Убит главный редактор <i>Forbes</i>
10.07.2004 10:40
Павел Хлебников был убит возле редакции на улице Докукина. Картина произошедшего пока не ясна - убийство произошло около 10 часов вечера, когда почти все сотрудники редакции уже успели разойтись по домам.

По свидетельству журналистов издательского дома «Аксель Шпрингер Раша», издающего Forbes и еженедельник «Русский Newsweek», Хлебников, скорее всего, вышел на улицу один и почти сразу же раздались выстрелы. Опрошенные «Газетой.Ru» подчиненные редактора выстрелов не слышали.

Однако, как передает «Интерфакс», смертельно раненый Хлебников успел сказать своему коллеге - Александру Гордееву, что не знает, почему в него стреляли. «Я несколько раз спрашивал Пола, что он думает, почему это могло произойти. Пол мне говорил, что не знает. Он мне несколько раз сказал, что ничего подозрительного для него в последнее время не происходило. Больше он не говорил ничего по этому поводу, он просто просил о помощи», - сообщил журналист агентству.

Милиции же удалось найти свидетелей преступления. По словам милиционеров, убийцы находились в автомобиле ВАЗ-2115 темного цвета, и их было, как минимум, двое. Дело в том, что на месте расстрела было найдено «более десятка гильз двух различных калибров».

Хлебников получив четыре пулевых ранения скончался, по одним данным в машине «скорой помощи», а по другим - в приемном покое больницы.

Как заявил информационным агентствам источник в ГУВД, «убийство Хлебникова скорее всего связано с его профессиональной деятельностью». Павел Хлебников возглавил российское издание журнала Forbes осенью прошлого года. Первый номер вышел только в апреле 2004 года. Вместе с тем, Павел Хлебников больше известен в России как автор двух книг - "Крестный отец Кремля" о Борисе Березовском и «Разговор с варваром» - беседа с чеченским полевым командиром Хож-Ахмедом Нухаевым. Кроме того, статья Хлебникова в американском издании Forbes, в которой он назвал Березовского крестным отцом российской мафии, привела к громкому судебному процессу. Журнал проиграл его в марте 2003 года.

Второй стороной деятельности Павла Хлебникова были журналистские расследования. По уверению сотрудников его журнала, он продолжал какие-то расследования до последнего и не делился ни с кем никакой информацией. Однако издатель журналов Forbes и Newsweek Леонид Бершидский сообщил «Интерфаксу», что Хлебников с февраля этого года занимался только журналом и «не копался ни в чем чувствительном». «Возможно, это были превентивные меры, - считает Бершидский. - Возможно, кому-то из жестких людей не нравится сам проект Forbes». Заместитель главного редактора Кирилл Вишнепольский заявил, что редакция журнала «не представляет себе, с чем могло быть связано это преступление». В редакции, по его словам, работают следователи.

Главный редактор российского издания Forbes стал 6 журналистом, погибшим в России с начала года. По данным Фонда защиты гласности, по меньшей мере, трое, а вместе с Хлебниковым четверо из них, были убиты. В феврале в своей квартире был найден убитым архангельский журналист Уфим Суханов, репортер Reuters Адлан Хасанов погиб во время теракта в Грозном 9 мая, а в начале мая в тувинском поселке Кызыл-Мажалык было найдено изрезанное ножом тело пропавшего в январе корреспондента местной газеты Шангыша Монгуша.

Глава американской корпорации Forbes Стив Форбс в своем обращении к сотрудникам компании воздержался от каких-либо политических оценок. Он сказал, что «Пол воспользовался возможностью стать первым редактором российского Forbes. Он хорошо знал Россию. Он искренне любил эту страну».
Однако ясно, что эта чрезвычайно скверная история не закончится сразу после завершения милицейского расследования – как бы быстро и эффективно российские правоохранительные органы ни нашли бы исполнителей и заказчиков убийства.

Насильственная смерть редактора одного из самых влиятельных журналов планеты – это еще один камень, упавший с постройки под названием «стабильная путинская Россия». И грохот этого эха будет тем более громким, что он попадает в резонанс с другими свидетельствами стремительного обрушения четырехлетнего мифа: дерзкими терактами чеченских боевиков, «басманным» правосудием, невнятной экономической политикой и плохо замаскированным переделом собственности в пользу государственных и тесно связанных с ним структур.