«ОДКБ превращается в военно-политический блок»
09.02.2009 12:38
...структуры на качественно новый уровень существования. ОДКБ де-факто превращается в военно-политический блок. Его элементы в виде обязательств по обеспечению взаимной безопасности (в случае нападения на одного из членов ОДКБ или его угрозы) есть уже в системе договоров между участниками ОДКБ. Но фраза Медведева о том, что мы создаем объединенные силы «не менее эффективные, чем соответствующие силы НАТО», является ключевой.

Это не просто разговоры или риторика - Россия передает в состав коллективных сил 98-ю (ивановскую) дивизию, а также 31-ю (ульяновскую) бригаду ВДВ. А это настоящая элита российской армии. Речь идет о частях, находящихся в полной боеготовности с опытом участия в боевых действиях в горячих точках. Офицеры и командиры этих частей реально воевали, находясь в самых жестких условиях.

РФ материализовала военный пакт на постсоветском пространстве

При этом те части, которые будут участвовать в коллективных силах со стороны наших союзников, тоже не надо недооценивать (даже киргизские). Не говоря уже о казахских и белорусских. А что касается Армении, то в свое время даже была такая шутка, что самая боеспособная сила нашего Генштаба - это карабахская армия (я заранее извиняюсь перед азербайджанцами и еще раз повторяю, что это шутка). Армянские военные части на самом деле находятся в хорошей боеготовности - точно не хуже, чем у НАТО. Потому что среди стран Североатлантического альянса тоже существуют только единицы государств, которые имеют армию, способную воевать (или даже подразделения).

Советская военная школа вкупе с сохраненным офицерским составом позволяет рассчитывать на то, что это будут очень серьезные вооруженные силы. Материализация «военного пакта» на постсоветском пространстве ставит остальные решения в совсем иной контекст. В частности, создание общей ПВО с Белоруссией. Теперь это отнюдь не только «сотрудничество по защите воздушного пространства». Кстати говоря, до этого общее ПВО и так существовало. Это реальное объединение стратегически важного элемента национальной безопасности. В этих условиях говорить об «играх Лукашенко с Западом» не приходится. И Лукашенко, и Каримов, и лидеры Киргизии имеют право и возможность устраивать свои отношения с Западом на достаточно прагматичной основе, но при этом не в ущерб тем взаимным гарантиям безопасности, которые существуют в рамках ОДКБ. А то, что они теперь существуют,- это факт. И это означает уже совершенно иной контекст.

Киргизы от нас теперь уже никуда не денутся

Так же как, например, в НАТО, где различные внутренние противоречия между участниками этого блока, трения и разногласие в подходах к отношениям, в частности с Россией, все равно гарантируются неким общим военно-политическим «колпаком». Это уже совсем другая история. Вот говорят, что Киргизия получила $2 млрд плюс еще безвозмездную помощь, а за это отдала свою базу Кант (авиабаза Кант - военный аэродром в 20 км от Бишкека, который используется ВВС России; американская база, о выводе которой с территории Киргизии объявлено на днях, расположена в бишкекском аэропорту Манас.- Прим. KM.RU). А если американцы дадут больше, то киргизы снова переметнутся. Ни фига! Уже не то - контекст другой.

Да, Киргизия, возможно, играла. Она остро нуждается в финансовой помощи. Но если мы делаем ставку в обеспечении своих стратегических интересов безопасности на эту страну, то есть логика помочь ей в крайне тяжелых условиях. То же самое касается, кстати, и Белоруссии. Тем более что таким образом мы потенциально расширяем наше Единое экономическое пространство. И вот здесь я бы обратил внимание на одну вещь. Часто приходится слышать, что «надо начинать с экономической интеграции» и что «экономика - это главное». Но экономическая интеграция всегда идет очень тяжело, если она не подкреплена никакими силовыми гарантиями среди новых элит, которые очень уязвимы психологически с точки зрения проникновения в экономику и в финансовую систему со стороны более сильных игроков (даже вроде бы как дружественных).

В основе экономической интеграции должен лежать военно-политический аспект

Поэтому все интеграционные проекты системно срывались. Я уже много раз говорил о том, что нас обманули. Причем специально. Никакая реальная экономическая интеграция не возможна, если в ее основу не положен военно-политический аспект. Никакого общего рынка и «союза угля и стали», а тем более ЕС не было бы, если бы не было НАТО. Потому что колоссальное количество мелких, средних и крупных текущих экономических противоречий между различными структурами и элитами этих стран не выходят на политический уровень. Но тем не менее они все равно существуют. Некоторые из них решаются с трудом, а некоторые вообще не решаются в течение долгого времени. Но эти противоречия остаются в сфере торга, экономики и переговоров, не сублимируясь в какие-то политические «разборки».