Что Юле VIP, европейскому зеку – стандарт
17.11.2011 12:07
...соответствуют действительности. Ведь, как известно, все познается в сравнении. Так вот, если сравнить тюремные условия, в которых пребывает Юлия Владимировна с условиями, в которых сидят заключенные на Западе, то действительно оказывается, что никаких привилегий. Однако для рядовых украинских заключенных двухместная камера и многие другие преимущества остаются лишь несбыточной мечтой.

В то время как Юлия Владимировна находится в двухместной камере, тысячи заключенных соседствуют с 40, а то 50-ю заключенными. В камеры («хаты») на 20 человек умудряются запихнуть в два, а то и два с половиной раза больше людей. Неудивительно, что спят на нарах заключенные по двое, а порой и по трое. На сегодняшний день в СИЗО не хватает свыше тысячи мест. При наличии 2850 мест, здесь находится около 4 тысяч заключенных. Среди заключенных СИЗО – 339 женщин, а также 45 несовершеннолетних детей, свыше 60 % из которых сидят за кражи и грабежи.

При этом из 32 изоляторов половина находится в помещениях, которым более 200 лет, а 3 изолятора – в 400-летних помещениях. Капитальный ремонт здесь не проводился никогда. В пенитенциарной службе объясняют, что провести ремонт нет ни физической возможности, поскольку некуда перевести всех арестованных, ни соответственно – финансовой.

Эти факты подтверждает и начальник Департамента уголовно-исполнительной и социально-психологической работы с осужденными Государственной пенитенциарной службы Украины Олег Янчук. По его словам, если на каждого взятого под стражу преступника еще хватает по одеялу и матрасу, то кровати там есть не у всех.

Янчук поясняет сложившуюся ситуацию тем, что это связано с очень большим количеством арестованных, которые находятся под стражей в этом учреждении – «сейчас там около 4 тысячи человек, и эта цифра все время увеличивается».

Интересно, что чиновники с гордостью говорят о том, что каждый понедельник и.о. начальника управления Госпенитенциарной службы Киева и области дает отчет о качестве условий держания под стражей в этом СИЗО. Непонятно, кому нужны эти отчеты и доклады, если невооруженным глазом видно, что выжить в СИЗО можно лишь имея родственников и близких, которые по возможности берут на себя заботу о питании и элементарно необходимых вещах?!

СИЗО = гестапо, но не для всех!?

После проведенной в начале осени проверки омбудсмен Нина Карпачева заявила: «Лукьяновское СИЗО в Киеве катастрофически переполнено, заключенные содержатся в нечеловеческих условиях – люди спят даже на полу!».

«Причина – злоупотребление стражами порядка и судьями правом на арест; судебная волокита с рассмотрением дел (нарушение разумных сроков рассмотрения дел); отсутствие надлежащего правового поля», – считает уполномоченный по правам человека. По ее данным, за восемь месяцев прошлого года к ней поступили 452 обращения о незаконности арестов. За аналогичный период этого года – уже 936, вдвое больше.

Карпачева выявила «вопиющие случаи нарушения прав женщин», которым в настоящее время не хватает 36 мест. При этом одна из заключенных, числящаяся за Печерским райсудом города Киева, находится в СИЗО с 2006 года; у другой – цирроз печени в последней стадии, у третьей – зоб четвертой степени, она нуждается в хирургическом лечении.

«Есть существенные проблемы в предоставлении медицинской помощи заключенным в условиях СИЗО. Переполнение учреждения приводит к невозможности разместить всех больных в медицинской части, что вынуждает оказывать медицинскую помощь непосредственно в камерах, даже ставить там капельницы. В медчасти СИЗО сейчас содержатся 47 больных активной формой туберкулеза. Это – угроза жизни, и здоровью, как заключенных, так и персонала СИЗО, следователей, адвокатов», – отметила Карпачева.

Мониторинг свидетельствует, что многие из судей игнорируют обращения тяжелобольных, даже когда болезнь угрожает жизни. Одну из заключенных в Шевченковский райсуд доставили в обморочном состоянии, и через пять дней после приговора она умерла.

Омбудсмен требует сломать практику избрания меры пресечения в виде взятия под стражу без учета состояния здоровья человека, возраста, наличия иждивенцев; ввести домашний арест как меру пресечения; безотлагательно гуманизировать УПК Украины, подняв санкцию, при которой возможно применение ареста, с трех до пяти лет. По ее словам, это позволит освободить треть заключенных Киевского СИЗО.

В целом пенитенциарная система не только в Украине, но и в России, впрочем, как и в большинстве постсоветских стран, примерно одинакова и оставляет желать лучшего.

Здравствуй дом, новый дом!

В ближайшее время в Лукьяновском следственном изоляторе в Киеве готовится к открытию новый корпус для женщин и несовершеннолетних. Это вновь построенное здание очень давно считалось долгостроем, но видимо, заключение Юлии Тимошенко ускорило процесс сдачи объекта в эксплуатацию.

В новом 4-этажном корпусе подследственным женщинам будет сидеться гораздо комфортнее, чем в ныне действующем 2-этажном.

Вместо нынешних 2,5 кв. м каждой выделят по 7 «квадратов». Койки разместят в один ярус, а не так как нынче в два. Прогулочный дворик обустраивают не на земле, а на крыше здания, и это будет как бы дополнительный, технический этаж. Сами камеры станут светлее за счет современных металлопластиковых окон. А решетки вообще не будут видны.

Будут ли туалеты камер оборудованы биде, в тюремном ведомстве не признаются, скорее всего, будут, но не во всех камерах. Строительство нового корпуса стало возможным благодаря реализации совместного украинско-швейцарского проекта стоимостью более $ 3 млн. и отражает современные тенденции к евростандартам.

Сотрудники СИЗО признаются, что уже очень давно придумали название новому корпусу, думать долго не пришлось – «Юлька!».

Учитывая многолетнюю историю сооружения корпусов Лукьяновской тюрьмы, некоторые здания называли соответственно эпохе: Катюха или Катенька (в честь Екатерины II), Столыпин (по фамилии бывшего председателя Совета министров Российской империи), Кучмовка (в память о бывшем президенте Украины). Саму же тюрьму очень часто называют «Дедом Лукьяном».

Как известно нынче Юлия Тимошенко отбывает наказание в камере № 242. Контролирующие органы и сами сотрудники пенитенциарной службы настаивают на том, что условия содержания ЮВТ ничем не лучше, чем у остальных. Все прекрасно понимают, что это не правда и такого быть не может. Скажем просто – условия в камере 242 такие, какими они должны быть в остальных камерах, может быть чуточку лучше.

Скучать Юлии Владимировне в тюрьме не приходится. По соседству с ней находится экс-начальник управления по вопросам землепользования и градостроительства секретариата Киевсовета Светлана Макеева. Со слов надзирателей СИЗО Макеевой пришлось бросить курить, дабы не травить никотиновым дымом Юлию Владимировну. Поговаривают, что соседка следит за Леди Ю – она и косу ей заплетает, и еду готовит…

Не так давно у Юлии Владимировны случилась неприятность со здоровьем. Соратники утверждают, что у Тимошенко проблемы с позвоночником и что у нее постельный режим. Как стало известно из источников в СИЗО, Тимошенко порвала связки во время тренировки в своем «личном» прогулочном дворике. На чьей стороне правда…остается лишь догадываться!

***

Сейчас в Лукьяновском СИЗО небывалый наплыв «ВИП-постояльцев». Среди них – бывшие министры, начальники служб и управлений и сама экс-премьер. С тех пор как взяли под стражу Юрия Луценко и Юлию Тимошенко, к Лукьяновскому СИЗО и другим тюрьмам, которые прежде мало кого интересовали, приковано пристальное внимание общественности. Народные депутаты и европейские наблюдатели ходят в тюрьму как на экскурсию, журналисты пытаются выяснить, в каких условиях содержатся бывшие высокопоставленные чиновники, и делают прогнозы по поводу того, где те будут отбывать наказание. Скорая сдача в эксплуатацию нового женского корпуса, куда будет переведена и Юлия Тимошенко, возможно, улучшит условия пребывания и других заключенных. Как говорится «нет худа, без добра», логично и вполне закономерно возникает вопрос, сколько еще чиновников нужно посадить, чтобы обратить внимание на проблемы простых людей, которые находятся совсем рядом?! И не получится ли так, что построенный корпус изолятора станет своего рода VIP-апартаментами для богатых или высокопоставленных заключенных?!
Лиза Крылова
«Обозреватель»