Кадротрясение в Кабмине
21.06.2011 12:26
...скачков инфляции. И спасти Александра Лукашенко, теряющего властные рычаги, может только распродажа государственной собственности в интересах иностранных кредиторов. Украинский коллега Лукашенко Виктор Янукович уже дважды переживал потерю власти – будучи премьером в 2004 и 2007 годах. Поэтому сейчас, чтобы не лишиться власти в третий раз, он крепко держит в своих руках все нити управления страной, и в первую очередь – членами правительства. Подтверждение тому – отставка министра здравоохранения Ильи Емца, жесткая критика в адрес главы Минкультуры Михаила Кулиняка и руководителя Минобразования Дмитрия Табачника. Но это лишь первые кадровые толчки под пока еще твердо стоящим Кабмином. Толчки, которые решением президента могут перерасти в полномасштабное «кадротрясение».

Испытание экономикой

Главная проблема украинской власти и ее полноправного руководителя – это экономика державы. Тут все не слава богу. С одной стороны, страна критически зависит от импорта зарубежных товаров, на оплату которых уходит драгоценная валюта. С другой – шум, поднявшийся вокруг налоговой реформы, окончательно отбил у инвесторов желание вкладывать в Украину. (Под словом «вкладывать» имеется в виду «в производство». Желающие «срубить по-быстрому» на финансовых рынках – не в счет.) На оплате российского газа сэкономить не получается – Москва от дополнительных доходов отказываться не намерена. К тому же и Международному валютному фонду надо отдавать долги. Где брать деньги? МВФ недвусмысленно намекает – с населения. Но население уже находится на той грани, когда лопается терпение и сжимаются кулаки. И все это накладывается на будущие парламентские выборы, которые станут для президента даже не экзаменом на прочность, а испытанием на должностное долголетие.

За год пребывания в президентском кресле Виктор Янукович максимально сконцентрировал власть в своих руках. Но за этот период властная команда произвела такой объем негатива, с которым просто опасно идти на выборы. Видимо, поэтому на Банковой было принято решение: сосредоточить этот негатив в одном месте – в Кабмине и на одном человеке – на премьер-министре, потом торжественно этот негатив сбросить и легкой походкой идти дальше – на парламентские выборы.

Назначение крайнего

Сегодня отставка Николая Азарова обсуждается как уже решенный вопрос, просто отложенный во времени. Если проследить хронологию критики, которой подвергался премьер-министр, то и вправду можно сделать вывод, что дело идет к президентскому указу. Вспомним лишь некоторые удары, нанесенные в адрес главы правительства:

1) жесткие отзывы президента за Налоговый кодекс, «прессующий» малый и средний бизнес;

2) отставка близкого к Азарову министра здравоохранения Зиновия Мытника;

3) гневный посыл премьер-министра Крыма Василия Джарты Азарову по поводу некачественной гречки в крымских магазинах;

4) президентский разнос за провалы в ЖКХ, который закончился для Азарова «предупредительными выстрелами» в вице-премьера Тихонова, его первого зама Хиврича и главу Севастопольской администрации Саратова;

5) «случайно» просочившееся в СМИ письмо главы НБУ Сергея Арбузова, которое нужно рассматривать как последнее президентское предупреждение премьеру.

И совсем не трудно догадаться о том, кто будет назначен крайним за фактический провал переговоров с Россией по газу.

По своей человеческой природе Николай Азаров крайне восприимчив к критике, поэтому, учитывая то, как он стойко ее переносит из уст не только президента, но и его подчиненных, можно предположить несколько версий происходящего.

Версия первая. Азаров не только осведомлен о решении Януковича отправить его в отставку как виновного во всем, что обещал, но не сделал президент, но и вынужден сам играть в эту игру до определенного момента.

Версия вторая. Премьер-ми­нистр проявляет незаурядную стойкость и упорно игнорирует уже не просто косвенные намеки, а прямые рекомендации о собствен­ной отставке. Налицо явное непо­виновение, а значит, Азаров решил вести свою игру.

Обе версии вызывают как минимум два вопроса.

Вопрос первый. Если премьер решил принести себя в жертву ради президентского рейтинга, то почему не пошел до конца? Почему не провел непопулярную пенсионную реформу, которая, без сомнений, уничтожит любого его преемника, но без которой Украине не видать спасительных для бюджета денег МВФ?

Вопрос второй. Если Азаров решил игнорировать критику в свой адрес, то значит ли это, что в случае своей «недобровольной отставки» он готов совершить поступок, то есть предпринять политические действия, которые идут вразрез со стратегией главы государства?

Замены в команде, но не замена команды

Проблема Януковича в том, что, в отличие от того же Кучмы, он не может решить вопрос со сбросом негатива на своего подручного, рубанув с плеча – отправив правительство в отставку. Кучма мог тасовать элиты, мог назначать и разжаловать олигархов, мог менять ставленников олигархов в правительстве одних на других. Янукович этой привилегии лишен. В правительстве, которое поименно назначил лично он, нет ставленников олигархов – там почти все олигархи.

Янукович может считать нужным снять Азарова, но он не может объявить недееспособным все правительство. Потому что в этом правительстве работают Клюев, Колесников, Бойко и Присяжнюк. Эти люди составляют основные блоки в фундаменте, на котором стоит президентская власть Януковича, и вытащить хотя бы один из них – значит подвергнуть опасности всю конструкцию. Именно поэтому президент идет по пути «мягкой» чистки, и вылетают из правительства исключительно фигуры второго плана.

Виктор Тихонов давно был у Банковой на карандаше и в нужный момент стал ритуальной жертвой, положенной на алтарь ввиду действительно трагической ситуации в ЖКХ. Его первый зам Юрий Хиврич пострадал просто за компанию, потому что «так надо». Отставка Дмитрия Табачника, во-первых, только раззадорит оппозицию, а во-вторых, может состояться только в нагрузку к отставке того же Равиля Сафиуллина, чтобы не дать министру образования возможности заработать политические баллы и рвануть с ними на выборы. Замена министра культуры Михаила Кулиняка на его многоопытного первого зама Юрия Богуцкого или Анну Герман не несет практической ценности, поскольку любой новоназначенный министр приходит в Минкульт на нулевой бюджет. А рокировки в Минздраве и вовсе лежат в системе бизнес-координат и не имеют к политике ни малейшего отношения. Тем не менее все звенья отставок собраны в единую цепь, которую в любой удобный момент можно замкнуть – отставкой Азарова, который, видимо, должен по-тихому признать тщетность собственных усилий провести реформы и без эмоций (во что не слишком верится) передать кресло преемнику.

Но отставкой Азарова Янукович не сможет повысить свой рейтинг. Дело в том, что схема «президент – хороший, премьер – плохой» уже не работает. Вся власть в стране принадлежит единоличному президенту, и об этом знают не только те, кому нужно «решать вопросы», нццо и избиратели, которые через год пойдут, а то и побегут на парламентские выборы. Поэтому свалить все на Азарова не получится, а значит, нужного эффекта по спасению рейтинга президента достигнуть не удастся.

Борьба за «контрольный пакет»

Ко всему вышесказанному нужно добавить, что отставка Азарова – это многоходовка со многими неизвестными. Уход самого Азарова по-тихому — это одно, а уход вместе со своими людьми – министром финансов Федором Ярошенко и первым замминистра экономики Вадимом Копыловым – совершенно другое. Это уже не назовешь уходом, это «зачистка», и применять это действие к старому боевому товарищу не только не гуманно, но и попросту опасно. Тем более что пока именно Азаров является руководителем правящей в Украине партии, съезд которой уже не раз откладывался. Пойдет ли экс-премьер Азаров на публичное, перед тысячами вчерашних подчиненных сложение с себя полномочий главы партии? Если все-таки кадротрясение произойдет и в партии, то интрига с назначением нового главы «регионалов» обещает быть более чем захватывающей. Почему? Потому что сценарий акционирования будущего парламента различными пропрезидентскими проектами отклонен. Ставка сделана на будущую монолитную фракцию ПР, контрольный пакет в которой принадлежит лично президенту. Опыт революций в Северной Африке и экономический ураган в Белоруссии окончательно укрепили уверенность Виктора Януковича в том, что сильная единоличная власть – самый верный путь к собственной безопасности. Поэтому новым главой ПР должен быть человек, преданный лично президенту, а мечты «Единого центра», «Сильной Украины», коммунистов и Блока Литвина стать пусть и младшими, но партнерами «регионалов» в большинстве разрушены до основания и восстановлению не подлежат. Нет власти – нет должностей, а значит, по принятым в Украине понятиям, нет ничего. Вот таким образом кадротрясение в Кабмине не просто может сбросить с вершин власти отдельных личностей, но и полностью изменить политический ландшафт, превратив некогда ухабистую местность в ровную степь.

Нет смысла – нет результата

В результате проведенного анализа вывод напрашивается сам собой: отставка Азарова – абсолютно некачественный инструмент для поднятия просевшего рейтинга президента. Любой кандидат, занявший премьерское кресло, обречен на народное проклятие. Поскольку те, кто принимают главные решения в стране, так и не решились отказаться от практики «для своих – все, для врагов – закон». Поэтому вместо того, чтобы обеспечить предпринимателям доступные арендные ставки и разумные проценты по кредитам, власть является к ним в образе раздраконенных налоговиков и пожарников. Борьба с коррупцией проходит катком в основном по тем, кто располагается на самых низших ее ступенях.

А о прозрачности власти, разделе власти и бизнеса и о свободной конкуренции уже и говорить нечего. Те, кто пусть и не без помощи политтехнологов, но все же по воле избирателей оказываются на властном олимпе, моментально забывают о своих предвыборных обещаниях и принимают решение о том, что честная конкуренция должна начаться только после того, как они все поделят между собой. Но пусть они знают о том, что непременно придет момент, когда голос избирателя превратится для них из решающего в фатальный.
Иван Бушуев
«Столичные новости»