Таможенный союз: войти, не вступив
24.05.2011 12:02
...работать с журналистами. На первой своей в этом президентском сроке масштабной пресс-конференции (в Московскую школу управления съехались более 800 журналистов, в том числе и иностранных), пожалуй, было сделано много для того, чтобы не повторять формат общения с журналистами Владимира Путина в годы его правления страной. Похоже, добиться этого администрации главы РФ удалось, причем это коснулось не только формы, но и содержания.

Директор российского Института национальной стратегии Станислав Белковский считает, что Медведев сделал все возможное, чтобы «дистанцироваться от Путина на уровне эстетики». Если у Путина был длинный стол, то Медведев стоял за маленькой трибуной, сам предоставлял слово журналистам, цензура была минимальна. Но что касается содержания ответов, то ничего действительно важного, по мнению политолога, глава российского государства не сказал. «Его главный мессидж – скорее всего, он пойдет на президентские выборы, но формально объявлять это до декабря нельзя, иначе будет нанесен ущерб «Единой России», которая пытается мобилизовать ресурс на выборы посылами о том, что Путин может вернуться», – заявил эксперт корреспонденту издания «Yтро». В остальном же, считает он, Медведев говорил банальности: «Он любитель заявлений юридически безупречных, но политически бессодержательных».

«Вместо того чтобы использовать эту громкую трибуну для сверхожидаемых заявлений о намерениях баллотироваться либо использовать привычную тактику новых обещаний и постановки амбициозных задач, он сделал новостью отсутствие таковых заявлений и несколько часов занимался решением лишь одной задачи: формулировки своего политического образа», – выразил разочарование первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. По словам политика, пресс-конференция выполняла имиджевые задачи: Медведев говорил о своих различиях с прежними руководителями страны и «старался выглядеть не предметом культа, а президентом земных категорий».

Да, в отличие от Владимира Путина, за все время общения Дмитрий Медведев так и не сделал никаких резонансных заявлений. Единственное, на что обратили внимание аналитики, – это позиция гаранта России в отношении европейской интеграции Украины.

«Меня не смущает нисколько европейская интеграция Украины. Это, в конце концов, суверенная страна, и вам выбирать, куда интегрироваться. Хотите – в Евросоюз, если вас там ждут, хотите – в другие места», – сказал Медведев, отвечая на вопрос украинских журналистов. «Вот единственное, что я хочу сказать абсолютно точно, что если Украина, например, выберет европейский вектор, то ей, конечно, будет труднее находить какие-то развязки в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза, в котором принимают участие Россия, Казахстан и Белоруссия. Потому что это другое интеграционное объединение. Ну, нельзя быть везде. Или там, или там. Нельзя сидеть на двух стульях, нужно делать какой-то выбор», – заявил президент РФ.

Что удивительно, так это реакция на заявление Медведева представителя Партии регионов. Народный депутат Украины, член парламентской фракции ПР, секретарь комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Владимир Толстенко назвал давлением на Украину призыв президента Медведева в адрес украинского руководства определиться с приоритетом выбора внешней политики: либо Россия, либо Европейский Союз. «Ранее подобные заявления были со стороны и представителей ЕС, в которых в ультимативной форме выдвигались подобные по стилю и форме требования, но только обратного характера. Украина должна выбирать: Европа или Россия. Уверен, что такие заявления с обеих сторон для нас неприемлемы, неуместны, в определенной степени являются как с одной, так и с другой стороны давлением на нашу страну, а еще точнее – шантажом», – заявил депутат. «Мы не хотим этих противопоставлений. Мы хотим найти такие формулы, которые устроили бы нас прежде всего и устроили бы наших партнеров. Ни одна из договаривающихся с нами сторон не должна нам диктовать свои ущербные для нас условия, препятствовать и тем более запрещать вести переговоры с третьими странами и подписывать с ними соглашения, и более того – нас шантажировать», – подчеркнул Толстенко. При этом он напомнил, что фундаментальной составляющей внешней политики Украины была и остается стратегия европейской интеграции. «В то же время Российская Федерация является главным стратегическим партнером Украины. Наше государство не может строить стратегическое партнерство с одной стороной за счет другой стороны. Мы должны выстраивать отношения со странами, исходя из точки зрения национальных интересов, на основе добрососедства, заключать взаимовыгодные торгово-экономические договоры, на двусторонней и многосторонней основах, которые позволят более быстрыми темпами развивать экономику Украины. Нам нужны взаимовыгодные торгово-экономические соглашения как с ЕС, так и со странами СНГ, Таможенным союзом, Россией, Белоруссией, Казахстаном. Как заявил президент Украины Виктор Янукович в ежегодном послании к депутатам Верховной Рады, дальнейшее развитие отношений Украины с Таможенным союзом будет опираться на новую договорную базу относительно соглашений о свободной торговле и возможном пакетном соглашении о сотрудничестве по формуле «3+1». По его словам, такой формат сотрудничества с Таможенным союзом позволит обеспечить реальный курс на сближение европейского и евразийского экономических пространств», – резюмировал Владимир Толстенко.

По мнению же ведущего политического эксперта Института евро­атлантического сотрудничества Владимира Горбача, в интересах Украины развивать отношения и с Европейским Союзом, и бывшими советскими республиками. «Я не вижу тут дилеммы «или – или». Но в чем Дмитрий Медведев прав, так это в том, что нельзя быть полноправным членом Таможенного союза и зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом», – сказал Владимир Горбач Русской службе «Голоса Америки». Именно поэтому, подчеркивает он, Украина предложила евразийским коллегам новую формулу сотрудничества с Таможенным союзом – «3+1». «Кажется, это достаточно хитрая украинская позиция, – утверждает эксперт. – Но ее не удастся воплотить на данном этапе. Поскольку сейчас интересы и России, и евразийского Таможенного союза, а также интересы Украины, ее членство в ЗСТ с ЕС – два конкурирующих проекта. И пока этот вопрос не решен, мы будем слышать заявления о двух стульях, на которых нельзя усидеть». Владимир Горбач отмечает, что подобная риторика из Кремля уже однажды звучала в адрес прибалтийских республик: «Когда бывшие советские балтийские республики заявляли о вступлении в НАТО и ЕС, тогда тоже были демарши со стороны Российской Федерации, заявления об энергетическом эмбарго. Поэтому я думаю, что сейчас имеет место нагнетание ситуации и попытка влияния на Украину со стороны российского премьер-министра, поскольку раньше это была его идея – предлагать нам «экономическую удавку» в виде Таможенного союза». Он прогнозирует, что Кремль изменит свою риторику после того, как Украина создаст ЗСТ с Евросоюзом. По мнению Владимира Горбача, при оптимистическом сценарии все документы о создании зоны свободной торговли могут быть ратифицированы уже в декабре этого года.

Что ж, действительно, геополитическое положение Украины таково, что ей все время приходится выбирать. Но это должно быть решение самой страны, а не давление извне.
Николай Волынский
«Столичные новости»