Сколько стоит «свобода слова» в Днепропетровске?
13.03.2009 14:08
...орать «держи вора», переключая внимание толпы на несуществующую проблему. А сами, под шумок, скрываются в тень. Но это – классика. В нынешние времена пойманный за руку подает другие театральные реплики: «спасайте демократию» или «защитим свободу слова»!

Немного истории

Понятие «déjà vu» (дежавю) ввел в обиход французский психиатр, и означает оно нечто, уже виденное ранее. То, что сегодня происходит вокруг государственного 51 телеканала, все нынешние акции и телемарафоны – есть дежавю «второй свежести». Всю сегодняшнюю водевильную истерику мы уже видели, слышали и проходили. Не верите? Давайте поднимем подшивку старых газет.

Газета «Лица» (июль 2004): «В. Шилова, стремясь любой ценой и любым способом пробиться в руководство ДОГТРК (хотя бы в замы), не гнушается поливать грязью коллектив во всех высоких инстанциях».

Газета «Событие» (февраль 2007): «Со сменой руководства на «51 канале» (назначение и.о. гендиректора телекомпании депутата облсовета Виталии Шиловой.- ред.) часть трудового коллектива протестует и считает, что нововведения душат свободу слова»…

Тогда, чтобы возглавить государственный телеканал, Шилова прибегла сначала к услугам «Беркута», затем – к услугам частного охранного агентства. Все недовольные были уволены. Прошло два года. И сегодня недовольной оказалась сама Шилова. А главным её аргументом стали слова о том, что – «защищая её, мы защищаем свободу слова».

Откровенно говоря, трудно понять: чем «свобода слова» образца 2007 года отличается от «свободы слова» образца 2009? Почему первую можно было игнорировать, а вторую – спасать?

Те же французы запустили по свету еще одно известное выражение «шерше ля фам» – ищите женщину. В истории вокруг государственного имущества (а 51 канал именно таковым и является) имя этой женщины – экономика и финансы.

Немного экономики

Как и любая другая государственная телекомпания, 51 канал – гол, как сокол. Источники его финансирования: немного из госбюджета (по линии Госкомтелерадио), немного из областного бюджета, немного от рекламы. Но, если все эти три «немного» сложить вместе – получается весьма круглая сумма. Только областной бюджет и только в прошлом году выделил Виктории Шиловой порядка 5 миллионов гривен «на развитие».

И, как только у областных руководителей возникло резонное желание – проверить, как израсходованы эти миллионы, так именно в эту минуту и начинается скандал на 51 канале, который вторую неделю подряд пугает доверчивых обывателей рассказами о том, как их «душат за правду». И это – тоже дежавю. Не верите? Берем в руки подшивку областной газеты, которую редактирует верный Шиловский товарищ по партии и областному совету Татьяна Валигурская.

Газета «Днепровская правда» (май 2007): «Давно известно - если определенное животное за хвост оттаскивают от корыта, оно, это животное, очень громко визжит и возмущенно хрюкает. А тут - не просто корыто, тут - бюджетная кормушка! Вот и раздается то стон, то визг, то хрюканье... Нет, не получилось …обмануть по-настоящему думающих читателей, они верно разобрались, что за всей этой шумихой …стоит элементарное нежелание пока еще главного редактора отчитаться об использовании бюджетных средств».

В цитируемой статье рассказывается о том, как депутат Шилова хотела проверить расходование средств областного бюджета областной газетой «Зоря». Редакция газеты в ответ заявила, что идет открытое давление власти на «свободу слова».

Скажите пожалуйста: чем принципиальным история 2007 года отличается от истории 2009 года? И там и здесь – деньги из областного бюджета. И там и здесь – необходимость финансовой проверки. И там и здесь – ответный крик проверяемых о том, что проверяющие наступают на хвост… свободе слова! Чистой воды бред.

Финансовые проверки бюджетных учреждений должны быть постоянными и систематическими, только так можно защитить наши народные деньги от разбазаривания. А уж если для таких проверок есть дополнительные мотивы…

Немного криминала

Не вчера, и не в феврале 2009, а летом 2008 года КРУ (контрольно – ревизионное управление) области по итогам плановой проверки 51 канала вынуждено было написать письмо областному прокурору Шубе. Процитируем только один абзац: «Ревизией установлены финансовые нарушения на общую сумму 224,2 тыс. гривен, из которых нарушения, приведшие к убыткам – 54,4 тысяч гривен».

Какие выявлены нарушения? Классические: завышение стоимости ремонтных работ, завышение должностных окладов руководителей и недоплата зарплаты рядовым работникам, нарушение правил тендерных закупок. Были и специфические телевизионные нарушения: деньгами облсовета «Укркосмосу» заплатили за вещание 51 канала через спутник, а лицензии на вещание у канала не было. Или – оплатили право на показ в эфире 12 художественных фильмов, а фильмы не показали. Да и были ли эти фильмы вообще? Тогда проверяющие, помимо письма прокурору, составили и протокол об административной ответственности руководства канала по ст.164-2, за «отсутствие или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов» предприятия.

По известным всем причинам, письмо в руки прокурору Шубе не попало, прокурор трагически погиб. А новый прокурор о нем может и не знать. На всякий случай указываем исходящие данные письма № 03.3-03-17/4596, июнь 2008 года. Его можно найти в архиве прокуратуры или КРУ. И тогда разговоры о «свободе слова» уже не прикроют любителей «свободного обращения» с бюджетными деньгами.

А сегодня разворачивается уже новая криминальная история – о следующих 5 миллионах бюджетных гривен. Пока проверка не закончена (а 51 канал сопротивляется именно этой проверке), развешивать ярлыки не гоже. Мы и не будем. Просто объясним из-за чего такой шум.

Речь идет о том, что канал за бюджетные деньги покупал телевизионное оборудование. На госзакупках такого объема обязательно проведение тендерной процедуры. Потенциальные продавцы должны доказать свою легальность и опыт работы в этом бизнесе, должны предложить наименьшие цены и наилучшие условия технического обслуживания. В Украине зарегистрировано менее десятка официальных представителей - поставщиков импортного телевизионного оборудования. Казалось бы, тендер должен был проведен между ними.

Ан, нет! Областное телевидение провело многомиллионный тендер среди двух никому не известных фирм: ЧП «Гарант-Сервис» (на 936 тысяч) и ООО «Новейшие технологии и коммуникации» (на 2 млн 495 тысяч гривен). Самое смешное (или грустное) то, что обе фирмы представлял на тендере один и тот же человек по имени Дарваиш Фахри Мустафа. Можно себе только представить, какие замечательные условия он предложил. Но вопрос даже не в фамилиях и не в условиях. Любой украинский специалист в телевидении сразу задаст себе вопрос: «а что и чем может гарантировать ЧП во исполнение результатов тендера»? ЧП – это единый налог и классическая украинская схема отмывания бюджетных денег.

В нашем случае цепочка получается такая: предложение по финансированию СМИ готовит депутатская комиссия облсовета во главе с Викторией Шиловой. Тендер назначает генеральный директор ДТРК Виктория Шилова. Проводит тендер заместитель генерального директора Шиловой – Агапов. Оборудование от поставщика должна получить и зафиксировать это подписью в документах Шилова. А в конце – за правильное расходование средств директор Шилова отчитывается перед депутатом Шиловой. Круг замкнулся.

А вот и областной УБЭП утверждает, что даже на конец января оборудование на сумму 2240 тыс. гривен на баланс 51 телеканала так и не поступило. А оборудование на сумму 1550 тысяч гривен вообще до Днепропетровска не доехало. Это при том, что уже 30 декабря 2008 года директор и бухгалтер канала отчитались перед областным казначейством о «стопроцентном получении оборудования». Но ни одного документа о наличии аппаратуры и о проведении тендера для проверки не представило. Вместо этого – крики о «свободе слова»

Как вы думаете: почему Шилова не может или не хочет доказать свою честность самым простым и наглядным методом – предъявить документы и закупленное оборудование?

Найдите ответ сами.

Немного о будущем

Кстати, есть еще одна закономерность. Опыт работы с большими бюджетными деньгами активно сказывается на росте политических аппетитов. В тот период, когда КРУ выставило замечаний на 200 тысяч – Шилова хотела быть мэром. Когда возник вопрос о миллионах – Виктория выдвинула себя в губернаторы. По крайней мере, кто-то ведь всунул в руки пикетчиков недвусмысленный лозунг «Шилова – наш губернатор». А если завтра проблем у неё окажется миллионов на 20? К тому времени, глядишь, Тимошенко пересядет в кресло президента, а кресло премьера освободится. Главное, чтобы схема работала бесперебойно: сама себе выделяю деньги, сама трачу, сама себя контролирую.

А если проверить финансовые потоки попробует кто-то чужой, не вписывающийся в привычную схему, дать по рукам ему очень просто. Достаточно громко (но очень громко!) закричать: «держи вора», нет, пардон, кричать надо другой текст: «защитите свободу слова»…

Самое грустное, что скандал вокруг областного телевидения затихнет не скоро. Вот уже и мудрый Литвин помимо своей воли втянут в разборки, вот подключилась и Администрация президента, которая болезненно реагирует на «свободу слова».

Губернатору приходится участвовать в этом конфликте, хотя он, по своим полномочиям не может не назначать, не увольнять руководителя 51 телеканала, это – прерогатива госкомитета по телевидению и радиовещанию.

Правда, Нацсовет по телевидению, который имеет возможность влияния на назначение директоров региональных государственных телеканалов, уже едет к нам с серьезной проверкой. И, поговаривают, что у них появилась идея – как развязать узелок проблем днепропетровского телевидения – пригласить на должность директора «варяга» из столицы. Профессионального и не заангажированного ни одной из партий или местных бизнес - группировок.

Даже, вроде как, уже обсуждалась кандидатура Светланы Коляды, которую «варягом» и не назовешь. Она известна днепропетровцам еще со времен «ВЛД-бразерс», потом её забрали в Киев для проектов национального уровня. А в последнее время Коляда возглавляла всеукраинский экономический канал UBC. В конечном счете, фамилии и кандидатуры и не важны. Важен подход.

Сформулируем главную задачу так: все последние годы народ категорически устал от этого постоянного фарса, когда любое воровство и любая бесхозяйственность на любом уровне прикрывается лозунгами о демократии, о партийной целесообразности, и о всё той же пресловутой свободе слова. Если «свобода слова» дает право на свободу манипуляций с народными деньгами, то от такой свободы я лично отказываюсь. Ибо знаю – сколько денег вынесет она из моего и вашего карманов. По крайней мере, цену этой «свободе слова» в Днепропетровске уже определили: от 2 до 5 миллионов бюджетных гривен.
Сергей Владимиров
"Вечерний город"