Япония: ад, которого нет
16.03.2011 12:16
...все спокойно, и любуются цветением сакуры.

Жители Японии искренне недоумевает, почему мировые информагенства до сих пор передают так много плохих новостей и пугают ядерными взрывами. Больше всего «трясло» Фукусима, Сендай, Токио, префектуры Мияги, Ивате. Однако 80-90 % территорий – Нагоя, Хиросима, Фукуока, Нагасаки – практически не пострадали.

«Призываю, по возможности, не слушайте российские новости или включайте внутренний переводчик в голове. Если говорят «взорвался завод» – это значит, что, во-первых, не взорвался, а локальный взрыв, во-вторых, не взрыв, а пожар, в-третьих, не на заводе, а на территории. По сути, мы в совершенной безопасности – от нас к югу вообще ничего не тронуло. Так что, народ, если что, вы знаете, куда переезжать», – пишет в своем блоке ЖЖ-юзер melon_panda.

«Устала, если честно, отвечать на вопрос: «Как вы там?», наверное, именно потому, что мы в порядке. И мне даже неловко и неудобно как-то, потому как люди посочувствовать приходят, а мне сочувствовать не надо. Сочувствовать и помогать надо тем, кого зацепила страшная трагедия... И больше всего, наверное, устала от того, как у людей отключаются все мыслительные процессы при слове «атомная станция» или «радиоактивный», – отмахивается от назойливых комментаторов ЖЖ-юзер from-there. « Я живу в Уэно. Работаю нормально из дома, но на самом деле нет каких-либо изменений», – согласен Mutantfroginc.

Жертвы, конечно, большие, но не апокалиптические, подчеркивают очевидцы в своих блогах. Пока, по последним подсчетам, 2600 человек погибших, плюс пропавшие без вести (около 90 тысяч). Говорят также о потерянном поезде и потерянных кораблях, но более детальной информации о них нет. Обстановка в Токио отличается от обычной, в основном, лишь огромными пробками и нарушениями в работе мобильной связи. При этом Интернет работает, свет есть, вокруг – спокойные люди. Хотя из-за нехватки электроэнергии вследствие остановки электростанций во многих городах проводятся веерные отключения, но не более, чем на три часа.

В целом, в социальных сетях преобладает мнение, что землетрясение, конечно, сильное, но по количеству жертв и разрушений не идет в сравнение с «Великим землетрясением в Канто» 1 сентября 1923 года. Тогда был практически стерт с лица земли Токио, располагавшийся менее чем в 100 км от эпицентра. Разрушения были столь колоссальны, что серьезно рассматривался вопрос о переносе столицы страны. Землетрясение с магнитудой в 8,3 балла унесло жизни более 170 тысяч человек, и более 540 тысяч считались пропавшими без вести. Для сравнения: в Спитаке в 1988 году (магнитуда 7 баллов по шкале Рихтера) погибло 25 тысяч человек (и это безо всякого цунами!).

Попутно ЖЖ-юзеры продолжают делиться впечатлениями о жизни на «пороховой бочке». Самая опасная ситуация сохраняется на северо-востоке страны. Там по-прежнему трясет по несколько раз в день. Видимо, поэтому на толчки до 5 баллов люди уже практически не обращают внимания. «Народ даже своих обыденных дел не прерывает», – пишет в своем Твиттере Dzimitori. И только система оповещения на мобильных телефонах – зверский вой сирены – изрядно действует на нервы многим жителям.

«Мы проснулись от того, что наши сотовые издавали непередаваемо адские звуки, даже описать не могу этот скрежет. Я подпрыгнула чуть не до потолка!.. От такого оповещения проснешься 100 %, и я вот переживаю за знакомых, которые не читают по-японски. Представьте, получить смс-ку с сиреной, с красным значком бегущего человека и единственным английским словом Earthquake», – делится впечатлениями после повторных толчков 11 марта melon_panda.

Впрочем, выдержке японцев можно было позавидовать, продолжает она: «Стою на кассе, расплачиваюсь, и вдруг начинает кружиться голова. Ни фига, думаю, меня кумарит, а вроде недавно поела, надо срочно поесть еще! Смотрю и понимаю, что кумарит не только меня, но и окружающие витрины. Землетрясение то есть. Люди вели себя, как ни в чем ни бывало, некоторые только поозирались – и продолжили делать покупки». На многих кадрах видно, как офисные работники во время толчков стоят и держат руками шкафы, чтобы не открылись, и оттуда не вывалилось содержимое.

«Вообще, работать три часа при периодическом потряхивании – укачивает. Общее ощущение было, как на палубе корабля в слабую качку. Если при этом что-то писать или читать, уже перестаешь понимать, когда трясет землю и здание на ней, а когда просто все в голове плывет. И очень помогает, опять-таки, на жалюзи посмотреть. Но даже осознание, что это еще не у тебя крыша едет, хотя и греет душу, тряска работать мешает... В некоторые толчки сегодня очень занятно ходил ходуном мой большой монитор. Причем делал он это так... волнообразно, что казалось, это у меня в глазах плывет», – пишет в своем ЖЖ-юзер from-there.

Наиболее опасный объект сейчас – это АЭС Фукусимы, где пока не могут охладить неработающий реактор, хотя давление в реакторе успешно сдерживают. «Реактор продолжает нервировать – не происходит плохого, но и хорошего не происходит. Регулярно отчитываются – то уровень воды понизился, то повысился, то пар там, то еще что... За этими новостями столько необъявленного героизма, и такие жертвы. Выживут ли те, кто сейчас там трудится круглые сутки?» – спокойно пересказывает содержание новостей melon_panda.

Постепенно японцев начинают занимать и более житейские вопросы – курс йены, цены на бензин и наличие продовольствия. «Мне интересно, какой будет курс иены. Наверное, ослабнет хоть сколько-то? У нас-то, по большому счету, ничего не происходит – продукты не разбирают, люди ездят по своим делам. Но все равно, из-за того, что происходит в стране, все повседневное кажется каким-то не таким. Не знаю, будут ли задержки с отправкой корреспонденции – в принципе, направление от нас на Токио целое и невредимое, но заторы все равно могут быть», – говорит melon_panda.

Постепенно нормализируется и транспортное сообщение, парализованное в первые сутки после аварии. Местами повреждено дорожное покрытие.

«Поезда остановили в качестве меры предосторожности, на случай, если будут еще землетрясения. Вечером 11 марта поезда были запущены, и несколько людей из Токио могли вернуться домой. Другие предпочли оставаться на месте. Существует еще обеспокоенность тем, что могут возникнуть трудности с эвакуацией людей из Токио. Но на этот раз Токио повезло», – отмечает Мартин F. Впрочем, ныне выехать из Токио – не проблема. «В Токио-метро и «частные» жд практически все восстановили движение и, более того, продлили график допоздна. Только гигант JR стоит на месте», – рассказывает chingiz.

Цены на бензин не выросли, но и не упали. Правда, есть одно «но»: в одну машину заливают только 10 литров топлива. «Вот кто бы мог подумать, что в цивилизованной Японии нужно будет по старинке тащить бензин в канистрах. Тут же даже канистр таких не продают. А бензин нельзя же в пластик лить? Тут канистры только для керосина продают, они пластиковые... Кстати, почему так легко полыхали частные дома – у каждого дома в северной части Японии стоит керосиновый бак литров на 300 – для керосинок», – столкнулся с неожиданной проблемой Dzimitori.

Выехать из страны – тоже не проблема. По горячей линии сообщают, что самая ранняя дата вылета, к примеру, в Москву – 16 марта, среда. Стоимость билета с возвратом через месяц 375000 йен (примерно $ 4500).

Что касается «пищи насущной», то есть перебои с питьевой водой, сублимированной лапшой и пивом. Но объясняется все просто – все массово перебросили на север. «Питьевой бутылированной воды завались, но дорогой. Дешевые сорта воды разобраны полностью. Но все без паники, со скучающим видом закупаются. Консервы в Японии – удовольствие дорогое, но самые дешевые сорта разобраны полностью», – пишет в Твиттере Dzimitori. – Утром молочник вместо молока принес бумажку: «Извините, все молоко отправлено в пострадавшие районы». Все остальное в норме».

«Очень странное состояние: едешь по городу, где, как и неделю назад, ничто не поменялось, и даже люди вокруг выглядят, как и неделю назад. Ремонтники чинят дороги, продавцы в магазинах выглядят тоже, как всегда. Даже полки в том магазине, куда я заезжала сегодня, полны, как и всегда... Устала писать про треск предупредительной сирены о возможности сильного землетрясения, вставать и идти открывать дверь, потом ждать пять минут и закрывать дверь обратно – ничего не происходит... Страха нет, есть только некое чувство смещения реальности, несовпадения двух реальностей, ну, и усталость какая-то», – пишет from-there.

«Я вчера ночью, когда спать легла, меня все «глючило», что еле ощутимо потряхивает. У меня такое регулярно бывает, поэтому не придала значения, решила, что кажется в очередной раз. Тревожный чемоданчик у меня есть, там документы мои и кота, и страховка. Как-то не додумалась, что туда надо еще и денег положить, смену белья и лекарства», – беспечно признается narci_chan.

Что касается сотовой связи, то с ней по-прежнему перебои, особенно в наиболее пострадавших районах. В телефонной трубке в этом случае можно услышать, что «из-за землетрясения есть сложности с дозвоном, извините».

«Тем, кто недавно приехал в Японию или собираются приехать в ближайшее время, рекомендую в таких случаях (тьфу-тьфу-тьфу) не пользоваться сотовым телефоном, а также домашним телефоном компаний, кроме NTT. Связь моих телефонов («мобильник» и домашний) отрубили сразу после первого толчка. Отключают сотовую телефонную связь для предотвращения панических звонков. Пользуйтесь таксофонами (автоматами), которые стоят на улице», – советует lightnhopk.

Но Интернет работает отлично. Когда нарушилась сотовая связь, большинство людей в районах бедствия для инфы и связи пользовались твиттером и другими социальными сетями.

При этом многие ЖЖ-юзеры не устают подчеркивать: страшно подумать, какими жертвами и разрушениями могла бы быть чревата подобная катастрофа в менее подготовленной стране. «В постоянной трансляции показывают ситуацию по всей стране, предупреждают и мгновенно оповещают о толчках и угрозе цунами. Когда нет срочных сообщений, передают репортажи о спасательных операциях и различные отчеты....Нет никакой говорильни, базарных ток-шоу с далеко идущими выводами. Но при этом нет дефицита информации и ощущения, что что-то недоговаривают или не показывают. На видеокадрах, что интересно, нет полиции и никаких сообщений о мародерстве и криминале. На японскую дисциплину надо молиться», – сделала вывод melon_panda.

При этом по ТВ уже стали показывать рекламу, в том числе сублимированной лапши (предмет японской гордости), но преобладает все-таки социальная реклама – «поможем нуждающимся!».

В Сендае, куда пришелся один из самых сильных ударов, телефонные линии не работают и связаться с ним нет возможности. Восточная часть города и аэропорт Сендая под водой, на юге города большое количество пожаров, нет электричества. Как написал бывший новосибирец Антон Фефелов, «город сильно пострадал. Я здесь работаю на себя – мы с партнерами из России занимаемся поставками подержанных автомобилей. Уезжать не планирую. Если понадобится – пойду в числе добровольцев разбирать завалы, спасать людей. Эта страна дала мне работу, я чувствую себя обязанным. Бизнес на какое-то время придется оставить. Чем быстрее восстановим здесь всё, тем быстрее начнем работать».

Правда, не обошлось и без многочисленных слухов о якобы токсичных дождях или применении геологического оружия. Письма с подобным содержанием, как лесной пожар, распространялись по сетям: «Пожалуйста, распространите слово от моего друга, проживающего в префектуре Тиба... В результате взрыва на НПЗ Cosmo вредные вещества поднимутся до облаков и дождь станет токсичным. Поэтому, когда вы идете, возьмите зонтик или плащ, и убедитесь, что дождь не коснется вашего тела!». Но компания Cosmo Oil и префектура Тибо тут же дали опровержение.

Распространялись также слухи о преступлениях, совершаемых иностранцами (аналогичные претензии, кстати, предъявлялись и афроамериканцам во время урагана «Катрина» в Соединенных Штатах), о смерти известных людей, неправдивые сообщения о сборе гуманитарных средств и другие. Впрочем, власти оперативно реагировали и опровергали лживую информацию.

«По общему настрою ТВ и новостей – жизнь возвращается в русло. Сейчас, конечно, море работы по восстановлению, но жизнь продолжается», – соглашается Dzimitori. Хотя встречаются и более пессимистические настроения. На юге у многих людей преобладают упаднические настроения, там ожидают таких же толчков, как и на севере, повторяющихся раз в 150 лет, рассказал ЖЖ-юзер Андрей. «Связи с «пеклом» нет. Люди не могут найти родственников. В новостях все более-менее спокойно, но информацию до конца не раскрывают. Заводы остановились по всей стране. Проблем с продовольствием нет. Такое состояние было только во время войны. Из-за холодных ветров многие люди могут замерзнуть под завалами», – говорит он.

А в Дазайфу народ, как всегда в это время года, отдыхал среди цветущих сакур.
Алла Присяжнюк
«Главред»