Пылающий Лондон
11.08.2011 12:13
...в марте текущего года. Тогда по призыву английских профсоюзов на улицы вышло более 250 тыс. человек – они протестовали против жесткого курса экономии, избранного правительством консерваторов. Наиболее радикальные выступления тогда состоялись под влиянием анархистов. К социальному недовольству добавились протесты против участия Великобритании в агрессии против Ливии.

Однако то, что происходит сейчас на улицах Лондона, Бристоля и других городов Острова, не похоже ни на лондонские социально-антивоенные протесты начала года, ни на прекраснодушные пацифистские антисистемные манифестации в Мадриде и Париже. В сторонке курит и легкая на подъем Греция. По бессистемности, по степени разрушительного воздействия, по уровню агрессии участников беспорядков происходящее в Лондоне внешне напоминает (и даже превосходит) знаменитые погромы в «черных» кварталах Парижа в 2005 г.

Но и здесь есть серьезные отличия. В парижских цветных гетто бунтовали африканцы – арабы и негры, преимущественно выходцы из третьего поколения мусульман-эмигрантов. Хотя, конечно, отнюдь не исламский фактор толкал молодежь на поджоги автомобилей и прочие хулиганские выходки – это, скорее, был бунт социально отверженных полукриминальных молодежных группировок, лишенных всякой социальной перспективы. За пределы гетто этот бунт не выпустили.

Большинство цветных иммигрантов в Лондоне – отнюдь не мусульмане. Кроме того, в столице Британии нет четко очерченных гетто, белые и цветные живут вперемешку, и даже в молодежные группировки там объединяются отнюдь не по цвету кожи. Беспорядки происходят не в предместьях, а в приличных районах Лондона и других городов.

И если искать социально-экономическую причину беспорядков, то она, вне всякого сомнения, в продолжении курса жесткой экономии, который проводит правительство консерваторов. Финансовая ситуация в стране крайне нестабильна, что отражается в первую очередь на жизни городской бедноты и среднего класса. Британия не входит в зону евро, однако это не спасает от кризисных явлений, которые волной накрывают весь мир. Мартовские манифестации не поколебали решимости кабинета Кэмерона сэкономить за счет социально уязвимых слоев населения. Организованные протесты были проигнорированы – и вот теперь на улицы вырвалась темная масса хаотического, криминализованного протеста, горят машины, разграблены магазины, уютный мир лондонского обывателя поставлен под угрозу...

Выглядит все именно так, и в этом – немалая доля истины. Однако против полной стихийности нынешних беспорядков говорит один небольшой, но значимый факт. За неделю до начала беспорядков британская полиция распространила призыв к населению... сообщать полиции об анархистах. Если лондонский добропорядочный и благонамеренный обыватель увидит анархиста на улице, или – что хуже – обнаружит, что его сосед похож на анархиста, то такому обывателю следует немедля позвонить в полицию и доложить об опасном типе. До этих пор подобной чести удостаивались разве что исламские террористы, стучать на которых по такой же схеме должны граждане Соединенного Королевства по призыву полиции. Толку от такого «стука» немного, это не мера безопасности, а скорее, формирование общественного мнения, указание массам на внутреннего врага.

И – какое совпадение! – несколько дней спустя как по нотам начинает разыгрываться спектакль, в котором каждый разглядит плагиат с парижских событий 2005 г.

Вечером 6 августа в Тоттенхэме, на севере Лондона, у полицейского участка собрался митинг в знак протеста против гибели местного жителя Марка Даггана – отца четырех детей, погибшего при неясных обстоятельствах в перестрелке с полицией. Митинг перерос в погромы, в которых приняло участие около 300 человек. Протестующие подожгли несколько полицейских автомобилей и автобусов, магазины, автоцентры. Полиция, брошенная на подавление бунта, прогнозирует распространение беспорядков на другие районы. Так и случилось.

7 августа протесты перекинулись на соседний район Энфилд. Разбиты фонари, разгромлены магазины, пострадала полицейская машина. Арестовано 55 человек, пострадало как минимум 11 гражданских лиц и 26 полицейских. Однако премьер Джеймс Кэмерон не спешит прерывать отпуск.

Между тем беспорядки распространяются на восточную часть Лондона. Арестовано более 160 человек.

В ночь на 9 августа беспорядки распространяются на другие города Соединенного Королевства – Бирмингем, Бристоль, Ливерпуль, Манчестер. Полиция говорит о «чистом хулиганстве в подражание Тоттенхэму».

10 августа. Премьер-министр наконец-то возвращается из отпуска, чтобы принять меры по стабилизации ситуации. Он высказался за самые жесткие меры против бунтовщиков.

К этому времени полиция уже арестовала около 1300 человек, суды уже выносят приговоры за грабежи и мародерство. Власть карает в том числе и несовершеннолетних: самому младшему подсудимому всего 11 лет. Полиция получила право действовать жестко, с применением травматического оружия и водометов.

11 августа. Палата общин британского парламента собирается на внеочередное заседание в связи с беспорядками в стране.

Что же это такое – бунт лондонского криминалитета, стихийный социальный протест или полицейская провокация, призванная дать властям право на жесткие меры? А впрочем, эти варианты друг друга вовсе не исключают.
Евгений Лешан
«Обозреватель»