Местные выборы: индикатор лояльности
22.07.2010 11:35
...возвращаются, и нас будут различать не по паспортам, а по партийным книжицам. Не всех, конечно, а тех, кто как-то связан с политикой или работает в госструктурах.

Закон о местных выборах вроде бы, уменьшил их партийную составляющую. Но на самом деле целым рядом ограничений и расширительных толкований привязал к одной партии. Той, что на момент выборов будет у власти. Причем кандидату мало просто разделять идеологию этой политсилы. Он становится подотчетен (как и в советские времена) конкретной низовой организации. А отчитываться придется перед очень серьезными людьми - многие обкомы партии возглавили губернаторы.

«Новый закон о местных выборах, - отметил в комментариях директор Института управления им. Горшенина Владимир Фесенко, - это - стратегический инструмент, позволяющий, кроме всего прочего, взять под контроль поведение местных элит. С его помощью легко идентифицировать политическую «окраску», чтобы сразу можно было определить - кто свой, кто чужой».

Процесс этот, судя по «сигналам с мест», уже начался. Скандал вокруг так называемой «политической паспортизации» районов разгорелся на Западе страны. Оппозиционеры сигнализируют: райадминистрациям поручено заполнять анкеты из 20 вопросов. Речь в них идет о политических взглядах руководителей предприятий и учреждений, влиятельных людей района, о том, кого поддерживали на президентских выборах и с кем из них возможно сотрудничество. Все это, считает оппозиция, возвращение к практике КГБ. Представители власти успокаивают: речь идет всего лишь об «обычном изучении социально-политической ситуации на местах».

По словам политтехнологов, близких к ПР, каждой влиятельной персоне местного масштаба, пользующейся поддержкой людей, поступит предложение - баллотироваться в депутаты или мэры от правящей партии. При этом не важно, собирается ли этот человек выдвигаться от другой политсилы - «народно-литвиновской», «коммунистической» или даже оппозиционной, планирует ли вообще избираться. Без особых усилий пройти во власть, да еще при поддержке «направляющей и руководящей» - предложение, от которого трудно отказаться. Тем более что отказ будет расценен как проявление враждебности. Считать ли это использованием админресурса - судить читателю. Но ясно, что получим такой себе греческий принцип Солона по-украински - когда нейтралитет недопустим.

Вписывается в эту стратегию и «возрастной» ценз для новых партий (напомним, субъектами выборов могут быть лишь местные парторганизации, зарегистрированные за год до дня голосования). Региональной элите труднее в таком случае сбежать к «нейтральным» или, как минимум, более умеренным политикам. Ценз этот, в первую очередь, ударил по партиям успешных участников прошлых президентских выборов. «Сильная Украина» Сергея Тигипко потеряла более 700 партячеек из 1200. А «Фронт перемен» Арсения Яценюка, можно сказать, уничтожен на корню - из более чем 600 существующих местных организаций доросшими до выборов оказались лишь 19.

Хотя и тут не все просто. «Требование 365» в законе сохранено по настоянию Владимира Литвина (в предложенном ко второму чтению проекте закона норму попытались для консенсуса смягчить). У спикера - свои резоны: по личному рейтингу он уступает и Тигипко, и Яценюку и, очевидно, просто пытается убрать конкурентов.

Однако легкой жизни союзникам по коалиции эксперты не обещают. Существенная помеха - задача регионалов провести в советы как можно больше однопартийцев. Там, где позиции партий-партнеров сильны, - например, коммунистов в Крыму, возможен даже определенный отпор этим попыткам. Свои виды могут быть у руководства Партии регионов и на политсилы Яценюка и Тигипко. По мнению Владимира Фесенко, власть поделится ресурсом с «Сильной Украиной» «прежде всего в районах Центральной и Западной Украины, где «СУ», Народная партия Литвина должны отбирать голоса у Юлии Тимошенко».

Селекция нужных кандидатов, считает директор Института управления им. Горшенина, будет сопровождаться «отсеиванием кандидатов, представляющих угрозу для партии, через суды и избирательные комиссии». Тем более что, как считает другой комментатор - директор политико-правовых программ Украинского центра им. Разумкова Юрий Якименко, в статьях закона, касающихся полномочий избиркомов, «нет исчерпывающего перечня оснований для снятия кандидата с регистрации. А раз так, то возможны расширительные толкования и волюнтаристские решения».

Какой будет тактика политических сил, «ущемленных» новым законом? Первый шаг, как видим, - обращение в Конституционный суд. Несмотря на пропрезидентское большинство в суде, оно может быть результативным. В законе есть статьи, требующие толкования КС, считает Юрий Якименко. Например, можно говорить об ограничении права граждан, не принадлежащих к политическим партиям, баллотироваться на пост мэра или депутата-одномандатника. А такое сужение прав запрещено Конституцией. «Думаю, сказал эксперт, что при благоприятном решении суда внесение такой поправки в закон возможно. Тем более что Партия регионов, судя по заявлениям лидеров, готова ее учесть». По мнению Юрия Якименко, поправка будет использоваться в политическом торге с оппозицией. Там, где нужны будут ее голоса.

Оппозиции, по мнению экспертов, вряд ли удасться добиться полного единства своих действий. Но силы, входящие в Блок Юлии Тимошенко или являющиеся ее союзниками - (НРУ, Европейская партия Катеринчука и т. д.), скоординируют усилия. Скорее всего, «Батькивщина» возьмет на себя главный удар выборов по партийным спискам, считает Владимир Фесенко, а партнеры БЮТ будут выдвигаться по мажоритарке. «Причем ставку сделают на одного, главного кандидата от оппозиции, а массовое выдвижение нужно для того, чтобы обеспечить присутствие в избирательных комиссиях».

Есть еще один реальный путь в местные советы политсилам, пострадавшим от нового закона. Это - выдвижение своих кандидатов другими партиями, финансово слабыми для собственного участия в выборах, но обладающими разветвленной сетью местных организаций. Чтобы привязать этих кандидатов к нужной идеологической «теме», прогнозирует Юрий Якименко, в качестве «зонтиков» будут использованы некие общественные формирования. Их назначение - поведать электорату, что «данный кандидат - наш кандидат». Ряд экспертов идет дальше и предвидит прямую скупку маломощных партий «новыми», обладающими финансовым ресурсом, силами. Чаще всего называют все те же «Фронт перемен» и «Сильную Украину».

«Киевские ведомости» попытались выяснить у руководства партий, пострадавших от нового закона о местных выборах, их дальнейшие действия.

Планируют ли они объединиться или сотрудничать с другими политсилами? Действительно ли, как утверждают ряд СМИ, собираются «скупать» маломощные партии?

Арсений Яценюк, народный депутат, лидер партии «Фронт перемен»:

«Люди, принимавшие решения по этой редакции закона, пытались истребить оппозиционные силы. Против Тимошенко принимается норма, по которой исключаются блоки. Таким образом, ей сейчас надо заниматься ребрендингом. Взялись они и за Яценюка. Зашли на сайт Министерства юстиции и увидели, что «Фронт перемен» - новая молодая партия, и только 19 ячеек зарегистрированы за год до избирательной кампании. Сейчас их 686. Я не покупал ячейки, я не покупал партии. И в этом есть принципиальное отличие. Когда они это увидели, они арифметически подсчитали и ввели норму, по которой только 19 областных организаций «Фронта перемен» имеют право принять участие в выборах.

Закон этот направлен на то, чтобы помочь власти. Потому что председатели областных администраций уже получили разнарядку по каждой области, по каждому району: расписаны все округа, все фамилии, и уже доводятся ориентировочные результаты местной кампании. Но мы будем бороться.

Искать объекты для поглощения или что-то покупать не имеет никакого смысла. Комплект документов можно взять, только он не ходит на выборы. Самое важное - лидер и люди, которые пойдут за ним.

Теоретически допускаю сотрудничество с политическими силами, но только с теми, что имеют бренд и репутацию. Потому что я не буду поддерживать политические проекты, а сейчас много появилось псевдооппозиционеров, прсевдопатриотов, которые хотят быстро дорваться к власти».

Александра Павленко, член национального бюро партии «Сильная Украина», руководитель экспертной комиссии по правовым вопросам и судебной реформе:

«1. Как только будет опубликована принятая и подписанная президентом редакция закона, мы получим моральное право публично заявлять о том, что мы будем делать дальше. Принимать участие в выборах, с учетом новых норм законодательства, имеют право около 400 партийных организаций «Сильной Украины». На их основе мы намерены провести успешную избирательную кампанию.

2. Мы готовы сотрудничать со всеми, кто будет декларировать аналогичную нашей позицию. Это не означает слияния или объединения, это говорит лишь о том, что мы ценим и поддерживаем любую законную инициативу, направленную на обновление политической элиты в Украине.

3. Если какие-либо действия и придется предпринимать, то только потому, что парламентарии сами толкают на это молодые партии. О «скупке» никто никогда говорить не станет, а активное агитирование местных региональных партий, возможно, будет иметь место».
Евгений Якунов
«Киевские ведомости»