Россия, Украина и голод
29.04.2011 12:06
...в 2050 году обеспечить питанием мировое население в 9 миллиардов человек, глобальное производство сельскохозяйственной продукции должно увеличиться на 70%. Таковы оценки всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации ФАО. Для этого потребуются усилия ведущих мировых аграрных стран.

Поэтому на Украине и России лежит особая ответственность. Обе эти страны в последние годы обеспечивали пятую часть экспорта зерновых. В долгосрочной перспективе они должны производитель значительно больше на своих плодородных землях и направлять часть урожая на мировой рынок. Однако в последние десять лет урожаи на Украине почти все время были ниже средних мировых показателей.

По данным экспертов, возможно дальнейшее увеличение производства зерновых в России и на Украине на более чем 50 миллионов тонн – то есть более чем на 33% – в следующем десятилетии, если для этого будут созданы соответствующие предпосылки. И это не должно иметь серьезных негативных последствий для остального мира, как это происходит с производством сельскохозяйственной продукции во многих других регионах.

Поэтому вызвали озабоченность сделанные в 2008 году заявления ведущих аграрных политиков России и Украины о том, что они хотят создать «зерновую ОПЕК». То есть картель по производству основных продуктов питания, в который может войти и Казахстан. При этом в лучшем случае в выгодном положении из-за высоких цен окажутся местные картели – в ущерб миллионам людей в Африке, Азии и Латинской Америки.

Вызывает озабоченность то обстоятельство, что Украина в 2010 году в третий раз за последние пять лет ввела экспортные квоты на зерновые, хотя эта страна в прошлом году благодаря хорошим погодным условиям получила пятый по величине урождай после обретения независимости. Россия в последние годы также несколько раз вводила ограничения на экспорт. Такого рода меры сокращают те объемы зерновых, которые могут быть экспортированы, и это приводит к снижению цен на внутреннем рынке.

Но в таком случае мировые цены, соответственно, оказываются выше внутренних, и вывоз зерновых становится еще более привлекательным – но, разумеется, только для тех предприятий, которые имеют возможность получить экспортные квоты. Это создает питательную почву для коррупции.

Последнее распределение экспортных квот на Украине прошло очень непрозрачно. Больше всего от этого пострадали украинские производители зерновых, доходы которых в 2010 году в результате введения экспортных квот сократились на 1,9 миллиарда долларов, и поэтому в текущем году им не хватает денег на посевные материалы и удобрения, а также для инвестиций. Для сравнения: общий объем государственной поддержки сельского хозяйства на Украине в 2009 году составил в целом 910 миллионов долларов.

К этому следует добавить две законодательные инициативы украинского парламента, направленные на монополизацию украинского зернового рынка. Согласно одному из законопроектов, экспорт может быть разрешен только тем предприятиям, у которых доля государства составляет 25%, а частным торговцам это будет разрешено только в том случае, если они еще до вегетационного периода профинансируют не менее 50% объема предусмотренных для вывоза зерновых. Таких правил, судя по всему, нет нигде больше в мире. Если эти законопроекты будут приняты, то многие международные, а также украинские компании по продаже зерновых вынуждены будут прекратить свою работу в этой стране.

Такого рода аграрная политика противоречит международной ответственности стран. Международное сообщество не должно этого допустить. В рамках Всемирной торговой организации следует изучить вопрос о том, насколько эти экспортные ограничения соответствуют принятым правилам торговли. В случае возникновения сомнений должны быть пересмотрены планы предоставления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком. Зерновые поля бывшего Советского Союза не должны превращаться в игровые площадки для монополизации в ущерб голодающим во всем мире.

Штефан фон Крамон-Таубадель является преподавателем аграрной политики Геттингенского университета. Этот родившийся в Канаде специалист работал советником Всемирного банка, ОЭСР, а также консультировал федеральное правительство по целому ряду вопросов.
Штефан фон Крамон-Таубадель
«Die Zeit»