В заложниках - сотни детей
02.09.2004 11:08
В заложниках оказались по меньшей мере 132 ребенка. Власти предполагают, что захвачено порядка 300-400 человек - детей, родителей и учителей.

По данным "Известий", боевиками командует Доку Умаров. Пока не ясно, какие требования будут выдвигать террористы. Есть предположения, что они будут добиваться освобождения боевиков, задержанных за участие в рейде на Назрань 22 июня. Пока боевики лишь потребовали вызвать для ведения переговоров в качестве посредника доктора Леонида Рошаля, который вел переговоры с террористами во время захвата Театрального центра на Дубровке в Москве. В среду вечером доктор Рошаль прилетел во Владикавказ. Поздно вечером по местному телевидению в Беслане передали предупреждение не пить воду из кранов, поскольку она может быть отравлена боевиками.

«Брови широкие, борода коричневая, нос изогнутый…»

Имя этого мальчика мы назвать не можем. Он один из важных свидетелей преступления боевиков в Беслане. Он опознал в их главаре одного из лидеров чеченского подполья - Доку Умарова. Он также видел и рассказал «Известиям», каким образом боевики захватили школу.

- Линейка еще не началась, но все мы уже стояли квадратом во дворе школы, - рассказывает наш собеседник. - На площади перед самой школой и перед спортзалом играла музыка, «Ласковый май», по-моему. На правом фланге, который ближе к главным школьным воротам, стояли самые младшие классы. На левом - десятые и одиннадцатые. Боевики появились из главных ворот. Они подъехали на зеленом ГАЗ-66 со стороны железнодорожных путей.

Как выяснили «Известия», боевики подъехали к школе по улице Коминтерна. Это грунтовая, очень плохая дорога. По-видимому, бандитский грузовик свернул с федеральной трассы Ростов - Баку на улицу Маркова города Беслан. Затем свернул налево на улицу Коминтерна и подъехал к главным школьным воротам.

- В открытом кузове ГАЗ-66 сидели человек 15, - продолжает мой собеседник. - Все они были с оружием и в камуфляжных масках, кроме одного, который вбежал во двор первым. Он направил автомат вверх и дал очередь. Потом шесть боевиков побежали один за другим вдоль забора в направлении ко второму выходу, как бы окружая линейку.

Я увидел это, бросился ко второму выходу. И еще многие бросились. Я слышал крик: «Не бойтесь, ничего плохого мы вам не сделаем!». По-моему, это крикнул самый главный, без маски который был. Я не могу утверждать, что он кричал с чеченским акцентом. По-моему, чисто крикнул, по-русски. Лет ему 40-41. Брови широкие, нос изогнутый, борода коричневатая. Чуть выше моего отца. Значит, 175-180 см. Лицо бледное.

Я включил свой ноут-бук в памяти которого среди прочих фотографий хранится несколько портретов известных боевиков. Мой собеседник впился глазами в экран.

- Не он, не он, не он. Он! Точно он!

Мальчик указал на фотографию Доки Умарова. Умарову, главарю банды «Юго-Западный фронт», бывшему главе Совета безопасности так называемой Ичкерии, судимому еще по малолетству за неосторожное убийство, действительно за сорок. Все остальные приметы тоже сходятся. И коричневатая борода, и крупный изогнутый нос. Теперь понятно, почему он, единственный из нападавших, кто был без маски. Умарову нет смысла скрывать свое лицо. Среди бандитов он - персонаж публичный.

- Он стрелял по нам, когда мы убегали, - говорит мой собеседник, не отрывая глаз от фотографии Доки Умарова. - Не в воздух, а именно вслед. Я слышал, как пули свистели. Одну нашу девочку ранило. Ее подобрали те, кто бежал сзади. Нас бежало человек 50. Все старшеклассники. А самые маленькие никак не могли спастись. Они далеко от второго выхода стояли. Едва мы проскочили, бандиты перекрыли и этот выход. Они встали полумесяцем эти шесть боевиков. И стреляли в воздух. Мы потом остановились и нам издалека это было видно. Стреляли в воздух и погнали всех, кто был во дворе, к спортзалу. Деваться людям из этого кольца было некуда. Потом я побежал в милицию, сказал, что на нашу школу напали. Но в милиции уже знали.

- Тебя кто-нибудь расспрашивал подробно - в милиции или ФСБ показывали тебе какие-нибудь фотографии?

- Нет, вы первый.

По некоторым данным, грузовик, на котором приехали боевики, сопровождала милицейская машина. Очевидно, она была захвачена боевиками. Есть информация, что террористы сразу, как только все заложники оказались внутри школы, заминировали ее, установили растяжки. Сразу после захвата боевики открыли огонь по прилегающему зданию ОВД из гранатометов.

Во время захвата школы были ранены по меньшей мере 12 человек. Убиты двое - это гражданские лица, по всей видимости родители учеников. Также есть информация, что убит один из боевиков

Боевики, после того как был убит один из террористов, передали записку, в которой сказано, что если начнется штурм школы, здание будет взорвано. По данным оперативного штаба, боевики пришли со стороны Ингушетии и по пути захватили в заложники майора милиции, которому впоследствии удалось сбежать. По данным штаба, боевиков 17 человек, из них две женщины-шахидки. Кроме того, с ними были две собаки.

"Их дети отдыхали в наших лагерях"

- Отойдите, уйдите за дома, - срывалась на крик сотрудница ОВД через полчаса после захвата. - Там стреляют.

Но выраставшая с каждой минутой толпа жителей Беслана не способна была слушать ни милицию, ни подъехавших военных. Только спустя полчаса смогли оцепить территорию, прилегающую к школе, и отвести на безопасное расстояние родителей.

- Практически все лето чеченские дети отдыхали в наших пионерских лагерях и домах отдыха - для наших места не нашлось, - делится с "Известиями" депутат районного собрания Артур Сабанов.

- У них нет ничего святого - это не люди, они никогда мирно жить не будут. В Москве этого никак не понимают, - плача рассказывает женщина, сама когда-то закончившая эту школу. - У первого директора школы, ему 95 лет, все внуки там. Почему нас, родителей, туда не пускают? Каждый бы за них туда пошел.

В городе практически нет людей, у которых в заложниках не оказалось знакомых. Там и местные депутаты, и журналисты местной газеты, братья, сестры, жены, родители. После спискам учеников удалось установить, террористы захватили как минимум 132 школьника. Данные о заложниках уточняются. Местные власти предполагают, что в плену могли оказаться порядка 300-400 человек, в основном детей, но также их родителей и учителей.

Несколько лет назад школа номер один отметила свое столетие. Она построена на деньги благотворителя Гутиева, чье имя теперь и носит. Стены в школе толстые - полтора кирпича, то есть не менее 30-35 сантиметров. Эта школа считается элитной. В ней еще с советских времен учились дети высокопоставленных чиновников Беслана.

"Уже поздно! Мы здесь все на втором этаже..."

"Известиям" удалось связаться с главным редактором бесланской городской газеты "Жизнь правобережья" Эльзой Баскаевой. Ее дочь, фотокорреспондент этой же газеты, 27-летняя Фатима Аликова готовила фоторепортаж о начале нового учебного года в этой школе и тоже оказалась в числе заложников.

- Утром Фатима пошла в первую школу снимать линейку, - рассказала "Известиям" Эльза Баскаева. - Это наша лучшая школа в городе. Наша редакция находится недалеко от школы. Как только началась стрельба, я подумала, что она доносится из райотдела. Он тоже расположен рядом. Когда боевики захватили школу, выстрелы продолжались довольно долго. Причем не одиночные - а целые очереди. Я сразу испугалась и позвонила на мобильный дочери. Она ответила, что во дворе школы стреляют, идет бой.

Я говорю: "Да ты спрячься куда-нибудь!" Она отвечает: "Уже поздно! Мы здесь все на втором этаже..." И на этом связь оборвалась. Я потом еще пыталась дозвониться, но больше она не отвечала. То есть гудки идут, а потом они сбрасываются. Телефон явно не отключен (позже "Известия" пытались связаться с Фатимой, но телефон уже был отключен. - "Известия"), но по нему никто не отвечает. Кроме моей дочери из нашей редакции захвачены еще одна сотрудница и бухгалтер. Они привели своих детей в школу. У бухгалтера тоже есть сотовый телефон. Я пыталась дозвониться, но тоже не смогла. Гудки идут - никто не отвечает.

Детям пытались передать продукты и воду, но боевики не позволили. Сейчас, насколько я знаю, идут переговоры. На улице очень много военных. Нас всех выгнали из редакции, но потом мы попросили, чтобы часть сотрудников вернули. Сейчас мы здесь сидим под охраной военных. Очень много собралось гражданского населения: родители, бабушки, дедушки, тети, дяди - все плачут. Все дороги перекрыты. Насколько мне известно, убито двое. За железнодорожным полотном, метров 100 от школы, подстрелили женщину, а во дворе школы - мужчину. Как только боевики начали стрелять, один из родителей, Руслан, вытащил пистолет и открыл ответный огонь. Его расстреляли. Его труп до сих пор лежит во дворе около джипа. Боевики не дают к нему подойти.

Поздно вечером заложникам разрешили передать еду и воду

По данным ФСБ, боевики прибыли из пограничного с Ингушетией села Хурикау, относящегося к Моздокскому району Северной Осетии, где проживает преимущественно ингушское население. Информация о требованиях боевиков противоречива. По некоторым данным, они требуют освободить бандитов, задержанных в Ингушетии во время рейда 22 июня (по некоторым данным до 80% участвоваших в рейде на Назрань боевиков были ингушами). Первоначально боевики лишь потребовали вызвать для ведения переговоров в качестве посредника руководителя московского Центра медицины катастроф доктора Леонида Рошаля, который вел переговоры с террористами во время захвата Театрального центра на Дубровке осенью 2002 года.

Как только стало известно о захвате заложников, на место теракта выехали местные силовики и руководители. Из Мосвы вылетели спасатели МЧС вместе с мобильным госпиталем, а также также самолет-госпиталь минобороны.

С террористами с самого началы пытались вести переговоры. К террористам обратился муфтий Северной Осетии Руслан Валгасов с призывом освободить по крайней мере грудных детей, которые, по его данным, есть в числе заложников, и организовать передачу воды и питания для пленников.

Муфтий напомнил бандитам о Судном дне и призвал их опомниться, но его призыв остался без ответа. Вместо этого один из боевиков через громкоговоритель выкрикнул из окна школы: если войска попытаются взять их силой, то за каждого своего погибшего они будут казнить 20 заложников. Через несколько минут он уточнил: 20 заложников - за каждого раненого, а за убитого - 50.

Внутренние войска весь день воздерживались от каких-либо активных действий по освобождению заложников, заявил журналистам министр внутренних дел Северной Осетии Казбек Дзантиев.На всех улицах города выставлены усиленные посты. Бэтээры, бронированные разведывательно-десантные машины. На обочинах стоят колонны военных грузовиков, в кузовах сидят солдаты.

Время от времени слышится стрельба из автоматов и разрывы гранат из подствольных гранатометов. Выстрелы из подствольников звучат очень гулко, и люди, не покидающие улиц до самого темна, каждый раз вздрагивают, им кажется, что это взорвалась школа. Еще они начали вздрагивать, когда гремел гром: над городом с 9 часов вечера стала собираться гроза. В 21.40 хлынул проливной дождь.

Вечером в оперативный штаб, созданный в Беслане в связи с захватом террористами средней школы, прибыл известный российский детский врач Леонид Рошаль. Как сообщил начальник аналитического управления администрации президента Северной Осетии Лев Дзугаев, террористы "впервые вышли на связь со штабом по мобильному телефону, переданному им ранее, и попросили воды и еды". Одним из условий переговоров террористов ранее было присутствие на них Леонида Рошаля.

Боевиками в Беслане руководит Доку Умаров

Доку Умаров - один из самых дерзких лидеров незаконных вооруженных формирований. Среди боевиков 40-летний Умаров пользуется репутацией жестокого и волевого полевого командира. За участие в 1-й чеченской войне Масхадов присвоил ему звание "бригадного генерала", затем в правительстве Масхадова Умаров стал секретарем совета безопасности Чеченской республики Ичкерия. Отечественные спецслужбы подозревают Умарова в организации многочисленных похищений людей с целью получения денежного выкупа.

Доку Умаров был объявлен в федеральный розыск еще в июле 1992-го, когда ему заочно было предъявлено обвинение по статье "Убийство, сопряженное с изнасилованием". В конце августа 2002-го назначен Масхадовым командующим "западным направлением". Именно он, по оперативной информации, руководил боевиками, напавшими в июне на Ингушетию. Тогда погибло около 200 человек. Он же скорее всего разрабатывал и недавнее нападение на Грозный, во время которого погибло более 120 человек.