Какой стране нужен Литвин?
12.11.2009 10:30
...кампании утвердился на позициях заметно левого и вполне пророссийского политика. Чего только ни сделаешь ради голосов...

«Только он наведет порядок»

На особенностях предвыборного пиара-2009 во многом сказываются не столько идеологические различия кандидатов («диагностировать» платформенную специфику часто весьма непросто), сколько их функциональные возможности. Каждый имеет возможность действовать в пределах радиуса своей «колокольни». Президент упирает на внешнюю политику и критикует правительство. Правительство спасает страну от кризиса и гриппа и критикует президента и оппозицию. Оппозиция критикует президента и правительство за то, как именно они спасают страну от кризиса, гриппа и внешней политики... Такие «пиар-роли» распределены достаточно четко. Остальным же приходится отвоевывать уютные «ниши» в борьбе друг с другом и «функционерами», используя любой информационный повод и, зачастую, столь близкие «антикризисным» умам левые устремления.

Стартовые возможности спикера в президентской гонке, хоть и не совсем мизерные, но все же вряд ли могут внушить чрезмерный оптимизм. Рейтинги главы Верховной рады невысоки: от полутора до (в редких случаях) пяти процентов, но чаще социологи выдают цифры в диапазоне 2,1-3,3 процента. Имидж солидного серьезного политика-»центриста» хоть и не вызывает сомнений, но необязательно может быть конвертирован в успех «третьей силы». Да и должность не предполагает каких-либо глобальных свершений, которые непременно будут зачтены на избирательных участках. Но и в таких условиях Владимир Литвин делает все, что может.

Пребывание на должности председателя ВРУ однозначно работает в пользу кандидата. С одной стороны, президиум парламента - замечательная трибуна для донесения до потенциальных избирателей если не своей позиции, то хотя бы представления о собственной принципиальности и важной роли в политическом процессе. Иначе как бы народ узнал о выдержке, высокой ответственности и способности думать о завтрашнем дне, которые характерны для лидера блока имени себя, если бы не «фирменные» реплики «Люди добрые, что ж мы делаем!» или «Опомнитесь, люди добрые!». С другой стороны, многие «функциональные» моменты «наведения порядка» в парламенте при желании тоже можно поставить на пиар-службу. Например, попытку запретить практику блокирования трибуны или лишить депутатов зарплаты во времена «блокадного» простоя.

Еще одним плюсом пребывания на третьей по масштабу должности в стране работает внимание, которое пресса автоматически уделяет любым заявлениям высокопоставленного спикера. Благодаря этому избиратели могут узнать мнение претендента на президентский пост по многим актуальным вопросам. В масштабах комментирования всевозможных тем Владимир Литвин вряд ли уступает кандидатам-информационным тяжеловесам (лидерам рейтинга и действующему президенту), будь-то внешняя политика или эпидемия гриппа. Правда, поскольку возможности для непосредственного воздействия на ситуацию у главы парламента ограничены, во многих случаях ему приходится обходиться либо громким порицанием а ля обвинения в БЮТ-факторе начала эпидемии гриппа, либо активной рекламой на перспективу. В духе своей предвыборной агитации, Владимир Литвин не забывает, что именно он наведет в стране порядок. Но по дороге к этому порядку порой увлекается. Во всяком случае, другие кандидаты не спешат брать на себя ответственность за кризис в стране. А Владимиру Литвину, судя по тому, что он делает «невозможное, чтобы удержать страну на плаву», решить все проблемы - задача вполне посильная.

«Только он будет служить людям верой и правдой»

Для того чтобы узнать, какой именно станет страна после того, как голосованием подтвердит свою острую необходимость во Владимире Михайловиче, стоит ознакомиться с предвыборной программой кандидата. И уже поверхностное ее прочтение заставляет задуматься о партийной принадлежности главного «агрария» страны. Социальный ее крен настолько глубок, что сходу вызывает мысли по поводу «левее левого». Впрочем, не исключено, что особенности «службы народу верой и правдой» объясняются естественным для украинских политиков желанием понравиться как можно более широким электоральным массам.

Главные черты программы Владимира Литвина - это замена во многих случаях экономической программы социальной, внимание к проблемам села и экологии и крайне спокойное отношение к темам внешней политики и безопасности. Проще говоря, на «ядро» избирателей, например, Виктора Ющенко, для которых свято слово «евроинтеграция» спикер не претендует. Зато поклонники социального популизма в духе большинства политиков непременно найдут в программе что-то свое.

Несмотря на свою любовь пояснять, что все вокруг неправильно борются с кризисом, собственно антикризисным мерам спикер уделяет не слишком много внимания. Ярче всего выглядят обещания комплексным путем стабилизировать курс (без единого уточнения, как именно это будет делаться), оставлять большую часть средств в местных бюджетах да обязательства всецело содействовать развитию малого и среднего бизнеса, которое кочует из программы в программу. Есть и другие рацпредложения, например, реприватизация предприятий в случае невыполнения собственниками условий разгосударствления или налога на сверхприбыль, но и в этих случаях, «социалка» выходит на первый план.

Любить народ Владимир Михайлович планирует с размахом. Вместо прожиточного минимума и минимальной зарплаты он предлагает ввести «социальный стандарт», рассчитываемый четко по потребностям. Вместо дифференцированных коммунальных тарифов - единые по всей стране. А в остальном, все - как в лучших традициях социально ориентированных программ: большие пенсии, дешевое жилье, здоровый народ (например, предложение провести всеобщую диспансеризацию и выправление «паспортов здоровья» впечатляет своим масштабом), «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». Новации и льготы для села тоже соответствуют общепринятым нормам, а вот окружающей среде Владимир Литвин уделяет внимания, в среднем больше, чем прочие кандидаты - и все в духе европейских «зеленых» с их заботой о высоких экологических стандартах... И даже обороноспособность Владимир Литвин воспринимает через социальную сферу. Для «создания современных вооруженных сил» по спикеру, нужно, во-первых, выделять армии 2% ВВП, а в остальном - повышать уровень жизни военнослужащих. Модернизация вооружения и прочие «мелочи» остались за кадром.

По большому счету, основная часть предложений кандидата в президенты соответствует базовому представлению о том, что нужно обещать, чтобы народу понравилось. Высокие стандарты жизни (правда, без конкретных цифр, к чему тяготеют некоторые другие участники забега), борьба с коррупцией, те политические изменения, которые близки всем (отмена неприкосновенности, сокращение числа депутатов, открытые списки) - все это в программе Владимира Михайловича есть. И чуть ли не единственным намеком на «вычленение» определенного сегмента аудитории служат программные намеки на внешнюю политику. Внеблоковость, дружба со всеми, единое экономическое пространство - ориентация на пророссийское население налицо, разве что русскому языку обещается статус не государственного, а языка межнационального общения. И эти свои приоритеты а ля рюс спикер, не таясь, подробно рекламирует в публичных выступлениях.

Стране Х нужен Литвин

Внешнеполитическая тема (с обязательным языковым уклоном) - слишком ценный пиар-аргумент, чтобы политики могли избежать соблазна лишний раз о нем вспомнить. Традиционно кандидаты делятся на три большие группы, хоть возможны и промежуточные вариации. Представители первой являются сторонниками максимальной интеграции в западные международные структуры. Яркие «образчики» второй - устремляются в направлении незыблемости восточнославянского единства. А «середнячки» из третьей предпочитают выбирать из стандартного ассортимента тезисов наиболее безобидные и приятные умам избирателей: мир во всем мире, ЕС нас подождет, но дождется, с соседями дружим, но в меру. По имиджу и по программе Владимира Литвина можно с некоторой натяжкой отнести к третьей группе, хотя «внеблоковым статусом» обычно предпочитают размахивать ярые сторонники ограниченного (или неограниченного - у кого какие предпочтения) воссоединения со «старшей сестрой». Но многочисленные заявления спикера в общении с журналистами и на встречах с потенциальными избирателями месяц от месяца становятся все более пророссийскими.

К началу официальной предвыборной кампании за спикером «числился» уже ряд бодрых внешнеполитических формулировок, некоторые из которых сделали бы честь и Петру Симоненко с Александром Морозом, если и не самой Наталье Витренко. Судя по последним риторическим трендам, главным рынком сбыта украинских товаров Владимир Литвин видит единое экономическое пространство, а Россию - основным стратегическим партнером. Не оставляет своим вниманием кандидат в президенты и традиционные спорные вопросы. «Я убежден, что нам нужно отказаться от тезисов о вступлении Украины в НАТО», - таким нехитрым путем спикер планирует спасти страну от возможного раскола по «геополитической» линии. «Надо сделать все, чтобы Черноморский флот Российской Федерации продолжил аренду баз в Крыму и после 2017 года на взаимовыгодных условиях», - одна из самых сложных тем для Владимира Литвина совсем не является проблемой. «Со стороны России не происходит никаких активных действий, направленных на дестабилизацию ситуации на (Крымском, - «Подробности») полуострове. Ее дестабилизировали украинские политики крайних политических ориентаций», - глава парламента прекрасно знает, как успокоить пророссийски настроенных крымчан. «Я категорически не согласен с политикой президента, когда все беды и исторические обиды адресуются в сторону России», - не брезгует Владимир Михайлович и методом отстройки от такого конкурента, как Виктор Ющенко. Но большинство тезисов, по всей видимости, адресованы не на Банковую, а избирателям и, может быть, даже в Москву.

Резкое предвыборное «полевение» Владимира Литвина может объясняться кризисной спецификой нынешней кампании. Лишь для немногих политиков проблемное положение украинских дел служит поводом для анонса более-менее комплексной экономической программы. Большинство ограничивается тезисами, которые для предположительно голодающих и нищающих людей будут ближе. Поэтому социальный крен спикера не удивляет, в отличие от пророссийского. Впрочем, последний тоже можно объяснить. Как известно, место «самого московского» кандидата в президенты, по большому счету, вакантно. В Кремле неоднократно уточняли, что вмешиваться в украинские выборы тамошние обитатели не будут (что после двукратного поздравления Виктора Януковича Владимиром Путиным вполне объяснимо). Соответственно, кто бы ни был милее сердцам российских руководителей - «формальный» Виктор Федорович или, быть может, «фактическая» Юлия Владимировна - официальной «отмашки» не было. Стало быть, за гордое звание может побороться любой желающий, планирующий собрать голоса на Востоке и Юге страны. Включился в гонку и Владимир Литвин, не только претендующий на свой традиционный электорат (скорее, Центр и, скорее, сельская местность и небольшие города), но и лавирующий между нишами, как левых соперников, так и Виктора Януковича... Насколько успешным окажется подобный программный демарш - продемонстрируют выборы. Ведь только избиратели могут ответить на вопрос: какой именно стране нужен «такой» Литвин?
Ксения Сокульская
«Подробности»