Объединение оппозиции: дружба по расчету
25.10.2012 19:38
… и еще больше усилило конфронтацию в оппозиционном лагере. Обе стороны остались недовольны результатами переговоров. Теперь можно с уверенностью констатировать, что согласование нескольких десятков кандидатов от оппозиции существенно не повлияет на результаты голосования и вряд ли изменит диспропорцию полученных парламентских мандатов в пользу оппозиционных сил.

За несколько дней до выборов политические партии активизировали все имеющиеся ресурсы для своего последнего рывка. В экспертной среде уже сформировалась мысль о том, что построенная Партией регионов система голосования и подсчета голосов гарантированно обеспечивает им провластное большинство в парламенте, а оппозиции оставляет статус-кво.

О правильности этого тезиса свидетельствует хотя бы тот факт, что общественные организации и международные наблюдатели повсеместно фиксируют непрозрачность и манипуляции при формировании состава избирательных комиссий, массовый подкуп избирателей и использование админресурса. По данным наблюдателей от гражданской сети «Опора», именно злоупотребление административным ресурсом и подкуп избирателей остается наиболее распространенным нарушением избирательного законодательства, которым больше всего злоупотребляет партия власти.

Сформированы подконтрольные ОИК и УИК, обеспечения интересов большинства кандидатов от власти происходит за счет средств украинских налогоплательщиков, установлены камеры видеонаблюдения на участках, которые должны завуалировать будущие фальсификации, — создается впечатление, что оппозиция бессильна, а необходимый результат в Партии регионов уже фактически в кармане.

Почему согласования оппозиционных кандидатов зашло в тупик?

Заявить одно, а сделать — другое. Остались открытыми вопросы, каким образом ОО и «УДАР» согласовывали кандидатов и кто в конце концов от этого выиграл. Очевидно, что в условиях жесткой конкуренции в оппозиционном лагере ни одна из политических сил не захотела добровольно «сдавать» своих рейтинговых кандидатов. А если добавить к этому амбиции самих мажоритарщиков, потраченные ими же немалые ресурсы, наличие собственной, наиболее «правдивой» социологии, становится понятно, что проблема согласования единых кандидатов была не такой уж и простой.


Идея партии «УДАР» о проведении праймериз по всех округах — была интересной, но совершенно не апробированной в Украине. К каким результатам она бы привела — не знал никто. Поэтому Объединенная оппозиция предложила собственный социологический пул, который, по их мнению, мог провести независимое исследование.

Относительно дискуссии вокруг того, каким образом эффективно определить наиболее рейтинговых кандидатов от оппозиции, четко высказалась в своей статье на Главкоме известный социолог Ирина Бекешкина: ««Снимает ли праймериз проблему отбора единого кандидата на мажоритарные округа? Никак. Я уже не говорю о том, какая борьба начнется между кандидатами от оппозиции между собой за популярность. Не говорю о том, что многие из них так и не согласится с «социологическим вердиктом». То следует ли начинать раздор уже сейчас?».

В конце концов, госпожа Бекешкина оказалась права — оппозиционные партии, чтобы не проиграть информационную войну, провели показательное снятия своих кандидатов только по ряду округов и на этом эпопея поддержания единых кандидатов завершилась.

Следующий ход оппозиции — соглашение о демократической коалиции

Одновременно с решением «избирательных» вопросов на съезде лидеры Объединенной оппозиции приняли решение обратиться в партию «УДАР» и ВО «Свобода» с предложением еще до выборов подписать политическое соглашение о коалиции демократических сил в Верховной Раде VII созыва.

Политологи сразу назвали это технологическим предвыборным шагом ОО, направленным на сохранение за собой первенства в отношениях с политической силой Виталия Кличко. «Такие предложения, безусловно, являются шагом «под выборы», потому что здесь Батькивщина» решает две основные вопросы: в первую очередь, информационный, ибо она выступает модератором и инициатором этого процесса и уже так кажется, что якобы она в этом смысле главная, а, во-вторых, — после завершения выборов они могут позиционировать себя главной консолидирующей силой и вокруг нее будут объединяться оппозиционные силы, чтобы возглавить в парламенте то количество депутатов, которые будут в оппозиции к власти», — отметил в комментарии эксперт Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

19 октября лидер Объединенной оппозиции Арсений Яценюк и лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок торжественно подписали соглашение о создании демократического большинства в будущей Раде. Кличко, в то же время, деликатно отказался, пообещав сделать это уже в стенах парламента.


«Ударные» лоббисты: история одной области

Анализируя результаты согласования единых кандидатов-мажоритарщиков от оппозиции и перспективы их объединения в новой ВР, автор этих строк наткнулась на довольно интересную информацию. В Ровенской области от знакомых в среде Объединенной оппозиции стало известно, что накануне проведения оппозиционных съездов руководитель местной ячейки «УДАРа» Виталий Чугунников обратился к представителям областной организации «Батькивщины» с неожиданным предложением. Главный «ударник» Ровенщины пообещал коллегам по оппозиции, что его областная ячейка снимет в пользу ОО едва не всех своих мажоритарщиков.

Такой месседж не на шутку насторожил руководство ровенской «Батькивщины». Чего бы вдруг партия «УДАР» по собственной инициативе шла на такие уступки? Как выяснилось, разнарядку определить наименее рейтинговых кандидатов от «УДАРа» областным ячейкам партии дал Центральный избирательный штаб, подчеркнув необходимость максимально идти навстречу кандидатам в одномандатных избирательных округах от других оппозиционных сил.

По этому поводу автору удалось получить неофициальные комментарии в киевском штабе Объединенной оппозиции. Источник подтвердил, что переговоры о согласовании единых кандидатов давались тяжело, но в результате сниматься с выборов должны были преимущественно представители «УДАРа». Расчет лидеров «Батькивщины» был достаточно хладнокровным — если уж партия «УДАР» начала откровенно вытеснять их из оппозиционного электорального поля по партийным рейтингам, то недостачу мандатов нужно было компенсировать за счет мажоритарных округов.

Для реализации этого плана необходимо было найти надежного партнера в штабе партии «УДАР», который бы обеспечил массовое снятие мажоритарщиков в их пользу. И такого человека было найдено — им стал руководитель Центрального избирательного штаба, номер 5 избирательного списка «УДАРа» Виталий Ковальчук.

На вопрос автора по мотивам самого Ковальчука, собеседник сообщил, что в последнее время заместитель Кличко начал резко терять влияние внутри партии из-за недовольства лидера «УДАРа» его работой. Зная об этом, «Батькивщина» пообещала Ковальчуку определенные бонусы, главным из которых было обещание поддержать его кандидатуру на руководящее место в новом составе ВР. Речь шла о кресле … вице-спикера парламента, которое по идее должно отойти оппозиции.

После неудачной реализации хитроумного плана по снятию мажоритарщиков представители ОО сосредоточились на идее ударить по «УДАРу» соглашением о создании демократического большинства. Учитывая личную заинтересованность Ковальчука в сотрудничестве с «Батькивщиной», именно он в среде Кличко выступает основным лоббистом интересов Яценюка и Ко. Поэтому отказ Кличко подписать документ о коалиции еще может быть пересмотрен.

В свою очередь, источники в партии «УДАР» ни подтвердили, ни опровергли информацию о таких договоренностях. В «УДАРе» отметили, что ничего не слышали ни о планах массового снятия своих мажоритарщиков в пользу Объединенной оппозиции, ни о пересмотре своей позиции относительно соглашения о будущей коалиции в ВР. Но одновременно признали, что председатель Ровенской облорганизации Виталий Чугунников — 100% креатура Ковальчука и будет делать то, что ему скажет руководитель центрального штаба.


Что же, политический сериал «Объединение оппозиции» подходит к концу и украинский избиратель с нетерпением ожидает его финальной развязки. В любом случае становится понятно, что конкуренция среди оппозиционных сил намного жестче, чем в противостоянии с властью, а потому их сотрудничество больше напоминает не желание торжества демократии, а дружбу по расчету.