Митрополит Владимир вернул себе Киев
18.05.2012 12:00
Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) готовится к торжествам, посвященным 20-летию Архиерейского Собора и служению Предстоятелем Церкви митрополита Владимира (Сабодана). Торжественные мероприятия должны состояться в конце мая и в летние месяцы. В июле ожидается участие в них Патриарха Кирилла.

Митрополит Владимир демонстрирует свою готовность в полной мере вернуться к управлению Церковью после многомесячной госпитализации. 10 мая на официальном сайте УПЦ МП появилась информация, что Киевский митрополит выписан из больницы. Не дожидаясь выписки, он 8 мая провел заседание украинского Синода. Одним из его первых решений стала приостановка постановлений двух предыдущих собраний епископов, которые прошли в декабре 2011 года и в январе с.г. под председательством митрополита Одесского Агафангела (Саввина). Прежде всего отменено решение о «временно председательствующем в заседаниях Синода», то есть лишился полуформального лидерства Одесский митрополит. Также приостановлены полномочия митрополита Вышгородского Павла (Лебедя) по управлению Киевской епархией, духовными академиями и ставропигиальными монастырями.

Вместе с тем нельзя сказать, что, вернувшись к управлению Церковью, митрополит Владимир решительно пресек в ней «переворот», якобы свершившийся ранее. Обращает на себя компромиссная формулировка «приостановлены решения». Приостановлены – но не отменены. Эти решения объясняются в журналах заседания от 8 мая тем, что они приняты в период болезни Владимира, и этим, по сути, оправдываются. Кроме того, некоторые изменения, инициированные Синодами, состоявшимися во время болезни главы УПЦ МП, зафиксированы майским заседанием. Прежде всего нынешний Синод не восстановил архиепископа Александра (Драбинко) в должности председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) и члена Синода. Зато в число постоянных членов Синода введен митрополит Симферопольский Лазарь (Швец).

Вместе с тем закончилась недолгая служба архиепископа Бориспольского Антония (Паканича) на должности главы ОВЦС. Он поменялся креслами с многолетним управляющим делами УПЦ МП архиепископом Белоцерковским Митрофаном (Юрчуком). Но при этом новый управделами наделен дополнительными полномочиями, в том числе представлять главу УПЦ МП на межхристианских и межрелигиозных встречах.

Единственным епископом, которого подвергли критике за «неподобающее поведение» во время болезни митрополита Владимира, оказался архиепископ Тульчинский Ионафан (Елецких). Как сказано в документах заседаний Синода 8 мая, архиепископ на официальном сайте своей епархии размещал «ложную информацию, которая носит откровенно клеветнический характер и вносит смуту». Синод поставил на вид Ионафану «нарушения церковной дисциплины». Тульчинский архиепископ все то время, когда митрополит Владимир находился в больнице, публиковал в Интернете сведения о состоянии здоровья главы УПЦ МП и трениях среди украинских епископов. Среди журналистов он прослыл архиереем, склонным к формированию открытого, проевропейски ориентированного образа Украинской Церкви. Год назад много шума наделало предложение архиепископа Ионафана покаяться за еврейские погромы XVII века.


Наконец, Синод 8 мая не отменил январские решения о создании комиссии для внесения изменений в устав об управлении УПЦ МП. Председателем этой комиссии был назначен митрополит Донецкий Иларион (Шукало), которого наряду с митрополитом Агафангелом называют лидером «промосковской» и «антиавтокефалистской» группы украинских епископов. Поэтому звучали опасения, что новый устав закрепит зависимость Украинской Церкви от Москвы и лишит ее части той самостоятельности, которую она получила 20 лет назад, после Харьковского Архиерейского Собора 1992 года.

Опрошенные «НГР» эксперты отчасти разошлись в своих оценках прошедшего заседания Синода. Так, украинский религиовед Юрий Черноморец считает, что оно завершило полосу кризиса в УПЦ, вызванную болезнью митрополита Владимира и желанием ряда членов Синода отнять власть у стареющего Предстоятеля Церкви и расправиться с его ближайшими помощниками». «Принятые решения были во многом неожиданны в своей конкретике, – считает Черноморец, – но предсказуемы в целом. Как всегда, митрополит Владимир предпочел не мстить тем, кто ошибся.

И не настаивать на собственном видении будущей модели управления УПЦ. Вместо этих возможных радикальных действий митрополит предпочел пойти испытанным за многие годы путем: построить с нуля новую систему управления». Религиовед обращает внимание, что доверенным лицом, получившим полномочия церковного «канцлера», стал архиепископ Антоний (Паканич). Архиепископу Антонию теперь подчиняются все синодальные отделы, он уполномочен осуществлять всю текущую политику УПЦ, а также представлять Предстоятеля УПЦ в отношениях с властями. Кроме того, он стал первым викарием Киевской митрополии, потеснив с этой должности митрополита Павла (Лебедя). «Новая архитектура власти в УПЦ оставляет в стороне от основного русла процесса соперничающие группировки в епископате, – считает Черноморец. – Чтобы доказать свою полезность Церкви, все жаждавшие конфликтов теперь должны вернуться к нормальной работе».

Архиепископу Антонию, подчеркивает религиовед, «доверяют как в Киеве, так и Москве: осторожен, умен, требователен, ответственен, сотрудничает со всеми, но не участвует ни в одной из внутрицерковных партий. Именно такого рода личность способна преодолеть затянувшийся кризис в УПЦ (многие синодальные учреждения видели зарплату четыре месяца назад). Кроме того, с его помощью УПЦ может выйти на новое качество развития – что важно из-за соперничества за умы общества с Украинской Греко-Католической Церковью (УГКЦ), возглавляемой молодым и харизматичным Святославом (Шевчуком)».

Сам митрополит Владимир будет осуществлять общее руководство УПЦ, имея в Синоде устойчивую поддержку большинства, обеспеченную в том числе введением в число постоянных членов Синода митрополита Крымского Лазаря и архиепископа Антония. Эти два церковных деятеля автоматически выходят в высшую лигу претендентов на наследство митрополита Владимира в случае его смерти или ухода на покой, подводит итог Черноморец.

Российский политолог Андрей Окара перечисляет основные результаты собрания украинских епископов: «Во-первых, радикально изменился баланс сил внутри Синода: митрополит Владимир фактически заявил о своем возвращении к активному руководству церковью; группа митрополита Агафангела утратила свои доминирующие позиции (символом чего стала новая печать УПЦ – взамен той, которую захватил и не вернул Агафангел зимой). Во-вторых, после всего произошедшего тему «Русского мира» для УПЦ можно считать закрытой раз и навсегда. Разумеется, невозможно переубедить ни Агафангела, ни Ионафана (Елецких), которые считались наиболее последовательными ее сторонниками. Но на статус общецерковного учения или неформальной идеологии УПЦ она больше не сможет претендовать.

В-третьих, в контексте всего того, что происходит в последние два месяца с руководством РПЦ, решение Синода УПЦ выгодно оттеняет эту Церковь на фоне РПЦ и как бы подчеркивает самодостаточность украинской церковной жизни, включая внутрицерковные интриги». «Некоторых наблюдателей удивил тот факт, что не были восстановлены позиции архиепископа Александра (Драбинко), – добавляет Окара, – однако это, судя по всему, временный и тактический шаг, а не стратегический проигрыш сторонников митрополита Владимира». «В-четвертых, – продолжает эксперт, – благодаря решениям Синода УПЦ в центре общественного внимания появилась новая интересная фигура – архиепископ Антоний (Паканич), назначенный фактически ключевой управленческой фигурой в УПЦ.

В последний год, после избрания главой УГКЦ молодого, энергичного и интеллектуального архиепископа Святослава (Шевчука), одна из любимых тем для рассуждений журналистов и аналитиков – мол, в украинском православии нет ярких и интересных фигур сравнительно молодого поколения, способных повести Церковь за собой. Как кажется, архиепископу Антонию (1967 г.р.), человеку интересному, перспективному и интеллектуальному, представилась возможность стать такой фигурой, попасть в формат ожиданий», – заключил Окара.

В свою очередь, руководитель научно-исследовательского центра «Компаративистских исследований религий» Одесского национального университета Эдуард Мартынюк не считает, что в УПЦ МП происходит борьба между сторонниками российской или украинской ориентации. «Победы митрополита не видно, есть лишь неполное возвращение предыдущего статус-кво. Это означает, по крайней мере для меня, что митрополит Владимир по-прежнему устраивает тех, от кого зависит продолжение пребывания УПЦ в каноническом общении с Московским Патриархатом», – говорит религиовед.


Во всяком случае, теперь митрополит вроде бы здоров и работоспособен. Предстоящие торжества по поводу 20-летия его служения могут стать красноречивой демонстрацией восстановления лидерства в Церкви. Однако остаются сомнения в полновесности этого лидерства. Решения, восстанавливающие его позиции реального главы УПЦ МП, похоже, дались путем компромисса с влиятельными, окрепшими за период его вынужденного отсутствия у кормила Церкви группами епископов. Владимир вернул себе Киев, но не избежал потерь.
Андрей Мельников
НГ Религии