Киевпроект
26.07.2004 09:38
...что на трибуне стоит оппозиционер. Если открыть глаза – есть чему удивляться. Мэр Киева Александр Омельченко, до последнего державший паузу с участием своей партии «Единство» в президентской кампании, наконец-то сделал шаг. Дерзкий.


«Негативные процессы, охватившие все сферы деятельности общества, хаотический подход к проведению реформ, разочарование их ходом угрожают непредвиденными последствиями для политической независимости государства…»

«Оценивая ситуацию, мы должны сделать вывод, что курс «реформ», проводимый правящим правительством, служит не интересам народа! И как бы нас не уверяли о росте валового национального продукта и национального дохода, это никоим образом не отображается на благосостоянии населения».

«К сожалению, для нынешней политической системы характерны неспособность к трансформациям, монополия со стороны клановой бюрократии, коррупция, контроль средств массовой информации, тотальная цензура, выдвижение на руководящие посты личностей, профессионально не подготовленных, способных к злоупотреблениям, но верных своему боссу и связанных с ним общей цепью».

«Отдельные политические силы проникли во все ветви власти – и фактически не Верховная Рада, не Кабинет министров, не судебные органы руководят страной, а олигархически-клановый аппарат этих политических сил».

Такое щедрое цитирование доклада Александра Омельченко важно с той точки зрения, что именно это выступление задало тон достаточно напряженному съезду омельченковского «Единства».

Сценарий? Отсутствие сценария?

Съезд «Единства», проходивший в субботу в помещении «Киевпроекта», был построен по принципу «будь что будет». Ни члены команды Омельченко, ни, очевидно, сам мэр, не мог спрогнозировать, какой окончательный вердикт будет вынесен. Разгул демократии, о котором говорили в кулуарах журналисты и сами делегаты, должен был продемонстрировать, что Омельченко готов к любому исходу ситуации. И к смене правил игры. По тому, что в ходе съезда объявлялось три перерыва, было понятно, что в это время там, за кулисами, продолжали вестись торги с самим Омельченко.

Различие делегатов во взглядах и подходах к вопросу выбора кандидата от партии могло перерасти как во внутрипартийный раскол, так и в создание отдельных фракций. По данным различных источников, десять областных организаций собирались направить «Единство» на путь поддержки Виктора Ющенко, три области высказывались за кандидатуру Виктора Януковича, николаевские делегаты приехали с тайным замыслом инициировать поддержку своего земляка – Анатолия Кинаха. И около десятка организаций были настроены на то, чтобы «двигать» в президенты лидера партии Александра Омельченко.

Десять дней назад в интервью «Главреду» сам Омельченко исключал возможность своего баллотирования: «Даст Бог, мы с вами доработаем до выборов в марте 2006 года и тогда поговорим с вами о баллотировании».
Тогда же мы предполагали, что Омельченко будет тяжело сделать выбор в пользу одного из фаворитов президентской гонки. Поскольку в команде Ющенко до сих пор есть много личных врагов Сан Саныча, тогда как в команде Януковича – несметное количество «кровных врагов».

Кто именно переубедил Омельченко «взбрыкнуть» и заявить о своей готовности идти на выборы, нам неизвестно. Скорее всего, это была эмоциональная реакция на некоторые не-договоренности с Администрацией Президента и Кабмином. Вернее, с людьми, разводящими там.

Решение показать всем «кузькину мать», было, очевидно, подкреплено нежеланием «ложиться» ни под одного из кандидатов и не быть никому должным в случае выигрыша кого-либо. О том, как кандидат, которому городской голова обеспечил поддержку киевлян, может относиться в дальнейшем, Омельченко знает не понаслышке. И повторять предыдущий опыт, похоже, не собирается.

Команда? Отсутствие команды?

Ситуация с «Единством» выглядит еще более пикантной и с точки зрения пертурбаций в самой команде городского головы. Как известно, «правая рука» Омельченко по мэрии и первый зам в «Единстве» – Владимир Яловой – уже больше месяца утвержден руководителем регионального штаба кандидата в президенты Виктора Януковича. И понятно, что он не был заинтересован в том, чтобы киевский мэр играл в собственную политическую игру. Если бы «Единство» оказалось в списке партий, поддерживающих действующего премьера, для Ялового это было бы более приемлемым. И с моральной, и с деловой точек зрения.

Поговаривают, что именно зампредседателя Киеврады обещал Виктору Федоровичу привести «Единство» под знамена единого кандидата от власти. И что именно по его инициативе партия Александра Омельченко, в конце концов, под номером 25 была включена в списки провластной коалиции «Вместе ради будущего». Однако в день подписания документа о создании коалиции – а он совпал с днем проведения съезда «Единства» - никто из омельченковской команды на церемонию не прибыл.

Предложение Ялового поддержать Януковича было встречено свистами, криками «ганьба» и дальнейшими выступлениями, некоторые из которых вряд ли можно назвать вершиной риторического мастерства. Зато эмоциональных оценок Януковичу (а потом и Ющенко) было выдано столько, что адресаты, наверное, не успевали икать…

Как раз в разгар дискуссии на съезд прибыл народный депутат Владимир Рыбак, в последнее время исполняющий роль непосредственного адъютанта Виктора Януковича. Пробравшись к трибуне, Владимир Васильевич, также не скрывая эмоций, заявил: «Виктор Федорович никого из вас не оскорблял. И не будет оскорблять. Но то, что звучит здесь… Я приехал сюда, чтобы сказать. Я только что разговаривал с Виктором Федоровичем, и он попросил не рассматривать его кандидатуру». И вышел из зала.

Журналистская заинтересованность была не удовлетворена. «Да кому они нужны, Господи!» - бросил «Главреду» уходящий Рыбак. «А их электорат?» - попытался было уточнить автор этого материала. «А он что у них есть?» - фраза представителя Януковича повисла в воздухе.

Выигрыш? Проигрыш?

Действительно, а какой он, этот электорат «Единства»? Кто эти 283 тысячи граждан, поддержавших партию на парламентских выборах? На эти вопросы ответов пока нет, поскольку уж очень поздно Александр Омельченко решил вывести «Единство» из поглощения одними и поставить под удар других?

Итог съезда таков: 173 делегата из 272 проголосовали за выдвижение Омельченко кандидатом в президенты. В бюллетенях также значились другие фамилии. Анатолий Кинах набрал 4 голоса, Александр Мороз - 6, Петр Симоненко - 9, Виктор Ющенко и Виктор Янукович - по 25. И, пожалуй, самый интересный результат – за кандидатуру Леонида Кучмы проголосовало 30 делегатов.

Стало еще более понятно, что «Единство» - идеологически достаточно размыто. Объединяющей идеей партии, как показывает съезд, является одно – это личностное уважение Александра Омельченко как профессионала, мэра, строителя и т.п. Но отнюдь – не политического лидера всеукраинского масштаба, претендующего на выигрыш. Принятие резолюции о выдвижении Омельченко отнюдь не означает, что члены партии так быстро откажутся от выбора, сделанного ранее, и, агитировав, скажем, за Януковича, тут же перестанут это делать. Или перестанут, как львовяне, называть Ющенко «народным президентом». Или, как николаевцы, забудут о земляке-Кинахе.

У Омельченко много чего есть. Есть рычаги влияния. Есть сложившееся о нем общественное мнение. Есть харизма и политическая вменяемость. Но и нет многого. И самого главного - команды, верящей в победу своего кандидата.

Киевпроект-Омельченко-кандидат мог быть очень эффективным. Сильнее проекта «Единства» с 283-мя тысячами приверженцев. Но вряд ли станет таким. В силу многих обстоятельств, большинство из которых Сан Саныч прекрасно осознает и сам. К счастью.