Метаморфозы Партии регионов
15.04.2008 12:43
...увядания. Украинские партии – увы! – преимущественно однодневки.

И на их фоне Партия Регионов, сохраняющая свою политическую потенцию на протяжении сравнительно длительного времени, выглядит неким феноменом. Но и феномены не бессмертны. Сегодня можно говорить об остром кризисе, которому подверглась Партия Регионов. Мы являемся свидетелями увядания некогда мощного проекта.

Особенностей проекта «Партия Регионов» было несколько. Во-первых, этот проект мыслился как альтернативная партия власти и мог существовать только как коллективная воля членов партии к приходу к власти. Во-вторых, он мог существовать и развиваться за счёт энергии отдельно взятого региона – Донбасса (позже – за счёт высвобожденной во время Оранжевой революции энергии Юго-Востока Украины, и в этой связи проект ПР – это яркое следствие Майдана - возможно, более яркое, чем Ющенко). В-третьих, успешность проекта могла обеспечиваться только благодаря консолидации кадров и ресурсов вокруг тандема Янукович-Ахметов. В четвёртых, ПР – это спекулятивный проект, и спекуляция на политических лозунгах была возможна только до тех пор, пока оппоненты из оранжевого лагеря выдвигали как антитезис рьяное желание спекулировать на тезисах-антиподах.

Но!

У Партии Регионов – при ярко выраженной программе-минимум (приход к власти, достижение власти, обретение власти) не было видимой программы-максимум (для чего, собственно, им необходима эта самая власть). Как только ПР в августе 2006 года превратилась из альтернативной партии власти в фактическую партию власти, как внутри Партии Регионов начал отмечаться серьёзный кризис, который сначала вылился в игнорирование окружением Януковича потребностей окружения Ахметова (в правительстве Януковича в 2006 – 2007 годах практически не было людей, близких к владельцу ФК «Шахтёр»), а позже – в игнорирование Ахметовым потребностей Януковича и его группы. Яркая иллюстрация этого – сепаратные переговоры «ахметовцев» с Ющенко и Балогой, откровенное сотрудничество – вплоть до делегирования близкой к Ринату Леонидовичу Раисы Богатырёвой на пост Секретаря Совбеза.

Как следствие – одна за другой начали сыпаться те уникальные особенности, которые определяли лицо ПР. На последних выборах в Верховную Раду ПР получила рекордное количество голосов, но при этом потеряла присутствие в ВР в количественном измерении, а также не смогла сформировать парламентское большинство и коалицию. Разногласия между Януковичем и Ахметовым достигли апогея и превратились в секрет Полишинеля.

На юго-восточном направлении начали появляться новые политические проекты (например, Союз левых сил Василия Волги), к которым начали досыпаться проценты от былого рейтинга ПР. Существенно усилили свои электоральные позиции коммунисты и Блок Литвина – опять же за счёт регионалов. На сегодня ПР потеряла около 10% голосов избирателей и существенно уступает в популярности Блоку Юлии Тимошенко (к слову, тоже потерявшему свои прежние электоральные позиции, но немного меньше, чем ПР).

Но всё же существуют основания говорить о том, что Партия Регионов попытается найти свой путь к политическому воскрешению. И путь воскрешения – это отнюдь не путь сепаратных сделок с БЮТ по поводу некоторых земельных законов или игра в поддавки на поле киевских выборов.

Во-первых, это путь очищения. И не только в смысле катарсиса, но и в смысле партийных чисток. Партия не может продолжать жить в состоянии организационной шизофрении, когда лидеры ПР на протяжении одного дня делают противоречащие друг другу заявления.

Во-вторых, партия может превратиться в серьёзную политическую группу поддержки Виктора Ющенко на второй президентский срок. Либо в группу поддержки инициатив Юлии Тимошенко по ослаблению президентского окружения. Играть одновременно в игры с Тимошенко и с Ющенко, как это мы наблюдаем сейчас, - это уже не просто политическое проституирование. Это отсутствие позиции. Это заявка на постепенный уход в утиль и на маргинес. В своё время в подобные игры – но с другими игроками – пытались играть и покойный Вячеслав Максимович Чорновил, и лидеры Компартии. Где сейчас Рух? Где сейчас коммунисты? Бедная Караганда!

В-третьих, партия просто вынуждена пересмотреть свою политическую программу, иначе в дальнейшем расхождение программных целей с практикой деятельности грозит самой партии уже даже не шизофренией, а болезнью Дауна: лишней «хромосомой», разрушающей нормальное развитие, является вопрос НАТО. ПР в своей программе ратует за европейскую и евроатлантическую интеграцию, но при этом в сессионном зале ВР надувает шарики и блокирует трибуну. А по ТВ пускает слюни и кричит об угрозе, исходящей от Альянса. И это – не единственный слабый пункт в программе ПР.

В-четвёртых, ПР следует в полной мере использовать фактор оппозиции. Сказав «А», надо говорить и «Б». Что толку в оппозиционном правительстве, если оно не продуцирует идеи? Что толку в пребывании в оппозиции, если не используются квоты и возможности? Фактически можно смело говорить о том, что ПР не выполняет своей общественной роли, той гражданской функции, которую налагает пребывание в оппозиции. Оппозиция – это когда у власти в буквальном смысле этого слова горит земля под ногами. Что видим мы? «Позвольте Вас покритиковать, дорогая Юлия Владимировна?» «Не соблагоизволит ли достопочтенный Виктор Андреевич выслушать пару слов критики в свой адрес?».

В-пятых, необходимо решить вопрос с выдвижением из среды ПР кандидата в вице-спикеры парламента. Эта проблема может быть решена в случае выдвижения на этот весомый пост опытного политического игрока с реальным ресурсным весом в партии. То, что среди кандидатов называется имя Андрея Клюева – бывшего вице-премьера правительства – положительный показатель. Крупный бизнесмен и серьёзный политик, Клюев способен укрепить положение Яуковича в партии и одержать верх над некоторыми оппозиционно настроенными к лидеру ПР политическими группами.

В-шестых, необходима комплексная программа перестройки партии, реформирования ПР, разработки концепции концепции продвижения партии на Запад. Иначе политические оппоненты внедрят программу продвижения на Восток. В принципе, речь уже идёт о том, какая из концепций будет более выигрышной – Ex Oriente Lux или Drang nach Osten.

На всё – про всё у Партии Регионов остаётся не более полугода. Уже ближайшие события покажут, сможем ли мы стать очевидцами перемен внутри партии. И если сможем – то будут ли это мутации, трансформации или полураспад?
Кость Бондаренко
«Главред»