Ближневосточный синдром
25.04.2013 20:00
География постоянно расширяется - Ирак, Иран, Афганистан, Израиль, Ливан, Сирия. Со временем огонь перекинулся на северную Африку: Тунис, Египет, Ливию, Мали. А сколько стран пытаются оказать влияние на ход событий: США, Россия, страны Европейского Союза, Организации объединенных наций. Можно с уверенность сказать, что Ближний Восток сегодня это самый напряженный регион на планете.

Сирийский конфликт длится уже достаточно давно, информация из страны поступает противоречивая: официальные власти заявляют, что ведут войну с боевиками, в свою очередь оппозиция утверждает, что борется с режимом Асада. С чего же все началось? Но обо всем по порядку.

Можно с уверенность сказать, что до появления вооруженных сил США на Ближнем Востоке региону столько внимания не уделялось. Ирак стал первой горячей точкой. Официальным поводом для вторжения коалиционных сил в Ирак в марте 2003 года послужило заявление о связи режима Саддама Хуссейна с международным терроризмом (в частности с "Аль-Каидой") и разработке в стране оружия массового поражения (которое потом так и не нашли). Впрочем, до сих пор многие уверены, что атака 11 сентября 2001 года на башни-близнецы в Нью-Йорке была устроена не "Аль-Каидой", а властями США именно для того, чтобы обвинить Ирак в международном терроризме. Другие считают, что президент Джордж Буш просто воспользовался ситуацией. Однозначно одно - Штатам позарез нужны были богатые нефтяные месторождения Ближнего Востока.


Все это время Израиль был союзником США. Они совместно планировали контроль над нефтяными месторождениями не только Ирака, но и Ирана. С тех пор, как режим Саддама Хусейна пал, все силы были брошены на вторжение в Иран. Именно тогда появились первые угрозы соседним Сирии и Ливану. Своими боевыми действиями в Ливане Израиль пытался вынудить Сирию или Иран вступить в войну, но те остались в стороне.

С приходом в Белый дом президента Обамы многое изменилось. Вооруженные силы стали постепенно покидать регион, а президент Обама больше уделял внимание проблемам внутри страны. Буш оставил ему в наследство тяжелейший экономический кризис и астрономический внешний долг. С приходом Обамы ирано-сирийская проблема зашла в тупик. Как известно, попытка Тель-Авива сделать ставку на Ромни также потерпела неудачу.

А тем временем в начале 2011 года на севере Африки поднималась волна народного протеста. Люди, уставшие от беззакония и нищеты, выходили на улицы. В голодающем Тунисе президент и его семья заказывали себе самолетом деликатесы из разных стран, в пораженном отчаянием Египте с приходом Мубарака за 30 лет так ничего и не изменилось, а в безжалостной Ливии по митингующим людям открывали огонь с воздуха. Арабская весна охватила весь регион, волна народного гнева обрушилась на ненавистных правителей, обкрадывающих свой народ и живущих в роскоши.

В Сирии первые выступления протестующих жителей начались в марте 2011 года. На тот момент семья Асадов правила страной с 1971 года, то есть уже сорок лет, передавая власть от отца к сыну. Полное отсутствие в арабских странах каких-либо справедливых законов позволяет десятилетиями удерживать власть в жестких руках богатой и влиятельной элиты, опираясь на армию и спецслужбы. Простые люди при таком средневековом режиме превращаются в рабскую силу, об экономическом развитии не может быть и речи, отсутствуют элементарные нормы социальной защиты, охраны здоровья и труда, тяжелое бремя налогов ложится на самые бедные слои населения, которые голодают.


Можно с уверенностью говорить, что ни одна из самых влиятельных стран не имела отношения к началу Арабской весны, и в первую очередь это касается США. И хотя Штаты известны своим финансированием цветных революций, для них происходящее на Востоке стало неожиданностью. Теперь мир стоял на пороге больших перемен. Многие попытались воспользоваться ситуацией. Франция присматривалась к территории Ливии, а Россия еще со времен СССР имела там экономические интересы и не хотела их терять; Израиль поддерживал прозападные силы в Египте, с которым имел общие границы, а США остались относительно безучастными.

Все изменилось после того, как в Сирии вспыхнула Арабская весна, и страна была втянута в кровопролитную гражданскую войну. В Тель-Авиве все еще не отказались от планов вторжения за нефтью. И хотя администрация Обамы и военные США не поддерживают в этом Израиль, они все же оказывают помощь сирийской оппозиции. С приходом Обамы вторжениям в другие страны настал конец. Войны Буша разорили США, и правительству даже пришлось ввести секвестр бюджета.

Все это время серьезную поддержку Сирии и Ирану оказывала Россия. Только благодаря ее военным поставкам Асад до сих пор противостоит повстанцам. Гражданская война идет уже почти два года, в то время как режимы Мубарака и Каддафи пали быстро. Сирия оказалась в центре противостояния Ирана и России с Израилем и США. США во главе с Бушем вторглись в сферу влияния России, поэтому она вынуждена оказывать помощь режиму Асада, даже если не симпатизирует его репрессивной политике по отношению к простым гражданам. Пока территориальная борьба в регионе не будет выиграна и угроза Ирану не спадет, это будет продолжаться.


Обама уводит войска, он знает, что скоро они понадобятся дома. Ну а режим Асада бесспорно падет, измученные войнами люди, наконец, вздохнут свободно, тогда они смогут выбрать себе достойного президента, который поведет страну к новым переменам.
Алексей Иванов
Обозреватель