В Катар заслан еще один агент
24.07.2004 10:22
Сегодня стало известно, что Игорь Иванов встретился в Дохе с сыном катарского эмира – принцем Хамадом бин Халифой Аль Тани. Итоги переговоров не разглашаются.

Вокруг нового суда над двумя российскими агентами, осужденными в Катаре за убийство Зелимхана Яндарбиева, завязалась еще одна интрига. Процесс по апелляции адвокатов россиян, потребовавших отменить обвинительный приговор и оправдать обоих подзащитных, начался в среду и, как ожидалось, должен был продолжиться осенью.

Однако вместо того, чтобы объявить перерыв и уйти в отпуск, судья объявил, что собирается вынести решение по жалобе уже в следующий четверг. Спустя два дня после заседания выяснилось еще одно обстоятельство.

Вечером в среду в Катар приехал Игорь Иванов, которого на следующий день принял катарский наследный принц Тамим бин Хамад Халифа аль-Тани. Проведя в Дохе меньше суток, в четверг вечером Иванов вернулся в Москву.

Удались ли переговоры, не ясно. Пресс-служба Совбеза, сообщившая о поездке Иванова в пятницу, ограничилась протокольной фразой: «В ходе встречи были рассмотрены текущие вопросы двусторонних отношений, а также актуальные международные проблемы». В Совете безопасности «Газете.Ru» сразу заявили, что, кроме наследника престола, Иванов ни с кем не встречался, визит был рабочим и больше ничего говорить о нем нельзя. Посольству России в Катаре подробности поездки тоже оказались неизвестны. В адвокатском бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», представляющем интересы российских агентов, о переговорах Иванова с катарским руководством не знали вообще.

Впрочем, сам факт переговоров говорит о том, что Катару и России удалось прийти к единому мнению о дальнейшей судьбе россиян. После их ареста это первый визит в Доху высокопоставленного чиновника: раньше по делу агентов туда ездил максимум директор департамента МИД по Ближнему Востоку Михаил Богданов.

Предыдущим контактом между Россией и Катаром на высоком уровне был телефонный разговор Владимира Путина с самим эмиром Хамадом бин Халифой аль-Тани, после которого произошел своеобразный обмен заложниками. В Москве были освобождены из СИЗО два катарских спортсмена, а катарские власти разрешили вылететь в Россию первому секретарю российского посольства Александру Фетисову, который сначала тоже был арестован по подозрению в убийстве. Однако из-за дипломатического статуса он почти сразу же был отпущен без разрешения покинуть страну.

На территории посольства России Фетисов провел месяц. Важно и то, что Иванов встретился не с кем-то из чиновников, а с сыном и наследником эмира – особенности катарского правосудия таковы, что, каким бы ни был приговор, после суда монарх имеет право помиловать осужденных.

То, что в Катар полетел именно Иванов, может означать многое. С одной стороны, дело катарских агентов досталось ему по наследству. Их арестовали, когда Иванов был еще министром иностранных дел, и именно он в конце февраля объявил об этом и выразил первый протест властям Катара. Потом глава МИДа был отправлен в отставку вместе с правительством Михаила Касьянова, однако тут же назначен на пост секретаря Совбеза и продолжил заниматься Катаром уже в новой должности.

С другой стороны, в последнее время Иванов не впервые исполняет особо деликатные поручения Владимира Путина. До сих пор это касалось грузинских проблем. Именно он был отправлен в Тбилиси, когда Эдуард Шеварднадзе добровольно ушел в отставку, и он же прилетал в Батуми за Асланом Абашидзе. И сейчас есть все основания считать, что в Доху секретарь Совбеза летал не просто так.