Дешевый газ – только в рамках Таможенного союза
22.02.2012 10:36
На этой неделе Украина получила обновленные российские предложения к подготовке нового газового соглашения. В декабре Киев счел неприемлемыми условия российской стороны, а поэтому очередной раунд переговоров завершился скандалом. В начале января представители украинской власти заявили о намерении до минимума сократить объемы закупки дорогого российского газа, «Газпром» в ответ пригрозил штрафными санкциями. Пауза в переговорах, длившаяся почти два месяца, может быть прервана в ближайшее время.

О том, что российский вариант нового газового соглашения передан украинскому Минэнерго, сообщил, находясь в понедельник в Киеве, председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин. Одновременно стало известно о готовности «Газпрома», независимо от подписания нового документа, на 10% снизить цену на газ для Украины – так же как и для ряда европейских компаний-покупателей. Директор энергетических программ центра «НОМОС» Михаил Гончар, комментируя новости, сказал «НГ», что российская сторона не отказалась от своих стратегических целей, но изменила тактику: «Был кнут – стал пряник. В экономическом смысле эти 10% скидки ничего не меняют, ведь при столь высоких ценах на газ Украине важно сократить до минимума расходы. Это можно было бы сделать путем жесткой экономии. Но «Газпром», насколько мы знаем, выдвинул Киеву условие 10-процентного снижения цены: увеличение закупок газа до контрактного объема. А если мы будем покупать, скажем, 52 миллиарда кубометров газа в год, то даже с учетом скидки расходы возрастут по сравнению с прошлым годом. Проблема не решится, пока не будет подписано новое газовое соглашение».



Оппозиционный депутат Верховной Рады Александр Гудыма отметил, что скидка для европейских потребителей насчитывается на цену около 400 долл. за 1 тыс. куб. м, для украинских – на свыше 500 долл. То есть для соседней с Россией Украины газ все равно стоит дороже, чем для отдаленных европейских стран. Премьер-министр Николай Азаров в ходе встречи с российским гостем посетовал, что в такой ситуации конечная цена, по которой покупают газ украинские промышленные предприятия, уже сейчас достигает 560 долл. за 1 тыс. куб. м. «Это рекордная цена, и такой цены практически в Европе нигде нет», – сказал глава украинского правительства.

Эксперты отмечают, что ситуация может ухудшиться через несколько месяцев, когда нынешний рост мировых цен на нефть будет, согласно действующей формуле ценообразования, учтен при определении цены на газ для Украины. В Киеве говорят о возможном росте цен до 600–700 долл., что означало бы коллапс экономики. Поэтому украинской власти чрезвычайно важно, не обращая внимания на текущую скидку, готовить новое газовое соглашение – с новой формулой ценообразования.

Ни Нарышкин, ни его высокопоставленные собеседники в Киеве не раскрыли суть российских предложений, являющихся условием отмены действующего газового контракта. Однако, выступая в Дипакадемии МИД Украины, глава Госдумы отметил: «Если говорить о ценах на газ, то внутри Таможенного союза ликвидируются экспортные пошлины на энергоносители, поэтому цена для всех стран такая же, как для потребителей внутри РФ». Эксперт Гончар уверен, что Россия не откажется ни от политических, ни от экономических требований к Украине: «Еще в декабре стало известно, что «Газпром» готов на уступки в случае, если Киев, во-первых, согласится создать консорциум по управлению газотранспортной системой в формате 50 на 50, без привлечения европейских структур; во-вторых, допустит российского монополиста на внутренний рынок. Это экономическая часть требований. В политике – требуется членство в Таможенном союзе и евразийских проектах. Нет никаких оснований говорить об изменении в подходах. Поэтому предложения, которые анонсировал Нарышкин, – это скорее всего более изящно упакованные декабрьские требования к Украине. Но и в Киеве мало что изменилось: власть понимает, что, выполнив российские требования, потеряет независимость в принятии решений; олигархи обоснованно опасаются, что контроль «Газпрома» над внутренним рынком газа повлечет за собой поглощение промышленных активов. Это фактически белорусский вариант, хоть и в несколько модифицированном виде. Но Белоруссия, входя в Таможенный союз, не получает газ по внутренним российским ценам».



Хотя эксперты убеждены, что позиция украинской стороны на газовых переговорах осталась неизменной, но в понедельник фракция правящей Партии регионов в Верховной Раде разблокировала процесс реорганизации «Нафтогаза». Возможно, уже на следующей неделе на рассмотрение депутатов будет вынесен законопроект, снимающий запрет на какие-либо манипуляции с газотранспортной системой. В декабре, когда документ был разработан, оппозиция заявила, что власть собирается отдать «Газпрому» объекты стратегической важности, но уже в январе, когда газовые переговоры перешли в стадию острых противоречий, процесс был заблокирован. То, что сейчас партия власти снова вспомнила о законопроекте, представители оппозиции считают ответом на предложение «Газпрома» добровольно снизить цену на газ на 10%. «От утверждения закона до создания консорциума – длительный путь. Это пока только намек на то, что мы можем создать привлекательные возможности», – считает Гончар.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский, оценивая ситуацию, сказал, что визитом Нарышкина открылся новый этап украинско-российских отношений в газовой сфере. Стороны отказались от политики информационного противостояния и вернулись за стол переговоров. «Процесс продолжается. Россия готовит уступки и ожидает от Украины ответных шагов, которые включают и чисто энергетические аспекты, и решения, выходящие за рамки газовых переговоров», – считает он.
Татьяна Ивженко
«Независимая газета»