Платное образование началось с экономистов
27.07.2004 10:14
...юриспруденцию, экономику и управление.

В понедельник президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, снимающий 50-процентное ограничение на прием в государственные вузы и техникумы студентов-контрактников по специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление.

На практике это значит, что если раньше государственные вузы были обязаны учить бесплатно 50% своих студентов даже по самым престижным специальностям, то теперь они получают неограниченное право принимать платников. Что неминуемо приведет к резкому сокращению приема студентов-бюджетников и сузит базу бесплатного образования в стране.

Правда, недавно министр образования Андрей Фурсенко заверил россиян в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», что «сокращения бюджетных мест в российских вузах не будет». В подтверждение министр сослался на норму другого закона, в соответствии с которой на каждые 10 тыс. населения России должно существовать 170 бюджетных (то есть, бесплатных) студенческих мест.

Министр ссылался на положение о бюджетниках зря: Государственная дума уже приняла в первом чтении закон, изымающий его из российского законодательства. Правда, как рассказал «Газете.Ru» глава думского комитета по образованию Николай Булаев, депутаты собираются снова восстановить его путем внесения соответствующей поправки при втором чтении закона.

Сохранится ли положение в окончательной редакции, сейчас не может сказать никто, в то время как закон, фактически переводящий подготовку студентов-юристов, экономистов и управленцев только на платную основу, уже принят и подписан президентом.

Кроме того, даже если в законе сохранится строго зафиксированное количество бесплатных студенческих мест, это не может гарантировать их равномерного распределения между различными вузовскими специальностями. Если руководство вузов решит заработать, пустив все самые востребованные специальности под «платников» и оставив «положенное» количество мест для бюджетников на менее престижных направлениях, то воспрепятствовать не сможет никто. А заработать в условиях недостаточного государственного финансирования образования хотят все.

Оппоненты закона с самого начала предупреждали, что если его примут, бесплатных мест по ряду специальностей не останется.
По мнению заместителя председателя думского комитета по образованию Олега Смолина, «законопроект приведет к резкому сокращению бюджетных мест, поскольку сегодня у ректоров есть разумный соблазн поправить финансовое положение своих вузов». Он считает преждевременным снятие ограничений, так как у людей нет денег на обучение: «Во Франции и Германии на внебюджетной основе обучаются 85% студентов, в России – 53% на бюджетной и 47% на внебюджетной. Притом, что в России минимальная зарплата 100 долларов, а во Франции – 1000 долларов».

По мнению Смолина, от принятия закона проиграют все. И прежде всего студенты, поскольку, «у нас за образование может платить только четверть населения». Однако, считает он, в проигрыше останутся и сами государственные вузы, так как «уровень обучения по этим престижным специальностям упадет, а материальное положение они все равно не поправят».

Среди противников коммерциализации образования в России немало вузовского начальства. По большей части, это руководство престижных вузов, и первый – ректор МГУ Виктор Садовничий.
Однако и Виктор Садовничий вынужден признать, что МГУ принимает «коммерческих» студентов. В среднем по университету их около 15 – 20%. Но если на технических факультетах их не больше 10 - 20%, то на гуманитарных, особенно на престижных специальностях («Социология», «Иностранные языки», «Управление»), их поровну c бюджетниками – это максимум возможного по нынешнему законодательству. И сдерживало их наплыв только существовавшее ограничение. Едва лишь оно исчезнет, количество платников на определенных факультетах того же МГУ наверняка вновь достигнет максимума, на этот раз 100-процентного.