Почему Европа думает, что нам хорошо?
11.01.2011 07:55
Грядут пенсионная реформа и очередное повышение цен на коммунальные услуги. Несмотря на это, по мнению Financial Times, Украина чувствует себя гораздо лучше соседей по Центральной и Восточной Европе. И даже может стать одной из причин распада Еврозоны...

По мнению влиятельного британского издания, в экономике стран Западной Европы проявилось гораздо больше кризисных рисков, чем в Центральной и Восточной Европе. Об этом свидетельствует не только стремительное ухудшение перспектив периферийных экономик Еврозоны, например, в таких странах, как Португалия и Испания, но и позитивные изменения в Украине и Венгрии, которые весьма непросто пережили недавний финансовый кризис.

«Индекс, который измеряет риск дефолта, на сегодняшний день значительно выше в 15-ти западноевропейских странах (Германии, Франции и ряде периферийных государств), чем в нестабильных ранее Украине и Венгрии. Причем этот индекс ухудшался для Западной Европы на протяжении всего декабря 2010 года и «взял передышку» лишь во время новогодних праздников», – пишет Financial Times.

Аналогичную оценку экономикам европейских стран ставит и еще один показатель – доходность облигаций. Так, в Греции, Ирландии, Португалии и Испании (странах с высокой задолженностью экономик на периферии Еврозоны) затраты по займам росли даже в первую неделю 2011 года. Аналитики не исключают, что Португалия и Испания, дабы избежать дефолта, уже вскоре – по примеру Греции и Ирландии – вынуждены будут обратиться к международным инстанциям за финансовой помощью.

С другой стороны, заметно меньше стало опасений по поводу возможного дефолта в странах Центральной и Восточной Европы. В первую очередь, речь идет об Украине и Венгрии, затем о Латвии и Румынии. Эти страны хотя и обращались за финансовой помощью к Международному валютному фонду, но за последние два года добились заметного прогресса в устранении дисбалансов и в решении экономических проблем. И вполне очевидно, что Украина и Венгрия на сегодняшний день менее рискованные в плане дефолта страны, чем, например, Ирландия и Португалия, – пишет Financial Times.

Примечательно, что оптимистическую оценку иностранных экспертов Украина получила, имея в своем активе довольно спорные маркропоказатели. Так, по прогнозам Всемирного банка (официальная статистика будет позднее), наш внешний долг в 2010 году составит 82,2 % ВВП, в 2011 году – 77,7 % ВВП, в 2012 году – 72,4 % ВВП.

Совокупный государственный и гарантированный государством долг в 2010-2012 годах повысится в пределах 1 % ВВП. И, по итогам минувшего года, составит 41,6 % ВВП. В 2011 году он возрастет до 42,8 % ВВП, а в 2012 году будет колебаться в пределах 42,6 % ВВП.

Также, по прогнозам Всемирного банка, в 2010 году наш экспорт вырастет на 6,5 %, в 2011 году – на 5,5 %, в 2012 году – на 5,1 %. В то время как импорт в 2010 году вырастет на 10,8 %, в 2011 году и в 2012 году – на 5,7 %. Таким образом, торговое сальдо останется в минусе. Хотя и незначительном.

В дополнение к этому Всемирный банк прогнозирует в 2010-2012 годах рост отрицательного баланса счета текущих операций с 2,2 % в 2010 году до 3,4 % в 2012 году. Но при условии, если будет проводиться взвешенная внешняя политика и выполняться программа из МВФ, ресурс для преодоления этого негативного явления появится, – считают в ВБ.

Впрочем, какая бы внешняя политика нами ни проводилась – взвешенная или не очень, – основным фактором развития украинской экономики остается мировая конъюнктура цен на самые популярные экспортные товары made in Ukraine: металл, химию и зерно.

По данным статистики, доля товарного экспорта из Украины в общем экспорте товаров и услуг в конце прошлого года составила 82 %. Если учитывать, что основная наша экспортная услуга – это перекачка украинскими трубопроводами нефти и газа из России в Европу, то получается, что львиную долю продажи за границу составляет именно сырье с низкой степенью переработки. От того, какие на него будут цены в 2011 году, в значительной степени зависит наше экономическое благополучие. Банальная, но все еще актуальная истина.

Другой не блещущий новизной тезис – это зависимость курса гривны от экспортных успехов предприятий и наоборот. Считается, что чем больше экспортной выручки, тем выше уровень приплыва иностранной валюты в страну и соответственно ниже ее курс. В то же время чем дешевле гривна, тем выгоднее экспортерам. Но стране в целом от этого удовольствия мало, ибо теоретическая инфляция превращается во вполне конкретный, бытовой рост цен на все подряд и больно бьет по карману «пересічного» украинца.

Удержать баланс между полезной и вредной инфляцией – непростая задача для Национального банка. Традиционно он справлялся с ней исключительно волюнтаристскими методами, в зависимости от того, какая муха укусила с утра его прежнее руководство. В результате страну то и дело «колбасило» резкой сменой курса национальной валюты (на 10-15 % за одну ночь), а это в свою очередь серьезно ударяло по экспортным контрактам.

В нынешнем же году, по мнению аналитиков, которых опросила газета «Дело», доллар в Украине будет колебаться вокруг отметки 8,03 грн. 10 из 15 экспертов считают, что национальная валюта девальвирует. Но почти столько же уверены, что девальвация ожидается крайне незначительная.

Валютные коррективы связаны с тем, что в Меморандуме между Украиной и МВФ содержится условие, по которому Нацбанк должен упразднить постановление № 109 (согласно ему банкам было запрещено учитывать резервы, сформированные в валюте при расчете валютной позиции) и разрешить банкам активно скупать валюту. Это не позволит гривне укрепиться в первой половине 2011 года. В то же время в начале второго квартала можно ожидать рост экспорта вместе с традиционным оживлением на финансовых рынках. В результате, гривна, по мнению банкиров, отыграет утраченные позиции.

К слову, в госбюджете-2011 заложен валютный курс на уровне прошлого года: около 7,95 грн. за доллар, и темпы инфляции – около 8,9%. Это намного больше, чем в развитых странах (в США в 2011 году ожидают годовую инфляцию не более 2-3 %), но значительно меньше, чем специалисты ожидают в реальности.

Нежелание официально признавать инфляцию приведет к тому, что зарплаты и пенсии в стране останутся на прежнем уровне, а цены продолжат неуклонно расти. Уже сейчас заметным является удорожание бензина. Следующим этапом будет повышение цен на остальные энергоносители в связи с ростом цен на российский газ.

За поставки газа в декабре «Нефтегаз» перечислил «Газпрому» свыше $ 1 млрд. из расчета около $ 253 за 1 тыс. кубометров. Однако в связи с ростом мировых цен на нефть следующий платеж за российский газ уже придется рассчитывать, исходя из стоимости $ 280-290 за 1 тыс. кубометров. И чем дальше – тем больше.

Соответственно повысятся тарифы на жилье и коммунальные услуги: по разным подсчетам от 30 % до двукратного подорожания. Так, в январе на 35 % повышаются тарифы на тепло (горячая вода, отопление и проч.), а с 1 апреля ожидается 50-процентное увеличение цены на газ для населения, что является обязательным условием МВФ для получения Украиной третьего транша. Также с апреля этого года правительство рассматривает возможность двукратного увеличения цен на электроэнергию для населения, а с августа – еще на 39 %. Приятного мало. Но что сделаешь?

В общем, на первый взгляд картина складывается довольно унылая. Цены будут расти. Доллар – нестабилен. Долг огромный, хотя не критичный. Фискальная удавка плотнее придавит горло каждого добропорядочного гражданина. Но все это, по мнению Financial Times, должно нас радовать, так как говорит о приближающемся экономическом выздоровлении и отдаляющейся угрозе дефолта. В то время как в развитых странах все наоборот: у них и инфляция поменьше, и цены растут скромнее, и экспорт многообразнее нашего, но перспективы при этом почему-то не очень радужные. Может, они просто привыкли жить лучше, и на фоне этого им сейчас чудятся кошмары – вплоть до распада Еврозоны? А мы вот почти и не привыкали. Поэтому нам типа как хорошо...
Егор Смирнов
Версии.com