"Стать сегодня президентом очень проблематично"
10.08.2004 13:47
В помещении посетителей нет, да их и не очень ждут - мебель сдвинута, бар пустой.

-Вы что, съезжаете отсюда?

-Да нет, просто плитку перекладываем, с сентября будем работать, как и работали.

-Я когда-то здесь кофе хотела выпить, так меня не пустили.

-Не было журналистского удостоверения?

-Было, но девочка посмотрела в компьютер и сказала, что меня нет в каком-то реестре, и не пустила...

-Да это, наверное, какая-то девочка была, которая три дня работала... Приходите, пожалуйста, в сентябре - никаких проблем не будет... Сюда много кто ходит, Сергей Рахманин регулярно бывает...

-Хорошо, давайте к политике перейдем. В одном интервью (кстати, с тем же Рахманиным), вы сказали, что Ржавский - намного лучше Ющенко...

-Ющенко просто знают больше. Он около двух лет был премьером и, конечно, стал известен на всю Украину. Очевидно, он имеет больше возможностей. А у меня возможностей меньше, поскольку я не был премьером, я не настолько раскручен как политик. Я не мог публично продемонстрировать, какой я хороший. Но есть люди, которые раньше поддерживали Ющенко, а теперь, узнав меня лучше, стали поддерживать меня.

-Однако вы были депутатом третьего созыва и при этом занимали должность первого заместителя председателя парламентского комитета, которая по статусу приравнивается к должности замминистра. То есть у вас была неплохая возможность раскрутить себя как политика.

-Возможно, и так. Но законодательный орган несколько отличается от органов исполнительной власти. Депутатская работа менее заметна, чем министерская.

-Так теперь вы стали раскручивать себя с помощью президентской кампании?

-Ну, стать сегодня президентом очень проблематично. Потому что две конкуруюющие между собой силы настолько богаты, что конкурировать с ними практически невозможно.

-То есть, вы считаете, что у Ющенко столько же материальных и других ресурсов, как и у Януковича?

-Во всяком случае, не меньше. Я не знаю, почему вы думаете, что у него их меньше. Конечно, я говорю не лично о Викторе Андреевиче, а о его окружении.

-Фамилии назовете?

-Давайте фамилии не будем называть... Все же оценивается в сравнении. Вот мы с вами идем в магазин. У нас равные материальные возможности?

-Нет, конечно.

-Конечно. Но если и вам, и мне необходимо купить, например, самый дорогой коньяк, который стоит 200 гривен - то мы его купим. Да?

-И что?

-А то, что, не смотря на то, что наши с вами материальные возможности кардинально различаются, вы можете позволить купить такой же коньяк, что и я. Конечно, вы потратите на него, например, десять процентов своей зарплаты, а я - десять десятых.

-Знаете, самый дорогой коньяк, который я видела в магазине, стоил не 200 гривен, а 22 тысячи. Я однозначно не смогу его купить, а вы - запросто. Но, в конце концов, причем здесь коньяк?

-Притом, что и с избирательной кампанией происходит то же самое. Я считаю, что существует определенная постоянная величина ее стоимости, за которую переступать не имеет смысла. То есть, условно говоря, ты тратишь на кампанию энную сумму, и это действует. Но, если ты будешь тратить больше этой определенной суммы в надежде, что это поможет твоей кампании - это уже будут выброшенные деньги.

По моим подсчетам, мощная кампания одного кандидата в президенты в Украине стоит 300 миллионов долларов. Можно потратить и 600, но это уже не добавит процентов к рейтингу. Это уже неэффективное использование денег.

-300 миллионов? А не многовато?

-Смотрите: сто тридцать тысяч человек кандидат должен направить на избирательные участки (тридцать две тысячи избирательных участков, два члена комиссии и два наблюдателя на каждый участок, а еще - координаторы). Если каждому заплатить всего 100 гривен за два дня работы - это уже 13 миллионов.

-Ого, да вы все рассчитали...

-...А представьте себе, что еще нужна целая армия агитаторов, каждому из которых в месяц нужно заплатить пятьсот гривен. И если на одном участке иметь четырех агитаторов, которые будут работать четыре месяца - это уже 260 миллионов гривен. А сеть штабов, а информационные ресурсы, а наглядная агитация...

-То есть, вы готовы платить такие деньги?

-Конечно, у меня нет таких денег. Повторяю - такие деньги есть лишь у двух центральных кандидатов. Точнее, там есть намного больше, но есть готовность израсходовать вот эту сумму денег абсолютно спокойно.

-Значит, у вас и шансов нет никаких, раз у вас кампанию не на что провести?

-Мы просто пойдем другим путем. Мы находим мотивированных людей.

-А что это за люди?

-Например, мы им обещаем, что окажем содействие им во время выборов в органы местного самоуправления - начиная от уровня сельсовета. Вот этим мы их и привлекаем - перспективой сотрудничества.

-И денег им, значит, не платите?

-Нет. Но же вы понимаете, что подобная мотивация - довольно слабая... Поэтому и тяжело сегодня победить человеку от народа...

-А вы - человек от народа?

-... Хотя впереди - еще три месяца кампании и неизвестно, как сложится ситуация.

-Это вы на что намекаете?

-Ну, во-первых, в рукавах и того, и другого кандидата скрыто еще достаточно козырей. А вы знаете - когда две мощных силы борются между собой, победить неожиданно может какая-то третья сила. Мы все, как говорится, в руках Божьих...

Все может случиться. По крайней мере, теоретически такая возможность существует. Люди понимают, что власть необходимо менять. Но на кого? Что даст для простого народа приход к власти одного из двух центральных кандидатов? Да ничего, будем иметь те же проблемы, что и сегодня. Ни одна, ни другая сила практически ничего не изменит для нас с вами.

-А что же делать?

-Остается лишь надеяться, что может случиться так, что следующим президентом Украины станет Александр Ржавский. Если это ожидание не оправдается, будем ждать парламентских выборов. А вообще - я не хочу даже прогнозировать, что может произойти...

-Какие-то зловещие у вас настроения. Вы так говорите, будто на Ющенко или Януковича кирпич может с балкона упасть...

-Да нет, я не о том. Ну, скажите - кто мог подумать, что в сытой, спокойной Австрии к власти придет партия нацистской направленности? И никто даже осознать не мог, что такое возможно. Или, наоборот, провал наших "зеленых" на минувших парламентских выборах. Да они были уверены, что имидж "защитников природы" - беспроигрышный. А греческая сборная на Чемпионате Европы? Все это, если хотите, Божье провидение...

-То есть, вы ставите на Божье провидение?

-Ну, почему я ставлю... Это же закономерность - должно произойти то, что должно. Говорят же, что любая власть - от Бога... Это не мои слова, это слова Святого Писания.

-А почему вы не хотите подписывать соглашение о честных выборах?

-Вот когда вы садитесь играть с наперсточниками - вы что, надеетесь у них выиграть? Подписание такого соглашения - это то же самое, что верить в честную игру с наперсточниками. Вот, например, Бродский заявил, что идет на выборы с единой целью - не допустить к власти конкретного кандидата.

То есть, он будет использовать свои ресурсы ради того, лишь бы другого кандидата поливать грязью. И если Ющенко не открестился от сотрудничества с Бродским, это означает, что он воспринимает его методы. Как же с таким человеком подписывать соглашение? Я бы и сам мог зарегистрировать несколько кандидатов-"спутников", которые бы поливали грязью моих конкурентов, а я бы как святой ходил - так это бы была честная борьба или нет?

-То есть, вы утверждаете, что в президентской кампании играют 25 шулеров (это если вас не считать).

-Нет, я вам не говорил, что кандидаты - это шулеры.

-Но же вы сравнили подписание Соглашения о честных выборах с игрой в наперсток...

-Каждый из них выбирает свой путь проведения избирательной кампании. Но я считаю некоторые их методы нечестными. Это мое субъективное понимание процесса. Вдобавок, я совсем не претендую на истинность моих взглядов. Я считаю, что использовать кандидатов-"спутников" - нечестно. Поэтому подписывать Соглашение, я считаю, нецелесообразно.

Шулер, в принципе, становится шулером лишь тогда, когда вы, наивные, садитесь с ним играть, если же вы обойдете его десятой дорогой - то для вас он будет просто человеком, который катает кубики на тротуаре. Просто не играйте с ним - и все. Лично я после подписания такого Соглашения честнее не стану

-Ну, хорошо, а есть ли в этой кампании еще какая-то ваша цель - кроме как стать президентом?

-Безусловно. Я хочу показать, что существуют и другая точка зрения на то, как нам жить дальше, кроме точки зрения двух конкурирующих между собою групп. А у них - одна точка зрения, они между собой практически не отличаются. Они, практически, работали в одних и тех же кабинетах.

-А вы отрицаете вероятность того, что человек может изменяться, эволюционировать?

-Нет, я этого не отрицаю. Но я в это не верю...