Возвращение принцессы
26.05.2011 12:12
...Генпрокуратура Украины возбудила против Тимошенко за последние полгода. В день предъявления обвинения Тимошенко провела в стенах ГПУ около 7 часов.

Несостоявшийся арест

Самый непростой день для Юлии Тимошенко в ее (как минимум публичной) жизни после окончания президентской кампании 2010 года едва не закончился арестом бывшей «газовой принцессы». Утром 24 мая начальник отдела Генпрокуратуры по расследованию уголовных дел в сфере служебной деятельности Олег Пушкарь заявил, что Печерский суд вынес постановление о задержании экс-премьера за то, что она регулярно срывала следственные действия. Сама Тимошенко находилась в здании ГПУ, и было непонятно, выйдет ли она наружу (и если выйдет, то когда) как свободный человек или ее оттуда отвезут в СИЗО.

Экс-премьер призвала на помощь своих соратников, которые осадили здание ГПУ и заблокировали выездные ворота. В поддержку Тимошенко начали высказываться европейские политики: например, в Европейской народной партии (Христианские демократы) потребовали прекратить «политически мотивированное давление» на экс-премьера.

В течение дня власть отмалчивалась, и только ближе к вечеру первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин объяснил, что Тимошенко осталась на свободе только потому, что пришла в ГПУ 24 мая. По его словам, экс-премьер ранее неоднократно не являлась на допросы, и ГПУ пришлось бы арестовать ее (прокуроры, действительно, не раз предупреждали о возможной смене меры пресечения с подписки о невыезде на арест), чтобы предъявить обвинение по доследованному делу о газовых контрактах.

После выхода из ГПУ Тимошенко в эфире 5 канала призналась, что не собиралась идти в Генпрокуратуру 24 мая, но накануне ей позвонили из администрации президента и «по-человечески» предупредили о грозящем аресте. «Я знала, что в прокуратуре готовится арест. Я даже в 23 часа ночи вчера записала обращение к народу Украины», – рассказала Тимошенко.

Возвращение в политику

Арест Тимошенко стал бы для нее огромным подарком от власти, хотя Янукович и его команда и без того уже сделали немало, чтобы вернуть экс-премьеру былой тонус.

После того как Юлия Тимошенко в начале 2010 года проиграла сражение за президентский пост Виктору Януковичу, она захандрила. Партия «Батькивщина» оказалась в глубоком кризисе, члены фракции БЮТ в Верховной Раде начали один за другим уходить к врагам из Партии регионов (в мае 2011 года в БЮТ осталось 105 депутатов), свои претензии на роль главного предводителя недобитой «оранжевой» оппозиции предъявил возмужавший Арсений Яценюк.

В какой-то момент еще недавно претендовавшее на оригинальность мнение, будто политическая звезда Тимошенко закатилась, стало общим местом. Об экс-премьере и самом ярком украинском политике нулевых годов стали забывать. Забыли же (и очень быстро) об экс-президенте Украины Викторе Ющенко, который напоминает о себе теперь лишь как пчеловод или музейный работник.

Неожиданный подарок Тимошенко преподнес ее извечный конкурент, соперник и партнер Янукович. В апреле 2010 года на Украине запахло жареным: на правительство Тимошенко завели 30 уголовных дел. В мае ее вызвали на допрос по старому уголовному делу, а в декабре грянул гром: против Тимошенко возбудили уголовное дело за нецелевое расходование 480 миллионов евро, полученных Украиной от продажи квот на выброс парниковых газов. Выяснилось, что Тимошенко взяла да и потратила эти средства не на охрану окружающей среды, как полагается, а на выплату пенсий.

В январе 2011 года на Тимошенко завели второе уголовное дело (за превышение служебных полномочий при закупке автомобилей «скорой помощи»), после чего можно было с уверенностью сказать, что она вернулась в большую политику. Держать удар и бороться за собственное выживание (неважно, идет речь о сохранении свободы или власти) ей не привыкать. Тут она чувствует себя как рыба в воде.

Уголовное преследование со стороны властей позволило ей вновь стать едва ли не главным ньюсмейкером страны. Поспорить за эту роль с ней этой весной мог разве что экс-президент Украины Леонид Кучма, которого вдруг (спустя годы) все-таки обвинили в причастности к смерти журналиста Георгия Гонгадзе. Правда, к маю 2011 года Кучма отошел на второй план, а его место занял умирающий от голода экс-глава МВД Юрий Луценко.

На ознакомление с «газовым» делом Тимошенко дали неделю. Судя по всему, власти намерены побыстрее усадить экс-премьера на скамью подсудимых (с первыми двумя делами, объединенными в одно, пока не заладилось). Международный и уж тем более всеукраинский резонанс обвинению, по которому Тимошенко грозит до 10 лет лишения свободы (которых ей, конечно, не дадут), обеспечен.

Биография и послужной список «газовой принцессы» Тимошенко скоро украсятся новым свидетельством беспощадности и несправедливости ее врагов. И нельзя исключить, что через какое-то время она пересядет со скамьи подсудимых или даже тюремных нар в кресло президента, которое она так страстно алчет.