Почти каждый пятый подавал «липовый» диплом
10.03.2011 16:17
...грузовик с бытовой техникой на $1 млн, а документов на нее у перевозчика нет. Представитель черновицкой фирмы заказчика товара исчез. Через трое суток нелегальный груз конфисковали.

Западная граница Украины, особенно польская, наиболее привлекательна для контрабандистов. Не сравнится с ней даже значительно более длинная граница с Россией, где не такой высокий перепад цен на товары, особенно на бензин, сигареты и алкоголь. За одну поездку в страны Европейского Союза контрабандист может получить довольно солидный куш. Все это накладывается на упрощенную систему пересечения границы для местных жителей, на общее социальное неблагополучие региона и традиционные семейные связи, которые способствуют "взаимопониманию" между контрабандистами и таможенниками. Последние часто находятся между собой в близких отношениях. Принцип "рука руку моет" давно стал краеугольным камнем не только львовского криминалитета и бизнеса, но и местной власти и самих стражей порядка. Последнее задержание контрабанды на $1 млн — лишь эпизод. Возьмем другой конкретный пример, чтобы проиллюстрировать эту систему сложных взаимосвязей.

В прошлом году в ноябре раскрыли незаконную схему перемещения товаров через таможенный пост "Рава-Русская" с полным уклонением от налогообложения. Государство, по предварительным оценкам, понесло ущерб почти на миллион гривен. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело. Вряд ли это сообщение сенсационно — к подобным новостям среднестатистический украинец уже привык. "Поймали кого-то — ну и хорошо, будет больше порядка", — думает он. Почему-то общественное мнение не интересуют подробности, детали расследования, которые часто приобретают большую детективную окраску, чем само преступление. Во время расследования нашего случая всплыли фамилии бывшего старшего инспектора поста "Рава-Русская" Назара Ворожбита и его отца, работника службы борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил Львовской таможни Степана Ворожбита. Отец и сын, как видим, работали в специфическом семейном подряде, который никоим образом не ограничивался этими двумя фигурантами. Однако обо всем подробно.

Пока длилось расследование, Назар Ворожбит уходит из государственной службы, а Степана Ворожбита понижают в специальном звании. Заодно расследуют и вопросы: как им удалось попасть на должности и длительное время безнаказанно заниматься своими махинациями. Хотя расследовать здесь в принципе нечего. Львов — довольно большое село, в котором все знают, что Назар Ворожбит является зятем, а Степан Ворожбит, соответственно, сватом не кого-нибудь, а самого бывшего начальника областной милиции, а в настоящее время депутата облсовета Василия Писного. Как говорят, повезло милиционеру с родственниками — среди них оказались те, кого ему по должности следовало контролировать! И вообще, кто сказал, что только Виктору Ющенко везло на богатых кумовьев? У Василия Писного тоже есть достойный кум — работник Львовской таможни Руслан Ганец. Его пребывание на госслужбе было прекращено в 2008-м из-за причастности к существованию на таможенном посту "Краковец" незаконной схемы таможенного оформления товаров. Руслан Анатольевич на то время возглавлял таможенный пост "Кролевец" и благодаря куму взял в лизинг 15 грузовиков, которыми ввозили контрабандные товары. И благодаря тому же Писному чуть больше, чем через год, Руслана Анатольевича восстановили на работе. То есть во Львовской области работала и чувствовала себя абсолютно безнаказанной группа людей, связанных семейными отношениями. Она занималась и самой контрабандой, и ее легализацией, и даже имела "крышу" в лице высшего областного милицейского начальства. Любую критику начальник милицейского главка сметал с порога. Когда на сайте Западной информационной корпорации появилась заметка о том, что начальники территориальных управлений милиции ежемесячно заносят пятизначные суммы в Главное управление, он все списывал на подступы "уволенных коррумпированных работников". Хотя порядки на Львовщине не были секретом ни в области, ни за ее пределами. Как и то, что эти связи идут далеко за Галичину. Наверно, именно поэтому у власти только сейчас появилась политическая воля распутать сложный узел семейно-клановых отношений в регионе.

Громкие дела, как судьи Зварича, дают представление о масштабах того, насколько прогнила властная вертикаль на Львовщине.

Именно это заставило новое руководство обратить внимание на западную региональную таможню. Тем более, что для главы Гостаможни Игоря Калетника этот регион не чужой — он начинал трудовую биографию на таможне "Рава-Русская". Сейчас заменены заместители начальника Львовской таможни и руководители таможенных постов "Краковец", "Рава-Русская", "Мостиска", "Городок". Увольняют людей, которые попали на свои должности случайно, проверяют и документы сотрудников. Кстати, количество поддельных дипломов об образовании, поданных во время приема на работу в таможенную службу на Львовщине, превосходит все мыслимые показатели. Почти у каждого пятого — "липовый" диплом! По словам самого Игоря Калетника, почти 70 процентов уволенных в последнее время сотрудников таможенной службы оказались именно из Львовщины.

Главе Гостаможни приходится воевать практически в одиночку, преодолевая сопротивление как местной власти и старых кадров, так и, казалось бы, "союзников" из партий парламентского большинства. Реформы и нововведения не нравятся слишком многим людям, которые хотят сохранить на Львовщине статус-кво. Требование отставки Игоря Калетника, которую озвучил Львовский областной совет, понятно — при власти оппозиционная партия, а многие депутаты имеют свои интересы на границе. Но абсолютно непонятно, почему это же требование поддерживает Александра Кужель, заместитель главы партии "Сильная Украина". Очевидно, ее заявление не могло появиться без ведома Сергея Тигипко, который, по-видимому, имеет собственные взгляды на развитие западной границы. И даже соответствующих людей для их реализации.

Чем не кандидатура, например, Иван Бокало? Этого депутата облсовета от партии "Сильная Украина" в 2010-м уволили из таможенных органов в связи с незаконным перемещением на территорию Украины транспортного средства.

Кстати, нетрудно заметить, что каждый из фигурантов нашего дела представляет в регионе какую-то из известных политических партий. Сейчас без партийности просто никак. Правда, среди прохожих на улице редко встретишь члена хотя бы самой массовой партийной организации. Зато на Львовской таможне куда не ткни — попадешь в партийного функционера. Например, экс-милиционер Василий Писний теперь представляет во Львовском облсовете партию "Фронт змін". Большинство Львовского облсовета тоже, по-видимому, не прочь получать какую-то особенную прибыль из таможни. Так, например, Валентину Яж, близкую подругу депутата облсовета от ВО "Свобода" Петра Колодия, задержали за ввоз груза бытовой химии и пластиковых польских окон без надлежащего декларирования. Может, у остальных депутатов тоже есть какие-то грешки перед таможней, поэтому в противодействии таможенным начинаниям объединяются, казалось бы, несовместимые партии: и провластные, и оппозиционные. Как это часто бывает, партийные и идеологические разногласия прячут под сукно, когда за дело берутся большие деньги, еще и скрепленные семейными узами. Но узы эти придется разрубить. Другого решения ситуации на западной границе, да еще и в канун Евро-2012, просто нет.
Петр Васев
«Газета.уа»