Оппозиция затеяла «харьковский» реванш?
28.04.2011 12:15
...обвиняют экс-премьера, против которой открыли соответствующее уголовное дело. Но у оппозиции есть контраргумент – «харьковские соглашения».

Цена дружбы

Годовщины подписания, а затем и ратификации «харьковского пакта» не прошли в Украине незамеченными. Для экспертов они стала поводом обсудить целесообразность обмена «ЧФ на скидку». Для руководства страны – снова заговорить о преступно-кабальных контрактах Юлии Тимошенко. А оппозиция продолжает считать факт появления такого договора на свет – сдачей национальных интересов, а 27 апреля – из-за обстоятельств, при которых ВРУ одобряла документ, – едва ли не датой смерти отечественного парламентаризма.

Неоднозначное отношение к «харьковским соглашениям» поясняется тем, что выгоды его, судя по всему, очевидны далеко не для всех. Представители власти в своих оценках однозначны: договор помог дружить с Россией. Год назад глава государства считал это одним из главных достижений. «После пяти лет созидания из России образа врага, восстановить доверие российского руководства к Украине было непросто. Но мне удалось сделать это, и сегодня я готов доложить своим избирателям – отныне диалог с нашим великим соседом будет строиться на принципах равенства, добрососедства и здорового прагматизма, а не конфронтации и антироссийской риторики», – делился тогда дипломатическими успехами Виктор Янукович. Другой ключевой аргумент правящего лагеря – экономическое спасение. «И ища путь к снижению цены на газ, мы сделали первый шаг в прошлом году, подписав газовые соглашения, и мы снизили цену на газ на 100 долларов за тысячу кубических метров. Если бы мы этого не сделали, я тогда говорил и сейчас говорю, сознательно говорю, мы потеряли бы не только промышленность, а мы потеряли бы страну», – разъяснял мотивы своего решения президент.

Подвиг руководства страны не всеми воспринимается как несомненное благо. С одной стороны, выгоды от договора очевидны – Украина платит за каждую тысячу кубометров на 100 долларов меньше, чем предполагалось изначально. С другой стороны, растущее негативное восприятие соглашения народом во многом объясняется тем, что власти год назад слукавили. Трудно забыть о том, что рассказывая о преимуществах подписанных документов, Виктор Янукович уверял: все для блага народа. И лишь позже в Кабмине уточнили: от поднятия коммунальных тарифов российские льготы не спасут. Но спустя почти год в партии власти заговорили немного по-другому: теперь выяснилось, что «благодаря снижению цены на газ отпала необходимость резкого повышения тарифов, что позволило сохранить в карманах украинцев свыше 2 миллиардов долларов в 2010 году». Осталось только выяснить, заметили ли это сами потребители… «Украина ничего не получила от «харьковских соглашений». Газовая направленность не предполагала облегчения жизни рядового украинца, она предполагала облегчение жизни тем олигархам, в собственности которых находятся предприятия, зависящие от газопотребления: предприятия химической, металлургической промышленности», – уточняет директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.

Если у одних противников «харьковского пакта» вопросы вызывает непринципиальность победы над завышенными ценами на газ, то других продолжает беспокоить судьба Черноморского флота РФ. Россия уже показала, что будет задействовать флот, где и когда захочет, не согласовывая этого с Украиной. Для нас это опасность терактов, ведь военные знают, что врага действенно останавливать ударами по его базам. Кроме того, российский парламент дал право президенту использовать войска за границей, если есть угроза для воинских контингентов или россиян. Если по базе Черноморского флота будет нанесен удар, то российский президент имеет полное право использовать вооруженные силы, а зачем эти угрозы Украине?», – так председатель Комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко поясняет, чем может быть чревата для Украины длительная «остановка» ЧФ в Крыму. В такой плоскости мотив «сдачи интересов» в оппозиции обсуждают громче, чем «газовый» аспект. Что неудивительно – с этих позиций проще обсуждать гипотетическую денонсацию.

Это сладкое слово «денонсация»

Популярность темы «харьковских соглашений» в политикуме в последние недели резко возросла. Простейшим объяснением этому служит календарь – в годовщину подписания/утверждения спорного решения власти плох тот оппозиционер, который упускает подходящий повод для критики. С другой же стороны, «антихарьковскую» активность части антипатиков руководства страны вполне могло подстегнуть переключение внимания Генпрокуратуры со «скорых» и «киотских пенсий» на газовые контракты 2009 года.

Самоуправство экс-премьера в подписании контрактов 2009 года сейчас служит едва ли не основным аргументом властей, пытающихся воззвать к пониманию поставщика «голубого топлива». В ход быстро пошли и такие не вызывающие большого одобрения в России доводы, как возможность аннулирования контрактов через суды. Но пока юристы обсуждают принципиальную возможность/невозможность такого деяния, противники правящего лагеря не упустили возможность сделать симметричный шаг. Оппозиция в свою очередь предлагает плотнее присмотреться к «харьковским соглашениям».

Наступление на прошлогоднюю инициативу Виктора Януковича и Дмитрия Медведева «меньшевики» попытались начать на всех фронтах. Парламентское большинство к идее создать временную следственную комиссию отнеслось с прохладцей. Что, впрочем, не помешало оппозиционерам зарегистрировать «денонсационный» законопроект авторства нунсовца Андрея Парубия. Как альтернативное орудие борьбы избраны снова-таки суды. Активист сети гражданского действия «Опір» Андрей Левус обратился в Высший административный суд с тем, чтобы ВАСУ признал противоправными действия президента. Нардеп Катеринчук сделал почти то же самое – только его интересует законность действий коллег, голосовавших за ратификацию при полупустом сессионном зале.

Помимо процедурных моментов, обоснованием для судебной активности, судя по всему, служит Основной закон, запрещающий размещение на территории Украины иностранных военных баз. Во всяком случае, на этот тезис оппозиционеры (а на 27 апреля были заявлены акции протеста большинства национально-демократических политсил) упирают сильнее всего. «Политическим партиям патриотической направленности принимать все необходимые меры для того, чтобы 27 апреля 2017 года стало последним днем пребывания российского флота на украинской земле. Мы призываем объединить усилия всех патриотических сил для проведения всеукраинской кампании по отмене оккупационных соглашений и очищения нашей земли от иностранных военных баз», – настаивает Юлия Тимошенко.

С лидером «Батьківщини» в заявлениях солидарны большинство партий, противостоящих правящему лагерю. Но об успехе объединительной риторики, пожалуй, говорить еще рано. Тем более что не все противники «харьковского пакта» готовы сосредоточиться на одной цели. В рамках 10 съезда «Нашей Украины», который приурочили к памятной дате и символично провели на открытом воздухе – перед зданием ВРУ по соседству с пикетом сторонников ПР, – Виктор Ющенко не только высказался против «оккупационной армии», но и вспомнил о более ранних «газовых» договоренностях. «И газовые (контракты 2009 года. – Ред.), и харьковские соглашения должны быть денонсированы», – не упустил возможности косвенно напомнить о вине Юлии Тимошенко почетный лидер НСНУ.

Разные партии наперебой предлагают рецепты будущего, но в основном они сходятся: соглашения нужно денонсировать. Нунсовцы, не влившиеся в большинство, напоминают о том, что всю подготовительную работу они уже сделали, а ничего невозможного в отмене договора нет. Лидер «Батьківщини» (а БЮТ-партии и «сочувствующие» провели 27 апреля свой митинг, как, впрочем, и ряд общественных организаций националистического по большей части характера – день получился очень насыщенным) полагает, что за «харьковский пакт» Генпрокуратуру должен посещать Виктор Янукович. «Антиукраинские соглашения должны быть срочно денонсированы. Только это может смягчить неотвратимую ответственность власти за ее антигосударственные действия», – подытоживает совместное постановление 14 партий, принявших участие в третьем в этот день митинге – под брендом «объединенной оппозиции». В том, что соглашения будут разорваны, публично в оппозиции не сомневаются. Хотя, несколькими днями ранее Юлия Тимошенко отмечала, что нынешняя власть этого не допустит. Хотя, вряд ли вариант со сменой руководства страны оппозиционеры считают плохим сценарием…

Для разрозненного украинского политсопротивления «харьковские соглашения» и в самом деле выглядят достойным поводом для вдохновенной, а главное, объединенной борьбы, которая могла бы привести к реваншу в куда более серьезном масштабе, чем «месть» за уголовное преследование экс-премьера. Однако уже первые заявления демонстрируют, что «меньшевики» пока все больше действуют не вместе, а одновременно. Попытки оттянуть «одеяло» народного понимания на себя кажутся вполне естественными. Но в то же время помогают власть имущим интерпретировать происходящее исключительно в духе малозначимой закулисной суматохи. «Партия регионов категорически не воспринимает истерические призывы отдельных политсил касательно якобы необходимой денонсации подписанных между Украиной и Россией договоренностей, считает этот искусственно спланированный «протест» очередной провальной провокацией, проявлениями циничного политиканства и популизма», – говорится в официальном заявлении ПР. По большому счету, иной реакции от главной политсилы страны не стоило и ждать. При этом сложно рассчитывать на то, что в «денонсационном» вопросе оппозиции и в самом деле удастся обойти власть на повороте. Парламентское положение дел мало тому способствует, да и на Фемиду у оппонентов сильных мира сего зачастую надежды мало. В таком случае «антихарьковской» инициативе куда проще сыграть роль имиджевого проекта, чем воплотиться в реальность при первой же удобной возможности. Но в условиях «бетонирования» вертикали власти и это уже – заметный потенциальными избирателями результат. Увлекаться дремой на политической периферии оппозиции не стоит – судя по соцопросам, в ее влияние верит все меньшее число украинцев.
Ксения Сокульская
«Подробности»