М.Леонтьев: «То, что говорит ЕС и господин Тарасюк вместе с ним, – это цинизм»
14.09.2006 13:37
...референдуме в Приднестровье совпадают. Украина и ЕС считают его нелегитимным и потому не будут направлять на него официальных наблюдателей.

Правда, в этом вопросе Украина ни к кому не примкнула. Давайте, перестанем травить Украину. Украина разная. А ее разность и непредсказуемость зависит от украинского правительства, которое возглавляет Янукович, и от президента Украины Ющенко. Кстати, ни один из них не мог сделать такого рода заявление. А если Ющенко о подобном заявил, то без серьезного давления. Потому что оно не усиливает его политические позиции на Украине.

К тому же там есть господин Тарасюк, отмороженный придурок, который может существовать в политическом пространстве Украины только вследствие его очень странной нынешней конфигурации. Правда, от него можно ожидать любых заявлений.

В чем проблема?

Проблема же в чем? Можно сколько угодно говорить о Западе, о Европе, о Приднестровье, об антирусских антироссийских или каких то еще проевропейских, проамериканских позициях. Вопрос в другом. Дело в том, что Украина в течение длительного времени по отношению к Приднестровью проводила политику симметричную России. Там не было непосредственного украинского присутствия, поскольку Россия - преемник союза - сохранила там и военное имущество, и военные базы, которые до определенного времени существовали. Это значит, что она формировала миротворческие силы.

Приднестровье являлось гарантом продолжения отношений между Украиной и Россией, независимо от того, как складывались российско-украинские отношения.

По отношению к Приднестровью Украина соблюдала лояльность, вернее, эвфемизм в дипломатических отношениях, она поддерживала Приднестровье. Дело в том, что Приднестровье никогда не выступало агрессором и, в свою очередь, ничего не добивалось ни от Молдовы, ни от Румынии, за исключением того, чтобы его оставили в покое.

Если бы Польша, например, проявила бы претензию на Львов, то я не думаю, что украинские националисты продолжали бы громко и натужно вопить о европейском выборе. Более того, отдельные плохие товарищи предъявляют претензии на Львов. Кстати, это не является государственной политикой в настоящий момент.

Нынешняя политика ближе к нам, чем та, что была два года назад, а через год она будет еще ближе.

Я просто хочу сказать, что есть проблема. Значительная часть украинских националов, скажем вернее, национально ведомых, являются сторонниками независимости, они могут не быть сторонниками интеграции Приднестровья в Россию и из России тоже. И при этом они могут быть сторонниками интеграции Приднестровья на Украину, что с географической точки зрения в нынешний момент гораздо проще.

Поэтому это же можно приветствовать само по себе. Для нас оно означает подрыв возможностей, маневров украинских националистов. А для украинских самостийников - разыграть с Приднестровьем альтернативную игру. Странно, что это даже не пришло в голову в голову западным кураторам.

Вопрос легитимности

Вопрос легитимности очень важен, но и он неоднозначен. Поймите, если мы будем говорить о внутренней легитимности по отношению к населению Приднестровья, то он абсолютно легитимен.

Более того, он избыточен, потому что оно уже высказалось гораздо более солидно, чем путем словесного волеизъявления. Оно кровью заплатило за это. Это выбор, который сделан в условиях, мягко говоря, отнюдь не благоприятных с внешней точки зрения.

А как быть с международной легитимностью при отсутствии международного права в принципе? Международная легитимность является вопросом, практически реализуемым с помощью пиара. В современном мире пиар заменяет все остальное, даже войну.

То, что говорит ЕС и господин Тарасюк вместе с ним, – это цинизм

Существует еще такой момент. При проведении таких референдумов, один из которых запланирован на 17 сентября, пытаются говорить еще и о том, что сербы и черногорцы находятся в той же концепции.

Мой ответ таков: не существует никакого универсального права, поэтому и прецедента быть не может. Для прецедента нужно такое же право. Претендентное право, по сути, является прецедентным.

Оно является абсолютным, но, как минимум, для претендента нужно хоть какое-то право, а прецедента вообще никакого. Это вопрос риторики. А то, что говорит Европейский союз и господин Тарасюк вместе с ним, - это цинизм. Это не балет, а Черкизовский рынок. Так что не надо ждать балета.