Мавроди возродил свою пирамиду в Украине
06.10.2011 11:06
...деньги по более выгодному курсу. Обыватели, паникуя из-за сохранности сбережений, в то же время бросаются в сомнительные аферы. Ярким штрихом к общей картине стал расцвет нового «МММ» Сергея Мавроди, против которого украинская власть пока не нашла способов борьбы.

«Предупреждаю: пирамиды могут быть опасны для вашего финансового здоровья», – гласит реклама «МММ-2011», которая с начала сентября встречается в Киеве повсеместно. На огромных билбордах, в поездах метро, на остановках общественного транспорта и даже на асфальте размещены координаты финансовой пирамиды «Мы Можем Многое».

Мавроди характеризует свое новое детище как «глобальную кассу взаимопомощи» и «структурированную финансовую социальную сеть»: все платежи проводятся в электронном виде без участия юрлица-организатора. Люди покупают и продают валюту по условному курсу. «У «МММ» нет юридического лица: ни офиса, ни банковского счета. Люди просто переводят деньги друг другу – без каких-либо условий, гарантий, обещаний», – пояснил Мавроди украинским СМИ принцип работы новой пирамиды. Он подтвердил появившуюся в прессе информацию о том, что численность армии новых вкладчиков составляет сотни тысяч человек.

Органы валютного контроля в Украине попытались запретить эту деятельность, но столкнулись с несовершенством законодательства. Один из крупнейших коммерческих банков решил проблему по-своему, заблокировав платежи, связанные с «МММ». Депутат Верховной Рады от Партии регионов, член парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Василий Горбаль в комментарии «НГ» назвал две причины популярности пирамиды: «Высокие доходы и реклама. Телевидение, приглашая Мавроди в ток-шоу, тем самым рекламирует его пирамиду. Он с телеэкрана предлагает гражданам космический курс валют, доходы в 20-30%. И, как в любой стране мира, в Украине есть люди, хранящие деньги под подушкой, которые клюют на эту приманку».

Экономисты уверены, что причина не только в наивности и доверчивости граждан, но в первую очередь – в попытке сохранить и обезопасить свои сбережения. Сомневаясь в стабильности гривны, украинцы стали менять их на доллары и евро. С осени прошлого года Нацбанк ежемесячно фиксировал превышение объемов покупки над объемами продажи иностранной валюты населением. В августе с.г. был зафиксирован рекордный показатель: разница составила 824 млн. долл. В тот момент эксперты отметили, что Нацбанку придется за счет валютных резервов погашать ажиотажный спрос, чтобы удержать курс гривны на нынешнем уровне – 8 гривен к 1 долл.

Однако Центральный банк принял другие меры: с 23 сентября обменять валюту в Украине возможно только при предъявлении паспорта, с которого снимают ксерокопии всех страниц. «Такая норма прописана еще в Декрете о валютном регулировании от 1993 года. Просто ранее она системно не применялась. Сейчас на рассмотрении Верховной Рады находится новый Закон «О валютном регулировании» – как только он будет принят, процедура обмена валют будет четко регламентирована», – рассказал «НГ» депутат Горбаль. Он считает решение Нацбанка оправданным и своевременным, поскольку финансовый регулятор должен был сбить панику, подогреваемую спекулянтами, и нанести удар по теневому рынку, чтобы не расходовать валютные резервы. «Никаких объективных причин для паники относительно стабильности гривны нет. Население волнуется по двум причинам – из-за мировых прогнозов о второй волне кризиса и из-за ненадлежащего информационного сопровождения проводимых правительством реформ. Не понимая, что на самом деле происходит, отдельные граждане бросаются скупать иностранную валюту, другие несут деньги в «МММ», – пояснил депутат.

Руководство Нацбанка уверено, что цели достигнуты: за пару недель действия новых правил удалось сэкономить около 500 млн. долл. резервов, сообщил глава НБУ Сергей Арбузов. Его первый заместитель Юрий Колобов уточнил, что в отличие от 1990-х дефицита валюты нет.

Руководитель экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, напротив, считает, что своим решением НБУ не победил теневой сектор экономики, а воссоздал теневой рынок валюты. «Люди стали меньше менять деньги в банках и официальных пунктах, потому что опасаются, что ксерокопии их документов попадут в чьи-то нечистоплотные руки. Копируются все страницы, включая прописку. А все слышали о десятках видов афер с копиями документов. И поэтому граждане зачастую прибегают к услугам менял, которые снова вышли на улицы. Кстати, у них курс значительно отличается от официально установленного. И в этом кроется очень сложная проблема: Нацбанк устанавливает свой курс, а появившийся теневой рынок формирует свой, диспропорция действует по принципу сжимающейся пружины, которая может выстрелить», – считает эксперт.

По его словам, административными мерами невозможно заставить население поверить в стабильность национальной валюты. Но действия власти вызывают все большее раздражение населения. Тем более что в ряде случаев обменять валюту стало невозможно: не во всех отделениях банков есть ксероксы. А в отношении иностранцев ситуация вообще неясна, поскольку их документы не соответствуют требованиям НБУ. Крымские СМИ сообщают, что в сложную ситуацию попали даже служащие Черноморского флота, от которых кроме паспорта требуется справка о доходах.

Настроения в обществе первым уловил самый молодой оппозиционный политик, ранее работавший главой Нацбанка, Арсений Яценюк. Он подал в суд иск против решения НБУ, отметив, что финансовый регулятор нарушает права граждан на конфиденциальность персональных данных. «Это постановление (НБУ. – «НГ») усложняет валютно-обменные операции. Но самое главное – провоцирует переход таких операций в тень», – сказал Яценюк.

Ассоциация «Украинский кредитно-банковский союз» тоже заявила, что административные меры привели «к усилению пессимистических ожиданий субъектов валютного рынка и возрождению его теневого сегмента». Организация предложила власти установить некий адекватный порог – определить сумму, для обмена которой требуется предъявить паспорт. Ранее премьер-министр Николай Азаров придерживался такого же мнения, однако затем заявил, что правительство не имеет отношения к регулированию валютного рынка, правила на котором Нацбанк устанавливает по своему усмотрению.
Татьяна Ивженко
«Независимая газета»