Средняя Азия в огне
14.06.2010 10:37
...структуры. Высказываются предположения, что резня на юге республики специально «приурочена» к саммиту Шанхайской организации сотрудничества, который проходил в Узбекистане. Между тем ситуация обостряется - резня узбеков может обернуться не только гуманитарной катастрофой, но и дестабилизацией всего региона и развалом киргизского государства. Руководство Кыргызстана зовет на помощь Россию. Кремль в свою очередь не готов вмешиваться во внутренний киргизский конфликт.

Неспокойный юг

Киргизско-узбецкие конфликты на юге Кыргызстана имеют давнюю историю. Достаточно вспомнить Ошскую резню 1990 года, когда еще в СССР перекрывали границы союзных республик с тем, чтобы не допустить эскалации конфликта. Тогда камнем преткновения стала земля. Когда в 1990 года население Киргизской ССР стало требовать землю под индивидуальное жилищное строительство в городах, что запрещалось законодательством СССР, власти решили не мудрствовать лукаво. Землю дали. Притом дали таким образом, что киргизам в Оше досталась земля узбекского колхоза. Масло в огонь подлило и то, что узбеки на волне роста национального самосознания начали требовать автономии Ошской области. В итоге начались межэтнические столкновения. Узбеки вырезали киргизов, киргизы - узбеков. Из Узбекской ССР на помощь соплеменникам отправилось несколько тысяч человек. В свою очередь киргизы из разных регионов Киргизской ССР спешили на помощь своим соплеменникам. В результате Ошской резни по разным оценкам погибло около 1200 человек.

Юг Кыргызстана традиционно является наиболее плотно заселенным узбеками регионом республики. Общая доля узбекского населения в Ошской и Джалалабдской областях превышала 50%. Вместе с тем, во власти узбеки практически не были представлены. Ущемлялись и культурные подтребности узбеков. «Коренным населением области фактически являются узбеки, численность которых в области насчитывается в пределах 560 тыс. человек. Если в целом по республике численность узбеков составляет 30 процентов от общего населения республики, то в Ошской области (в КССР Джалалабадская область была районом Ошкской), то есть в зоне компактного проживания, составляет больше 50 процентов... Язык компактно проживающего большинства населения узбеков остался ущемленным...Коренные жители узбеки чувствуют себя чужеродными этническими группами населения Киргизии», - говорилось в обращении джалалабадских аксакалов к руководству СССР в 1990 году. Не изменилась ситуация и 20 лет спустя. «Если говорить о всех трех ветвях власти хоть в региональном, хоть в республиканском разрезе - налицо все признаки мононационального государственного устройства. В центральных и областных органах власти присутствует несколько «дежурных» и «заранее со всем согласных» узбеков - к примеру, такие люди есть в областной администрации и в управлении внутренних дел области. В Жогорку Кенеше (парламенте) тоже всегда было пять-шесть узбеков, которые только защищали свои личные бизнес-интересы и не пытались защищать права узбеков», - передает «Фергана.Ру» слова джалалабадского правозащитника Абдулмалика Шарипова.

Кроме национального вопроса юг страны печально известен засильем криминальных группировок. Притом, нельзя сказать, что властям данная проблема не была известна. Напротив, они зачастую пользовались поддержкой криминальных авторитетов. Так, один из них Рыспек Актамбаев в свое время помогавший свергнутому президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву со товарищи в «тюльпановой революции», после того, как новый премьер-министр Феликс Кулов начал облаву на криминальных авторитетов, смог добиться смещения неугодного премьера. Другой криминальный авторитет - узбек Айдек Мирсидиков - был убит 7 июня. «Бакиевцы лишились криминальной «крыши»«, - так отреагировал на смерть этого человека исполняющий обязанности губернатор Джалалабадской области Бектур Асанов. Что интересно - именно Мирсидиков, прозванный в народе «Черный Айдек» был ответственным за беспорядки на юге Киргизстана в мае этого года, когда «бакиевцы» пытались вернуть себе власть. У него на пути встал... лидер узбекской общины Кадырджан Батыров. Позже Мирсидиков обвинил Батырова в поджоге домов бывшего президента Бакиева и его родственников, что способствовало росту антиузбекских настроений среди киргизов. Кроме того, в ходе беспорядков, инициированных Мирсидиковым, был разгромлен Узбекско-киргизский университет дружбы народов, принадлежащий Батырову. Несмотря на то, что Батыров поддержал Временное правительство Кыргызстана, даже новой власти он был невыгоден. Его заявления о предоставлении узбекскому языку статуса государственного и усилении роли узбеков, которых по разным подсчетам от трети до одной пятой населения республики, в управлении страной вызвали резкую критику со стороны Временного правительства. Батырова даже объявили в розыск. Позже он в эфире одного из телеканалов зачитал извинения перед киргизским народом.

Однако страсти улеглись ненадолго. 11 июня они вспыхнули с новой силой. Беспорядки были инициированы криминалитетом. «Дерзкие, циничные преступники, назвавшись «узбеками», громили дома этнических киргизов, поджигали «киргизские» магазины, оскорбляли и избивали киргизских стариков и детей. Назвавшись «киргизами», те же самые головорезы громили «узбекские» кафе и базары, лавки и дома культуры, автомобили и частные жилища. Жестокая провокация достигла своей цели: по улицам и махаллям пошла цепная реакция, око за око, кровь за кровь», - считает главный редактор информационного агентства «Фергана.Ру» Даниил Кислов. Его слова подтверждают местные жители, которые уже заявили о том, что провокаторы пытались сорвать мирные узбекско-киргизские переговоры. Эксперты во всем винят бывшего президента Курманбека Бакиева. Именно он имел достаточно тесные связи с криминальным миром региона и именно он заинтересован в дестабилизации обстановки в республике. Введение миротворческого контингента, на чем настаивал в том числе и Бакиев, помогло бы ему вернуться во власть.

Среднеазиатское Косово

Юг Кыргызстана сегодня аналитики называют «среднеазиатским Косово». И не зря. Этот традиционно узбекский регион Кыргызстана был миной замедленного действия, которая, судя по всему, таки взорвалась. Узбеки Кыргызстана добивались культурной и политической автономии не один десяток лет. Их чаяния поддерживали и соплеменники в Узбекистане. С ухудшением экономической ситуации в Кыргызстане узбеки, в отличие от киргизов, не спешили покидать родной край в поисках лучшей доли. В итоге их численность на юге Кыргызстана возросла. Кроме того, в увеличении численности узбекского населения сыграли роль и печально известные события в узбекском городе Андижане в 2005 году. Тогда после кровавых боев исламистов с правительственными войсками множество мирных узбеков предпочло оставить свои дома и иммигрировать в Кыргызстан. С началом погромов на юге этой республики многие узбеки в Узбекистане хотели выдвинуться на помощь сородичам, но их остановили на границе. С другой стороны, принимавшие своих соплеменников в 2005 году узбеки теперь сами стали изгнанниками. Теперь они бегут в Узбекистан. Руководство Кыргызстана решило даже открыть границу между республиками. «Мы решили открыть границу в сторону Узбекистана и нашли в Ташкенте полное понимание, женщины, дети и старики могут переходить границу», - сказала глава Временного правительства Кыргызстана Роза Отунбаева. Ранее она просила помощи у России, но президент РФ Дмитрий Медведев дал ясно понять - Россия вмешиваться в киргизский конфликт не будет. Не будет участвовать в урегулировании конфликта и ОДКБ.

В итоге, киргизам приходится справляться своими силами: в Джалал-Абаде и Оше объявлено чрезвычайное положение, по всей стране объявлена мобилизация. А беспорядки в Ошской и Джалалабадской областях между тем не прекращаются. Число погибших на данный момент составляет около 80 человек, раненых - 1000. В городах и поселках - грабежи, изнасилования, поджоги и убийства. Политическая игра за возобновление влияния в стране обернулась катастрофой. Пока только для Кыргызстана. Но если так и дальше будет продолжаться, по угрозой окажется безопасность региона. Юг республики издавна знаменит не только криминальными группировками и межэтническими проблемами. Это еще и база для исламских фундаменталистов. В 1999 году на юге Кыргызстана велась «баткенская война», которая была вызвана вторжением с территории Таджикистана боевиков Исламского движения Узбекистана. Боевики после переговоров с правительством и уплатой выкупа за местных чиновников словно «растворились» в горах Баткентской области. 9 лет спустя, уже при президенте Бакиеве глава Госкоммиграции Кыргызстана Айгуль Рыскулова сказала: «Мы не можем держать границы открыто и прозрачно. Через наши границы проходят и сепаратисты, и террористы». С ухудшением ситуации в Кыргызстане исламские фундаменталисты получают прекрасный плацдарм для нападения на Узбекистан. Более того, под угрозой оказывается снабжение войск НАТО в Афганистане. Ведь именно в Кыргызстане, правда в северном, находится аэродром «Манас», арендованный США для обеспечения армий США и их союзников в Афганистане. Если ситуация не стабилизируется, мы можем увидеть другую Среднюю Азию - один большой Афганистан от Индии и до Казахстана, а в худшем случае - до России. Это будет источник наркотиков, оружия, очаг нестабильности для всей Евразии. И тут уже вмешиваться будет поздно.
Борис Рудь
«Подробности»