицию создать не удастся. И цель досрочных авантюрных выборов была поставлена прямо: убрать из парламента социалистов, мешающих узурпации власти одним человеком. А второе - не допустить премьерства Тимошенко, создав коалицию ПР и НУ-НС, что позволило бы менять Конституцию как захочется. Но главное - подчинить деятельность и исполнительной власти, и парламента только корпоративным интересам олигархов, представленных в этих партиях.

Однако Ющенко допустил просчёт и данный план осуществить не удалось. Потребность же в его реализации остаётся, поэтому могут быть определенные шаги в этом направлении. Получится это ли нет - трудно сказать, во всяком случае, это было бы существенным ослаблением Партии регионов - потеря кандидата от ПР на президентских выборах. При этом, естественно, часть электората, ранее поддерживавшего «регионалов», обратит свое внимание в пользу других политических сил.

ИА REGNUM: Недавно обострились «газовые» отношения между Украиной и Россией. Президент Украины и премьер посетили Москву со своими, очевидно, довольно разными планами дальнейших отношений к этой сфере... И конфликт, очевидно, до сих пор в силе. Чем может закончиться это противостояние?

Газовый конфликт Украины и России - это ещё одна характеристика отношений между представителями институтов власти на Украине. Для Юлии Тимошенко, чтобы начать газовые отношения с Россией с нуля, как она заявляет, надо вернуться в 1993-94 годы. Вся борьба вокруг межгосударственных отношений в энергетической сфере ведётся за доступ к «трубе». В своё время один из олигархов сказал, что все капиталы на Украине созданы на газовой теме, и это высказывание сейчас не вызывает ни у кого сомнений. Поэтому риторика в отношении прямых поставок, замены посредников и т. д. всегда заканчивается одним - повышением цены на газ для Украины, увеличением доходов газовых олигархов и ухудшением состояния коммунальной сферы, что напрямую затрагивает интересы украинского рядового потребителя. Ведь именно ему придется платить за газ дороже.

То, что сейчас происходит, - это попытка замены посредника на лояльного к Кабинету министров и лично к Юлии Тимошенко. Все прекрасно помнят, что при правительстве, возглавляемом Павлом Лазаренко, Юлия Тимошенко процветала и связь по линии Могилевич - Итера - Тимошенко - «Единые энергетические системы» давала суперприбыли, была установлена монополия, которая, естественно, вызывала ревность у других, желающих приобщиться к этому рынку. Ничего нового сейчас не происходит. В 2005 году я встречался с Алексеем Миллером в Москве, когда закончилась начатая Тимошенко дискуссия о необходимости замены контрагентов на газовом рынке. Он абсолютно прямо сказал: Юлия Владимировна добивается замены структуры, которая со стороны Украины будет заниматься вопросами поставки газа. Представители «Газпрома» ей объяснили - пожалуйста, меняйте, нас наша сторона устраивает. А попытка была опять же возвратить «Итеру».

Все разговоры нужно заземлить на интерес конкретного человека. Если бы премьер-министр перед поездкой в Москву сказала - мы решим вопрос о прямых связях и это снизит цену на газ для конкретного потребителя, было бы понятно. Но об этом речи не идёт. У нас все переговоры сориентированы на повышение цены, потому что субъекты, занятые в этом бизнесе, от этого имеют колоссальные прибыли. Не случайно 4 января 2006 года, когда было подписано соответствующее соглашение, президент Ющенко назвал его «историческим, прорывным, выгодным для Украины», а Юлия Тимошенко назвала его преступлением и Пёрл-Харбором для Украины в отношениях с «Газпромом». Нового мы ничего в любом случае не получим. Если бизнес от власти не отделён, то будет так и продолжаться.

ИА REGNUM: Ещё одной темой, обострившейся недавно на Украине, стало положение дел в религиозной сфере. В частности, аналитиками озвучиваются мнения, что вопрос создания Единой поместной церкви может быть использован властями в качестве дополнительного козыря в президентской борьбе. Как вы оцениваете такую возможность?

Это опасная затея - вмешиваться государству в церковные, религиозные отношения. Тем более, это запрещено Конституцией. Благие намерения, которые звучат в вопросе создания Единой поместной церкви, не должны быть политикой. До тех пор, пока сами верующие, иерархи церквей не осуществят такое объединение, толку не будет. Если насильно вторгаться в этот вопрос, это может очень плохо закончиться.

Те, кто превозносит Ивана Мазепу как великого героя Украины, почему-то забыли, что при нём совершилось переподчинение Украинской православной церкви Московскому патриархату. Я считаю, что вмешиваться, довольно вульгарно, без знания сути проблемы в церковные отношения - значит вредить Украине. Да, так сложилось, что на Украине - в православии - существуют два патриархата. И все помнят причины этого церковного дуализма, помнят, как митрополита Владимира в 1995 году похоронили, по сути, на улице. И это проходило при вмешательстве администрации президента, а все руководящие лица спрятались в день похорон, чтобы не оказаться ответственными за ситуацию. Это были «цветочки», а «ягодки» могут быть довольно печальными.

Несколько раз мне приходилось встречаться с иерархами всех украинских церквей. Там происходит то же, что и в политике. Они все за единую поместную церковь, но только под своим началом. Если влиять на ситуацию властными рычагами, всё закончится трагически. Страшно вспомнить, что здесь организовывали те, которые считают себя патриотами, когда Патриарх Алексий приезжал в Киев. На самом деле шла элементарная попытка расчленить электорат, чтобы получить ещё один политический козырь. Повторю, уважая себя, представители власти не имеют права вмешиваться в церковные отношения.

ИА REGNUM: Как вы можете оценить ситуацию, сложившуюся сейчас на левом фланге украинской политики? Ведь социалисты, без сомнения, позиционируют себя в этой нише...

Борьба политических сил на левом фланге украинской политики будет продолжаться, потому что подавляющее большинство людей хотят жить в обществе социальной справедливости. И все избирательные компании разных политических сил, в том числе олигархических, строятся на лозунгах Социалистической партии - увеличение рабочих мест, доступное образование, качественная и бесплатная медицина. Только вот, оказавшись в парламенте, они сразу все эти лозунги забывают.

Что касается попыток создавать разные новые объединения левого толка - это в какой-то мере ответ на запрос общества. Другое дело, что создающиеся «в одну ночь» левые партии - это клоны социалистической идеи. Их цель - вытеснить из политикума СПУ и заменить ее ручными, квазилевыми партиями вроде Союза левых сил Василия Волги или Украинской социалистической партии. Успеха у этих технологических проектов, как показывает практика, нет и не будет.

Но координировать деятельность политических партий, опирающихся на левоцентристски настроенный электорат, надо, и мы этим вопросом занимаемся. В СПУ создана специальная рабочая группа, координирующая нашу совместную деятельность с другими левыми силами, такими, как СДПУ(о), ВОЛ «Справедливость» и другими. Сейчас прорабатываем технологию вхождения в СПУ тех людей, которые в своё время создали объединение «Справедливость». Они принимают решение о роспуске, понимая, что самостоятельно ничего не добьются. Сотрудничаем - в рамках круглых столов - с СДПУ(о), поскольку там сменилось руководство и теперь по-другому строится политика и отношения с избирателем. Конечно, периодически возникают проекты типа Социалистическая партия регионов. Думаю, не стоит долго и подробно объяснять, зачем это делается, - надо «подчистить» часть электората, прежде всего на востоке страны.

ИА REGNUM: Как можно оценить очевидное нарастание эскалации конфликта по линии Ющенко - Тимошенко? Чем это может закончиться - досрочными выборами?

Досрочные выборы - это не развязка конфликта по линии Ющенко - Тимошенко, а мечта нынешнего премьер-министра. Она в таком случае получает дополнительные аргументы в свою пользу. Сегодня, пожалуй, самым ярым защитником Юлии Тимошенко в Украине являюсь я. Я очень хочу, чтобы она хотя бы год поработала премьер-министром страны. Как говорится, «практика - критерий истины». Для того, чтобы убедить людей в авантюризме внутренней и внешней политики, которую осуществляет Тимошенко, надо им на практике показать - что они потеряли и что приобрели. Тимошенко дала людям по тысяче гривен, забрав при этом средства из социальной части бюджета: это деньги ветеранов, чернобыльцев, детей войны. Но для рядового обывателя это кажется теоретическими изысками тех, кто ведёт дискуссию, до тех пор, пока он не увидит - на базаре цена поднялась настолько, что зарплаты уже не хватает. Только тогда он сможет дать оценку деятельности этого правительства.

ИА REGNUM: Власти Украины не спешат высказать своё отношение к появлению на карте Европы нового государства - Косово. А вместе с тем на Украине есть потенциально опасный в этом смысле регион - Крым, где уже давно напряжённость создаётся за счёт крымско-татарского фактора...

Сегодня и президент, и другие представители украинской власти спрятали голову в песок вместо того, чтобы давать чёткую оценку тому, что происходит в Косово. США и несколько других стран в этом смысле играют провокативную роль - реанимируют те конфликты, которые уже имели перспективу к затуханию, а также генерируют напряжение в других точках на карте мира.

Я не хотел бы сейчас обсуждать крымскую проблему, потому что она где-то подспудно присуща Украине постоянно. Помню, с 1994 года, когда я был председателем парламента, Леонид Кучма просто боялся вмешаться в эту ситуацию, в сепаратистские тенденции, которые развивались на полуострове. Мне пришлось взять на себя ответственность и принять в Верховной раде решение о ликвидации института президента в Крыму. А уже на выборах 1999 года это действие было поставлено в заслугу Кучме, который на самом деле ушел от ответственности. Так что не о Крыме речь, но есть Приднестровье, Абхазия, Осетия и Карабах. Неужели в США не учитывают эти обстоятельства - возрастание напряжения в этих точках? Но, возможно, американцам и нужен такой сценарий развития событий. Это плохо закончится для Европы и мирового сообщества, поэтому я бы хотел, чтобы сегодня, исходя из этого обстоятельства, руководство Украины чётко высказалось по поводу того, что происходит на Балканах... Ситуация там, к сожалению, перешла на новый виток обострения.