Успешные украинцы меняют комфортную жизнь в Украине на трудности за рубежом
05.12.2012 20:12
Рейс Амстердам-Киев. На борт садятся практически одни украинские гастарбайтеры. Их сразу определяешь: по манере одеваться, по большим сумкам, которые они пытаются выдать за ручную кладь, по оживленному говору и улыбающемуся лицу - они едут домой, навещать родных и близких. Они едут отдыхать, после месяцев, а в некоторых случаях - лет тяжелого труда...

Для многих аэропорт Амстердама, Схипхол - стыковочные ворота, своего рода точка встречи украинских заробитчан, которые работают в самых разных уголках мира.

По официальным данным, сегодня за рубежом живут и работают около трех миллионов украинцев, по неофициальным около 20 миллионов (впрочем, в данную цифру, скорее всего, входят и представители украинских диаспор за рубежом). "По экспертным оценкам, сейчас за границей работают до трех миллионов украинцев, которые ввозят в Украину около 7 миллиардов долларов ежегодно", - говорит Татьяна Петрова, эксперт по вопросам трудовой миграции.

Больше всего украинцев, по разным данным, выехали в Италию, Германию и Россию.


Больше всего украинок работает в сфере обслуживания: горничными, уборщицами, официантками. Популярны жительницы нашей страны и в качестве сиделок. Мужчины в основном задействованы в строительстве.

Зачастую в поисках лучшей жизни и заработка выезжают жители Западной Украины. Как правило, это люди в возрасте 35-45 лет, которые успели понять, что особых накоплений на старость в своей стране они не сделают.

Но в последние годы наметились такие тенденции и в других частях нашей страны. Изменилась и возрастная группа среди потенциальных эмигрантов. Все чаще хотят уехать представители молодежи. Так, по данным компании HeadHunter, более 90% украинских специалистов с высшим образованием имеют четкое намерение эмигрировать или же рассматривают перспективы трудоустройства за рубежом. Наиболее привлекательными для эмиграции считают страны Европы (63%), США или Канаду (42%), Австралию (20%) и Россию (14%).

В поисках гарантий

Главными причинами выезда молодежи за границу, по информации компании HeadHunter, является отсутствие хорошего будущего для себя и своей семьи в Украине (71%), низкий уровень оплаты труда (44%), отсутствие условий для профессиональной самореализации (41%) и нестабильная политическая ситуация (34%).


Для Тамары и Игоря Луценко главным фактором эмиграции стало будущее их детей. Родив первенца, супружеская пара столкнулась с коррупцией в роддоме.

"Я видела молодых мам, у которых не было денег, чтобы "поблагодарить" врачей и медсестер... К ним никто не подходил", - вспоминает Тамара. Эта супружеская пара уехала в Австралию. "Мы долго выбирали страну, учитывали уровень бюрократии, комфорт проживания, средний уровень зарплат, ментальность жителей, климат... Солнце и вода - это важно для нас, потому что мы крымчане", - делится Игорь Луценко.

Чтобы уехать в Австралию, они продали в Ялте частный дом с участком - за 300 тысяч долларов. Работу за рубежом нашли там лишь через полгода - за это время они потратили около 50 тысяч долларов. Тамара закончила курсы медсестер, а Игорь устроился IT-специалистом в одну из телефонных компаний. Навыки, приобретенные в Украине, им не понадобились. Тамара работала в одном из пиар-агентств, Игорь - менеджером в небольшом украинском банке.

"Мы потеряли в комфорте, в своих привычках и нам наверняка все еще непросто, но вот наши дети скажут нам спасибо", - уверены супруги Луценко.

Киевлянка Елена Кондрашова живет в Милане, ей в этом году исполнилось 34 года. В Италию она уехала сразу после окончания университета - десять лет назад. "Красный диплом преподавателя русского языка и литературы мне там не пригодился, я отправилась мыть посуду, убирать квартиры итальянских богачей. По сравнению со своими одногруппницами, которые пошли работать в киевские школы, я зарабатывала огромные деньги, за три года насобирала на гостинку в Киеве", - вспоминает Елена.


Впрочем, гостинка ей не понадобилась - много лет подряд она ее сдает. Из Италии в Украину возвращаться не хочет. Сейчас она учится в итальянском ВУЗе на пиар-менеджера, недавно получила вид на жительство, работает в крупной мебельной компании. Отвечает за поставку товара на рынки СНГ. Киевлянка зарабатывает в месяц 2,5 тысячи евро.

"Это не так много, на прошлогодней итальянской мебельной выставке я познакомилась с украинскими бизнесменами, у них есть мебельное производство в Украине. Они были готовы мне предложить больше денег, чем мне платят итальянцы и забрать в Киев. Обещали высокую должность, но я отказалась. Вспомнила чувство дикой незащищенности, которое меня переполняет в Украине: врачи, милиционеры, чиновники - все, кто по роду деятельности должен защищать тебя, твои интересы и твое здоровье, как мне кажется, только и пытаются навредить тебе. Я их боюсь", - делится Елена.

Единственное, о чем сожалеет женщина - она не стала педагогом. "Мне всегда нравилась эта профессия, уверена - я могла бы дать украинским детям очень многое", - с грустью резюмирует нынешняя жительница Милана.

Не всем к сердцу

Впрочем, далеко не всем живется хорошо за границей. Например, Андрей Куценко, программист из Харькова, планирует в следующем году вернуться из Голландии в Украину.


"В Амстердаме все очень дорого, зарплата за вычетом налогов - почти такая же, как я зарабатывал в Харькове, на работу нужно ходить каждый день и не опаздывать, в Харькове - я мог спокойно работать дома, обычаи жителей мне тут не понять... И вообще, мне солнца здесь не хватает", - перечисляет минусы заграничной жизни Андрей Куценко.

Братья Степан и Максим Лещенко, украинские дизайнеры, тоже не особенно довольны жизнью во Франции. Там им приходится учиться и много работать, чтобы прийти к привычному уровню жизни. "Это жизнь на выносливость, и денег совсем не хватает. Вот доучимся, сделаем еще пару хороших проектов и вернемся. В Киеве на таких как мы будет очередь, а здесь таких как мы - сотни. Да и в деньгах мы выиграем на родине", - считает Степан Лещенко.

"Вернуться обратно хотят обычно те, кто имел какой-то высокий определенный статус на родине. Например, тому же журналисту, который сделал себе имя на родине, если речь идет не о сознательном дауншифтинге, нелегко будет пойти на понижение статуса и, скажем, начать где-нибудь в США продавать кексы в придорожном кафе", - считает Елена Довга, психолог.

"Все действительно нужно взвесить: причины, по которым едешь, вероятность трудоустроиться по специальности, законодательные моменты, сможешь ли ты привыкнуть к жизни за рубежом", - говорит Александр Кузин, киевлянин, который два года назад эмигрировал в Норвегию. Здесь у него была небольшая строительная компания - он строил коттеджи. У него был большой частный двухэтажный дом в Вышгороде и две машины на семью, две его маленькие дочки-близнецы учились в престижной гимназии, а жена могла позволить себе не работать. Там все пришлось начинать с нуля: дети учатся в самой обыкновенной школе, дом Кузины арендуют, из собственного транспорта - только велосипеды...


Работает не только Александр, но и его жена. "Почему уехал? Здесь прекрасная экология, а у обеих моих дочерей - астма. В Норвегии приступов почти не бывает. Медицина на высшем уровне, кормят в бесплатной школе так, как в хороших киевских ресторанах. Например, вчера на обед давали красную рыбу и картофель. На десерт - фрукты", - рассказывает Александр. И в то же время он признает: жизнь рядовому украинцу здесь покажется скучной и немного странной. "В будни вечером никто не гуляет, дни рождения праздновать не принято, сосед запросто на тебя может накатать жалобу о жестоком обращении с детьми, если увидит, что ты просто легонько хлопнул собственного ребенка на улице по попе. А за то, что я перепутал дважды контейнеры для сбора мусора - их здесь по шесть штук для разного мусора, меня оштрафовали на 600 евро", - говорит Кузин. Согласитесь, не каждый житель нашей страны может привыкнуть.