Кипр согласился на «кабальный» кредит ЕС. Украинская экономика потеряет в оффшоре 20 млрд долларов
26.03.2013 11:42
После реструктуризации долга Кипра на условиях, предложенных Евросоюзом, украинским инвесторам, которые использовали кипрские оффшоры, придется поискать новое пристанище. Кто может «перенять» у островного государства статус крупнейшего инвестора в Украину пока остается открытым. Гарантий, что МВФ не потребует у Киеве так же рассчитаться по долгам, никто сейчас не дает.

Заявление кипрских властей о введении налога на депозиты наделало много шума. И это неудивительно. Согласно отчету Центрального банка Кипра, общая сумма депозитов в кипрских банках составила 68 миллиардов евро. Причем 20 миллиардов – это средства зарубежных вкладчиков.

По мнению экспертов, задекларированные Кипрским Центробанком суммы несколько преуменьшены. Так, Institute of International Finance (IIF) оценивает общий объем вкладов нерезидентов в 37,6 миллиардов евро – то есть, почти в два раза больше. Из этих средств порядка 19 млрд евро можно оценить как средства украинского, российского и ливанского происхождения.

Для Кипра единовременный дополнительный налог на депозиты – вынужденный шаг, продиктованный Евросоюзом, который предложил средиземноморскому острову свою финансовую помощь в размере 10 миллиардов евро в обмен на выполнение данного условия. За счет него ЕС планировало покрыть значительную часть финансового пакета.


К примеру, в случае с депозитами размером 20-100 тысяч евро такой налог должен был составить 6,75%, а в случае вкладов свыше 100 тысяч евро – 9,9%. Такая мера возмутила многих, в первую очередь – держателей крупных вкладов в кипрских банках.

По информации Центробанка, только вклады россиян на Кипре оцениваются в 10 миллиардов евро – то есть, в половину иностранных вкладов, хранимых на острове.

По словам российского премьера Дмитрия Медведева, через Кипр работает «большое количество государственных структур Российской Федерации», так как «это удобная юрисдикция для совершения операций».

Последствия для Украины: катастрофично, но не смертельно

О дефолте кипрской экономики, по мнению экспертов, можно говорить уже сейчас. «Банковская система Кипра заблокирована. Если завтра даже найдутся нужные средства, то на следующий день будут выведены все деньги», – утверждает экс-министр финансов Игорь Уманский. По его словам, Кипр на сегодняшний день можно считать банкротом.

Украинский премьер-министр Николай Азаров сообщил, что для Украины последствия кипрского кризиса серьезными не будут. «Масштабы украинских капиталовложений мы можем только косвенно оценивать, но они на порядок ниже, чем российские», – отметил глава Кабмина, посоветовав всем соотечественникам хранить деньги в национальной украинской валюте.


Впрочем, несмотря на оптимизм премьера, эксперты не считают, что кипрский кризис приведет к возврату средств в Украину. Во-первых, есть и другие оффшорные зоны.

Во-вторых, как утверждает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, украинские (и не только) олигархи уже давно не держат деньги на Кипре. «Олигархи из-за сложившейся ситуации не особенно переживают, так как уже примерно пару лет свои деньги на Кипре не держат. В мире есть еще 29 оффшоров, куда они уже перевели деньги. Кипрские банки очень скудные, крупные бизнесмены с ними уже не работают», – заявил он, добавив, что опасаться стоит не олигархам, а обычным вкладчикам. Согласен с ним и независимый экономический эксперт Алексей Комаров, который утверждает, что крупнейшие олигархи Украины свои средства предпочитают держать в других странах.

Впрочем, украинские активы на Кипре финансовые эксперты оценивают в суммы, достаточно впечатляющие, хотя, понятно, что и в несравнимо меньшую, по сравнению с российскими.

Директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко считает, что можно говорить о сумме в 3,5 миллиардов евро. «Объем украинских денег, зависших на Кипре можно оценить в сумму 1,9 – 3,5 миллиардов евро. Потенциальная потеря может составить около 0,5 млрд евро по приблизительным оценкам», – утверждает он. Эксперт подчеркнул, что потеря данной суммы реализуется в наихудшем случае – то есть, в том случае, если ЕС откажется помогать Кипру, альтернативных вариантов не будет найдено, и остров будет вынужден пойти на ликвидацию части банков и введение национальной валюты.

Почему инвестиции сократятся

Но эта сумма отражает влияние на Украину кипрского кризиса не в полной мере. Как сообщили в Государственном комитете статистики Украины, Кипр является лидером среди стран ЕС по сумме прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику. На момент начала 2013 года сумма инвестиций составляла 17,3 миллиарда долларов – это почти треть всех прямых иностранных инвестиций стран ЕС.


Официально зарегистрированные инвестиции украинских инвесторов в экономику Кипра составляли на 1 января 2013 года $5,811 миллиарда по сравнению с $6,342 миллиарда год назад.

«В прошлом году в Украину поступило 3,9 миллиарда долларов инвестиций с Кипра. В следующем году придет меньше, по крайней мере, на 10%», – такое мнение высказал экс-заместитель главы НБУ Александр Савченко. Он подчеркнул, что данные деньги сложно отнести к иностранным инвестициям: можно лишь говорить о том, что в отечественную экономику были инвестированы украинские деньги, осевшие на Кипре.

Сумму украинских денег на Кипре г-н Савченко оценивает примерно в 13 миллиардов долларов. До сих пор Кипр являлся основной юрисдикцией для вывода украинских денег и оформления прав собственности на украинский бизнес. Но теперь в отечественных инвесткомпаниях задумываются о том, не перевести ли офисы в другую европейскую юрисдикцию?

По мнению директора экономических программ Центра Разумкова Василия Юрчишина, в любом случае капиталы, которые украинцы и россияне вывели на Кипр, не будут возвращаться.

Эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь утверждает, что серьезно инвестиции не уменьшатся – разве что изменят «место прописки». «Например, шли из оффшора Кипра, пойдут из оффшора Виргинских островов», – говорит он.

Скорее всего, инвесторы примутся искать другие офшорные территории или искать возможность размещения капиталов в более устойчивых и надежных странах, которые не зависят от политической конъюнктуры, имеют устоявшееся правовое поле, судебная система которых защищает бизнесы независимо от их политических предпочтений.


Банковская система пока не рухнет

Достаточно оптимистично оценивает сценарий развития для украинских вкладчиков и Эрик Найман. «Отмечу – украинские вкладчики из-за кипрских списаний не пострадают», – комментирует он в своем блоге. По его мнению, на новых налогах Кипра украинские вкладчики могут потерять не более 200 миллионов евро.

Украинские отделения кипрских банков работают в штатном режиме. «Права вкладчиков ПАО «Банк Кипра» защищены украинским законодательством и никаких сборов с их депозитных счетов осуществляться не будет», – уверяют в пресс-службе украинской «дочки» Bank of Cyprus. Аналогично с российскими дочерними отделениями – они подчиняются законодательству того государства, в котором зарегистрированы.

Не грозит серьезных ударов и российским отделениям банков, работающих на Кипре (это ВТБ банк и Сбербанк России). По мнению экспертов, Россия не пойдет на то, чтобы позволить ослабить данные структуры. Оба этих банка являются государственными, и потеря финансовой поддержки со стороны Москвы им не грозит.

Например, объем средств физических и юридических лиц в только в кипрском филиале Приватбанка составляет 752 млн евро, однако при этом, как утверждают в банке, «депозитные и текущие счета украинских компаний и граждан» там не числятся.

«Это средства самых разных компаний, как резидентов, так и нерезидентов Кипра. Объем клиентских обязательств по состоянию на март – 896 млн евро. В основном это операции по финансированию международной торговли, аккредитивные операции, постимпортное и постэкспортное финансирование», — поясняет директор кипрского «Приватбанка» Владислав Моргачев.

Несмотря, что прямых рисков для Украины сейчас немного, опасность несут и косвенные.

Они заключаются в том, что займ Кипра у Евросоюза приведет к увеличению нагрузки на Международный валютный фонд. И как именно это скажется на будущих отношениях Украины и МВФ, предсказать сложно.

Если Еврокомиссия и МВФ один раз потребовали, чтобы средства для возврата внешних долгов банально списали со счетов банковских вкладчиков, то на сегодняшний день никто не даст гарантию, что нечто подобное не повторится в будущем.


Новый план Кипра

После долгих прений Кипр в итоге все же пошел на введение единократного налога. В понедельник, 25 марта, 17 министров стран еврозоны достигли предварительного соглашения о выделении Кипру финансовой помощи в размере 10 миллиардов евро, чтобы спасти государство от дефолта.

Агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного чиновника в кипрском правительстве сообщает, что Кипр пойдет на введение разового чрезвычайного сбора в размере 20% с депозитов свыше 100 тысяч евро в крупнейшем банке страны Bank of Cyprus.

С аналогичных вкладов в других банках будет снят налог в размере 4%. Более мелкие вклады не пострадают.

«Предложенные условия могут устроить провластных россиян, так как почти не затрагивают их банковские счета, которые как правило не находятся в Laiki Bank и Bank of Cyprus», – комментирует управляющий партнер инвестиционной компании «Капитал Таймс» Эрик Найман.

План предоставления финпомощи не требует одобрения со стороны кипрского парламента, поскольку убытки от крупных вкладчиков будут достигнуты путем реструктуризации двух крупнейших банков острова – Laiki Bank и Bank of Cyprus.

Таким образом, убытки вкладчиков, которые хранят в Bank of Cyprus суммы свыше 100 тыс. евро, могут составить до 40%.

Учитывая, что офшорные юрисдикции периферийных европейских стран в старой Европе «не в чести», в ближайшее время иностранному капиталу придется искать новые, более безопасные гавани.


Практика выведения денег отечественного частного бизнеса с последующим дозированным их выделением из оффшора на операции в Украине, себя постепенно исчерпывает. В долгосрочной перспективе это может привести к изменению схемы распределения украинского капитала.