Путин и Лукашенко решили, с чем переспать
24.08.2004 13:38
С переговоров оба президента вышли очень веселые и сообщили, что у России с Белоруссией теперь будут общие рубли, общий газ и общие враги.

Повод продемонстрировать свою дружбу с Владимиром Путиным пришелся Александру Лукашенко как нельзя кстати. Как раз два дня назад между Белоруссией и США произошел очередной скандал. Делегация американских сенаторов собиралась приехать в Минск, однако белорусские власти отказались пускать их в страну и не выдали визы. Добравшись до соседней Латвии, сенатор Джон Маккейн пообещал бороться с тиранией в Белоруссии и свергнуть Лукашенко с помощью международного давления, не прибегая к оружию.

На протокольную совместную пресс-конференцию президенты вышли в отличном настроении и заявили, что чрезвычайно довольны беседой. Лукашенко заметил, что она была не такой долгой, как обычно, и поблагодарил Путина за то, что тот оторвал его «от хозяйственных дел в Белоруссии».

– Вы по нашим лицам видите, как прошли переговоры, – сказал белорусский президент. По лицу Лукашенко было даже видно, что об обиде, причиненной ему американцами, он и вовсе забыл. Но выяснилось, что это не так.
– Сенаторов так много, они столько лет пытаются меня свергнуть. Не переживайте особенно по поводу свержения Лукашенко каким-то сенатором.

Не они меня ставили на эту должность, и не им меня свергать, – процитировал главу Белоруссии «Интерфакс». – У нас есть белорусский народ, который хорошо умеет и свергать, и назначать, и только ему принадлежит это право.

– Сенаторов много, а Белоруссия одна, – вступил в разговор Путин. – Мы всегда выступали за собственную самостоятельность и отстаивали право на независимость принятия любых решений – во внутренней политике и на международной арене. Будем поддерживать в этом и наших союзников.

Правда, по всему было видно, что тема свержения Лукашенко Путина занимает заметно меньше, чем его коллегу.

– Чего зацикливаться на одном политическом деятеле? – сказал он в ответ на вопрос об американском сенаторе. – Не знаю, прав он или не прав, не знаком с его высказываниями. Но и мы у себя, и народ Белоруссии прежде всего, должны думать сами.

Главным итогом переговоров было назначение нового срока появления у России и Белоруссии общей валюты – российского рубля. Изначально предполагалось, что союзное государство перейдет на единый рубль уже 1 января следующего года, однако теперь президенты объявили, что это произойдет ровно на год позже – 1 января 2006-го. Как известно, российско-белорусские переговоры по этому вопросу прервались на том, что Лукашенко выдвинул неприемлемое для России условие – предоставить ему право печатать настоящие рубли. Однако Путин не стал поднимать тему эмиссионных центров.

– Мы предложили новый рубеж времени, и хотелось бы, чтобы к этому времени все сомнения ушли в прошлое. Получится – хорошо, не получится – будем работать дальше. Со стороны России было бы большой ошибкой вести себя неаккуратно, настаивать и поддавливать. Это решение должно быть принято Белоруссией самостоятельно, на основе понимания правильности этого шага.
С этой идеей, как в этих случаях говорят, надо переспать кой-кому, понять, что это выгодно, и перестать сомневаться в правильности этого шага, – сказал Путин.



Затем последовало сравнение, весьма лестное для будущего российско-белорусского рубля.

– Европейцам тоже было трудно отказаться от марки или франка, которые существовали веками, и люди привыкли к этому, – продолжил российский президент. – А здесь придумали чудище какое-то: евро. Оно казалось нежизнеспособной штукой, плюс еще введение ее было для отдельных категорий европейцев сопряжено с определенной экономической нагрузкой, но шаг был сделан и, как показала практика последнего времени, сделан в правильном направлении. Лукашенко тоже не стал поднимать больную тему эмиссии.

– Понятно, рекомендация принимается.
Переспать надо. Точно сказано.

Потом Путин пообещал, что для белорусской экономики будут созданы «подушки безопасности», а что касается России, то сейчас для нее как раз настал хороший момент. Лукашенко в ответ заверил журналистов, что отказ Белоруссии вводить у себя рубли со следующего года был связан «не с упрямством, а с нынешней ситуацией».

– Сегодня мы повторяем ситуацию, которая складывалась с российским рублем. Теперь белорусский рубль укрепляется теми же темпами, какими укрепляется российский рубль по отношению к иностранной валюте, в частности к доллару, – пояснил он.

Вместе с проблемой валюты Путин и Лукашенко завершили и самый громкий скандал последнего времени, разгоревшийся весной, когда Россия прекратила поставлять в Белоруссию газ. Как сказал белорусский президент, переговоры о поставках на следующий год ведутся с тремя российскими компаниями, в том числе и «Газпромом», причем цены его устраивают. Путин дал понять, что они все-таки выше внутрироссийских, и пообещал снизить до уровня России, если «Газпром» и «Белтрансгаз» создадут совместное предприятие. По словам президентов, Москва и Минск ведут переговоры о том, чтобы белорусские компании работали как производители газа в России.

– Они должны работать на общих условиях, по законодательству России, – сказал Лукашенко. – Мы готовы рассмотреть этот вопрос в контексте акционирования перерабатывающих, газотранспортных компаний в Белоруссии и поделиться их акциями в счет акций компаний на российской территории.

О давней идее создать в итоге союзное государство первым заговорил Лукашенко, вспомнив о переговорах по общей российско-белорусской конституции.

– Я думаю, что в ближайшее время при напористости президентов, а ее у нас не занимать, мы выйдем на совместный документ, – сказал он.

Так мирно переговоры между президентами не проходили уже давно. А на тему противостояния Белоруссии и США Путин высказывался и того реже. Впрочем, сразу после того как в сочинской резиденции проводили Лукашенко, кремлевская администрация поспешила разрушить российско-белорусско-антиамериканскую идиллию, распространив сообщение о только что состоявшемся разговоре Владимира Путина с Джорджем Бушем. Он позвонил в Москву обсудить международный терроризм и будущие контакты на высоком уровне.