Латвийские избиратели решительно отвергают русский язык в качестве второго государственного
20.02.2012 12:10
Латвийские избиратели решительно отвергли предложение придать официальный статус русскому языку, который является родным для их бывших советских захватчиков, хотя прошедший в субботу референдум наверняка оставит свои шрамы на и без того расколотом обществе.

Русский язык является первым примерно для трети населения этой прибалтийской страны, численность которого составляет 2,1 миллиона человек. Многие из этих людей хотели бы придать ему официальный статус, дабы покончить с длящейся, по их мнению, уже 20 лет дискриминацией.

Но латыши полагают, что референдум был наглой попыткой посягательства на латвийскую независимость, восстановленную двадцать лет тому назад после полувековой оккупации СССР, начавшейся с окончанием Второй мировой войны.

Многие латыши по-прежнему считают русский, который был языком межнационального общения в Советском Союзе, языком бывших оккупантов. Они также испытывают глубокое недоверие к России и обеспокоены тем, что Москва пытается оказывать на Латвию свое влияние, действуя через русское меньшинство.



"Латвия - это единственное место в мире, где говорят на латышском языке, поэтому мы должны защищать его, - говорит 37-летний житель латвийской столицы Риги Мартинс Дзерве. – Но русский здесь везде".

На момент, когда было подсчитано 93 процента голосов, 75 процентов высказались против придания русскому языку статуса национального. Таковы данные центральной избирательной комиссии.

Однако в восточном районе Латгале, который граничит с Россией, большинство избирателей выступили за внесение изменений в конституцию и за придание русскому языку статуса официального. Это самый бедный в Латвии регион, где проживает большое количество русских и представителей других меньшинств.

"Общество разделено на два класса – одна половина имеет все права, а права второй половины нарушаются, - говорит 36-летний Алексейс Евдокимовс. – Латышская половина всегда исходит из презумпции виновности по отношению к русской половине, и нам приходится доказывать то, что не нуждается в доказательствах".

Явка на референдум оказалась высокой. Проголосовать пришло более 70 процентов зарегистрированных избирателей. Это существенно больше, чем на всех предыдущих выборах и референдумах. На многих избирательных участках в Латвии и за границей образовались длинные очереди, причем в Лондоне избирателям приходилось ждать по три часа.

В Чикаго 57-летняя Мара Варпа заявила, что проголосовала против выдвинутого предложения, потому что латышский язык - это неотъемлемая часть национальной идентичности, и поэтому он должен оставаться единственным официальным языком.




"Я думаю, вообще не надо было проводить референдум, потому что все уже написано в конституции. Но поскольку референдум все же организовали, мне пришлось проголосовать", - сказала Варпа.

Русские, которые стали инициаторами проведения референдума, признают, что у них не было шансов победить на плебисците. Однако они надеются, что те примерно 25 процентов голосов, что были отданы за русский язык, заставят правоцентристское правительство Латвии начать диалог с национальными меньшинствами.

Во время массового переселения, осуществлявшегося советским режимом, в Латвию и соседние прибалтийские республики переехали сотни тысяч русских, белорусов и украинцев. Многие из них так и не выучили латышский, в связи с чем не получили гражданство, когда Латвия вновь обрела независимость. Это значит, что они лишены права голоса и возможности работать в государственных органах.

По действующему закону, любой приехавший в Латвию во времена советской оккупации или родившийся у переехавших туда родителей считается негражданином, и для получения гражданства должен сдать экзамен на знание латышского языка.

Сегодня в Латвии проживает примерно 300 000 неграждан.




Политики и аналитики заявляют, что проведенный плебисцит усилит раскол в обществе, и правительству придется предпринять серьезные усилия, чтобы консолидировать существующие в стране две группы населения.

Многие опасаются, что недовольное меньшинство будет продолжать оказывать давление, призывая к проведению новых референдумов с целью изменения латвийской конституции в свою пользу.

При участии Тима Джекобса (Tim Jacobs).