Украинская внешняя политика: Бесконечное производство понтов
19.01.2012 10:43
...«уникальной украинской школы» вычёркивается советский период, хотя в УССР существовал собственный МИД и дипломатические представительства (в частности, при ООН, членом и даже учредителем которой была советская Украина). Внешняя политика независимой Украины считается преемницей лишь дипломатии УНР.

У истоков

9 февраля 1918 года, буквально на следующий день после взятия Киева однопартийцем главы Центральной Рады Михаилом Муравьёвым УНР получила международное признание: её официально признали Германия и Австро-Венгрия. Но далеко не за просто так. Ради сохранения личной власти эсер и «евроинтегратор» Михаил Грушевский настоял на подписании сепаратного мирного договора в Бресте, содержащего следующие условия:

– Полная оккупация территории Украины австро-германскими войсками.
– Выплата многомиллионной контрибуции в виде поставок продовольствия, товаров промышленного производства, сырья, скота и даже чернозёма.
– Поддержка Германии и Австро-Венгрии в войне с Россией.

Вторая крупнейшая «победа» дипломатии УНР относится к деятельности «национального героя» Симона Петлюры, возглавлявшего так называемую Директорию. В обмен на помощь в борьбе с УССР и Советской Россией Польша «евроинтегрировала» украинские земли почти до Житомира.

Именно при Петлюре войска УНР, объявившей по требованию Антанты («Евросоюза» того времени) войну Советской России, были разгромлены союзническими силами Красных Армий УССР и РСФСР. В июле патриот Петлюра по решению совета министров иностранных дел Великобритании, Франции, США, Италии передал под контроль Польши всю территорию ЗУНР. А в начале следующего года ради сохранения личной власти заключил союз с Польшей, определивший границы УССР до 1939 года.

ГУАМ

Но пора перейти к современности. Она вся ознаменована лозунгом «Дальше от Москвы!» Именно для этого в 1997 был создан ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), как альтернатива СНГ, в котором всегда доминировала Россия. «Оранжевая революция» послужила толчком для активизации и наполнения этой организации новым, еще более определенным, содержанием: прямым противодействием российскому внешнеполитическому курсу. В первую очередь – вытеснением России из зон «замороженных конфликтов», российских миротворцев – миротворцами членов ГУАМ, а также замещением влияния России на Украину горячим взаимодействием с США и Евросоюзом.

Организация, здравствовавшая преимущественно на личных отношениях двух кумовьёв – Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, с уходом от власти первого если и не приказала долго жить, то опять впала в анабиоз, похоронив многолетние усилия украинских дипломатов.

Нефтегазоносный шельф

Еще одной великой победой уникальной украинской дипломатии стала эпопея с островом Змеиным. По итогам Второй мировой войны СССР вернул себе остров, потерянный после Крымской войны, о чём в 1948 году было подписано соответствующее советско-румынское соглашение. Но в 1980-х годах на шельфе острова были найдены значительные запасы нефти и природного газа, после чего остров стал предметом румынских претензий.

В сентябре 2004 года Румыния подала иск в Международный суд ООН с требованием изменения морской границы с Украиной. Пришедшие к власти «оранжевые» на тот момент развернули бурную деятельность по интеграции Украины в Евросоюз и НАТО, и им была очень нужна поддержка Румынии. Именно это послужило поводом для согласия Украины участвовать в суде, который состоялся в 2006 году.

Следует пояснить, что Международный суд ООН рассматривает иски по территориальным претензиям государств только при обоюдном согласии сторон. В случае отказа одной из сторон от суда дело не рассматривается. Кроме того, данный суд никогда не выносит решения, удовлетворяющие запросы какой-то одной стороны. То есть, согласие на судебное разбирательство уже автоматически означает согласие на уступку части своей территории.

В результате этого идиотского пораженческого решения евроинтеграторов-фантазеров Международный суд ООН вынес решение о передаче шельфа с 80% разведанных запасов нефти и газа Румынии. Благодаря стараниям украинского дипломата Василенко, исполнявшего волю «оранжевой» власти, стремившейся «хоть тушкой, хоть чучелом» оказаться в Евросоюзе и НАТО, страна лишилась суверенитета над частью акватории Чёрного моря и столь необходимых ей энергоносителей.

Чернобыль

После аварии на четвёртом энергоблоке ЧАЭС оставшиеся три продолжали действовать ещё 14 лет. В том числе и благодаря этим реакторам страна имела возможность экспортировать излишки энергии и зарабатывать валюту. Но под предлогом обеспечения ядерной безопасности Европа стала требовать полного закрытия электростанции. И дело вовсе не в реакторах РБМК, которые не менее надёжны, чем более старые американские BWR, использовавшиеся, например, на японской АЭС в Фукусиме. Просто украинская электроэнергия на рынке конкурировала с европейской. И 15 декабря 2000 года Чернобыльская АЭС была остановлена полностью, что лишило Украину денежных поступлений за экспортируемую электроэнергию. Когда есть такие борцы за интересы Родины, враги ей не нужны.

Подписывая соглашение об остановке АЭС, европейцы брали на себя обязательства построить в Украине четыре новых реактора на Хмельницкой и Ровенской станциях. Однако это обещание забылось, и теперь расходы на постройку компенсирующих мощностей полностью легли на бюджет Украины. Как говорят бизнесмены, нашу страну самым брутальным образом «развели на бабки».

История с Чернобылем не закончена. Тем же соглашением Евросоюза и США брали обязательства помочь в постройке нового защитного кожуха над разрушенным энергоблоком. И совсем недавно украинская сторона попыталась поднять данный вопрос, созвав саммит с участием лидеров европейских стран. Но «братья-европейцы» «кинули» Украину в очередной раз, выделив незначительные средства, сумма которых, с учётом взноса Украины, едва достигла половины требуемой.

Зона свободной торговли с ЕС

На создании зоны свободной торговли с ЕС всегда настаивали украинские политики, а европейцы руками и ногами отбивались от этого, мотивируя нежелание сближаться плачевным состоянием украинской экономики. После начала глобального экономического кризиса, поставившего под вопрос само существование ЕС, дополнительный рынок сбыта в виде Украины дал европейцам шанс поддержать своих производителей.

Чтобы обезопасить себя от конкуренции со стороны нашей продукции, в ход пошли ограничения и запреты: вся украинская продукция, способная конкурировать с европейской, попала в список из 400 «изъятий». Холуйский принцип «хоть тушкой, хоть чучелом» сработал и здесь: ограничения, квоты и запреты касаются исключительно украинских товаров.

Последствия зоны свободной торговли с ЕС для Украины ещё в 2007 году просчитали «братья-европейцы» совместно с отечественными доброжелателями. Вот данные, взятые из 320-страничного международного исследования «Оценка последствий соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС», в котором приняли участие эксперты нескольких европейских стран.

В краткосрочной перспективе Украине обещают снижение поступлений в бюджет и свёртывание ряда социальных программ, рост потребительских цен, ужесточение условий труда, рост безработицы из-за массовых банкротств. Кроме того – увеличение затрат на транспорт из-за внедрения платных автодорог, уменьшение доходов Пенсионного фонда, резкий рост тарифов на электроэнергию и коммунальных тарифов, повышение стоимости некоторых товаров, уменьшение численности населения из-за трудовой миграции, кадровый голод и необходимость привлечения иностранной рабочей силы.

Большинство украинских предприятий, говорится в исследовании, работает с низкой рентабельностью из-за отсутствия средств на модернизацию, но их всё равно придётся изыскивать, чтобы перейти на европейские стандарты и выдержать конкуренцию. Что, по словам авторов документа, приведёт к удорожанию продукции украинских производителей и снижению её конкурентоспособности.

В документе прогнозируется резкий рост себестоимости продукции из-за роста цен на сырьё, удорожание ресурсов на внутреннем рынке, необходимость смены номенклатуры продукции. А также – появление дополнительных затрат на сертификацию продукции, рост затрат на выполнение стандартов охраны труда и окружающей среды, прав потребителей, резкое увеличение вероятности ликвидации небольших предприятий и утраты контроля над бизнесом из-за высокой конкуренции, увеличение зависимости от иностранных чиновников.

Членство в Евросоюзе

Стремление вступить в Евросоюз у украинских политиков превратилось в навязчивую идею, и согласны они на это на любых условиях. Дошло до того, что недавно депутаты от БЮТ и «Нашей Украины» внесли законопроект, «уточняющий» конституционный запрет на передачу части суверенитета. Смысл «уточнения» в том, что запрет не касается ЕС.

Заявления о том, что если не завтра утром, то послезавтра к вечеру Украина станет членом Евросоюза, звучат уже 20 лет. Но наступает завтра, потом послезавтра, а морковка не приближается. Правда, в 1994 году Украина заключила с ЕС, но Договор «неожиданно»... закончился. И в 2008 году страна осталась без соглашения, регламентирующего её отношения с Евросоюзом. Это стало поводом для оптимизма «оранжевых», решивших сразу стать полноправным членом ЕС.

Такие претензии Украины вызывали шок у западных политиков. Каждое их заявление о том, что мы – нежеланные гости в Европе, у нас трактовалось, как обещание принять в ЕС. А потом у европейских политиков наступила усталость, и они решили назвать отношения с Украиной ассоциацией, самой мягкой формой объединения общих усилий, не предусматривающей почти никаких взаимных обязательств. В отличие от партнёрства, где взаимные обязательства чётко прописаны и жёстко регламентированы. То есть, это не просто топтание на месте, а шаг назад.

Движение вперёд наметилось после того, как в ЕС обеспокоились возможностью усиления России в случае присоединения Украины к Таможенному союзу. Чтобы не допустить этого и задумывалась комбинация с подписанием пакета сразу из двух соглашений: о создании зоны свободной торговли с ЕС и об ассоциации, что навсегда помешала бы Украине сблизиться с Россией.

Но заключению этих договоров формально помешал арест Юлии Тимошенко, хотя оба документа уже были согласованы сторонами, их подписание анонсировалось на декабрь прошедшего года. ЕС не преминул воспользоваться очередным удачным поводом для отказа, подписание не состоялось, а Украина в очередной раз получила хлёсткую пощёчину от «европейских братьев», потребовавших отказа от принципа верховенства права ради того, чтобы руками Тимошенко вышвырнуть с политического Олимпа Виктора Януковича и Партию регионов.

Евро-2012

Для страны с отсутствующей инфраструктурой проведения международных соревнований подобного уровня заявка на чемпионат Европы по футболу была рискованным поступком: за пять лет предстояло реконструировать или построить заново несколько стадионов, модернизировать аэропорты, построить множество гостиниц, отремонтировать дороги. Но мероприятие нужно было Украине как пропаганда продвижения по пути в Евросоюз.

Огромные затраты планировалось переложить на иностранных инвесторов, но то ли инвесторы непонятливые попались, то ли расчёты были «отфонарные». В итоге и эта внешнеполитическая инициатива оказалась пшиком: многомиллиардные затраты по подготовке целиком легли на государственный бюджет и отечественных энтузиастов. Причём, далеко не в самое благополучное для экономики страны время.

Отношения с Россией

С 1991 года внешнеполитический курс Украины чётко направлен на конфронтацию с Россией, якобы строящей планы по уничтожению украинской государственности. Приём давно проверенный: для консолидации населения страны необходимо создать образ внешнего врага.

Виктор Ющенко и вовсе не скрывал своей враждебности к Москве, а Виктор Янукович счёл необходимым вернуться к политике Кучмы, лавировавшего между Москвой и Брюсселем. Внешняя политика Киева исчерпывающе формулируется единственной фразой: «Дайте нам дешёвый газ, а в обмен на это мы наплюём на все ваши предложения о сотрудничестве и пойдём в Европу».

Навязчивая идея украинской «элиты» всех цветов присоединиться к Европе базируется на бредовой уверенности в том, что Евросоюз завалит Украину безвозмездной финансовой помощью после её вступления в ЕС. А поскольку разубедить «шаровиков» от «европейской интеграции» не удаётся даже самим европейцам, последние пользуются фанатизмом этих блаженных в своих корыстных целях, используя фантом членства Украины в ЕС как морковку перед носом осла.

Усиленно модернизируемая Россия, вышедшая в 2011 году на девятое место в мире по уровню ВВП и на шестое место в мире по паритету покупательной способности населения, не может бесконечно ждать, соблаговолят ли украинские власти включиться с ней в производственную кооперацию или окончательно заблокируют сотрудничество.

Итоги европейской игры с Украиной в морковку и осла ещё только начинают ощущаться, но их последствия очевидны. Буквально на днях Россия заявила о грядущем ужесточении санитарных препон для украинской сельхозпродукции, ставшей жертвой «европейского опыта» передачи функций санитарно-эпидемиологического контроля ветеринарной службе. Организуется выпуск на российских мощностях продукции металлургии, традиционно импортировавшейся из Украины. Строятся замещающие производственные мощности в авиапроме. Так что о провале внешней политики Украины на российском направлении можно говорить с полной уверенностью.

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною

Культовый российский писатель Виктор Пелевин в одном из своих сатирических романов, описывающем реалии безнадёжных 1990-х, высказался: «Как это Россия ничего не производит? Россия производит понты». С тех пор утекло много воды, и в главного мирового производителя понтов превратилась украинская внешняя политика. Грубо сказано? Простите, а как иначе описать «ножницы» между победными реляциями о «фактически достигнутых результатах» и реальными достижениями?

Игры вокруг «европейской интеграции» фактически привели страну на грань международной изоляции. Попытки перехитрить Россию с использованием «европейской карты» обернулись свёртыванием сотрудничества как с Россией, так и с Европой. Только при этом Евросоюз своих целей добился, не допустив украинско-российского сближения и подорвав авторитет действующей украинской власти, а вот внешняя политика Украины оказалась в роли пушкинской старухи, взирающей на разбитое корыто.

Впрочем, как вы убедились на приведённых примерах, так было всегда, когда Украина пыталась безоговорочно положиться на «братские единство» с европейцами. Может, пора уже научиться не наступать вновь и вновь на евроинтеграционные грабли?
Александр Горохов
«Полемика»