Кто из руководства страны «воевал» с Россией
02.09.2013 14:25
Во время торговой войны с Россией украинские дипломаты молчали. Ведомство, которое должно отстаивать национальные интересы Украины во время конфликтов с соседями – МИД – практически бездействовало. Его глава – министр иностранных дел Леонид Кожара – лишь раз прокомментировал ситуацию. Ничего нового и важного чиновник не сказал: Таможенный союз – такой же стратегический партнер Украины, как и ЕС.

Острую ситуацию по сути не прокомментировал профильный вице-премьер Константин Грищенко и многие члены Кабмина. Исключения – его глава Николай Азаров, президент Виктор Янукович и министр аграрной политики Николай Присяжнюк. В отличие от последнего президент и премьер активно высказывались на эту тему только после того, как конфликт на украинско-российской границе пошел на спад. Обо всех этих фактах свидетельствует мониторинг СМИ с 29 июля по 29 августа нынешнего года, который для Forbes подготовило информационно-аналитическое агентство «Контекст-медиа».

Российские политики вели себя иначе. За премьера и президента конфликт комментировали чиновники рангом ниже. В первую очередь – Сергей Глазьев, советник Владимира Путина, и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Почему украинская власть осторожничала с высказываниями и к чему это привело?


Помолчали о главном

По словам Елены Буренко, руководителя департамента аналитики «Контекст-медиа», в мониторинге учитывались все упоминания чиновников в контексте торговых отношений с Россией. «Считали не только их высказывания, но и действия. Например, сообщения о том, что Янукович поговорил по телефону с Путиным», – объясняет аналитик. То есть упоминаемость отражает не только действия, но и инфоповоды, которые создавали политики.

Безусловный лидер по количеству упоминаний в сюжетах общенациональных телеканалов – Азаров. О нем в контексте торговой войны говорили в три раза больше, чем о президенте или министре аграрной политики Присяжнюке. Больше всего сюжетов было на канале «24» и «5 канале».

Президент – лидер по количеству упоминаний в общенациональных печатных СМИ. Он существенно опередил премьера и того же Присяжнюка. Чаще других о Януковиче в этот период писали газеты «2000», «День», «Сегодня». Интересная деталь: согласно данным мониторинга, пик упоминаний в СМИ президента и премьера пришелся на 19-25 августа. То есть через пять дней после того как российские таможенники начали с особым рвением досматривать украинские товары. Из руководителей финансового блока Кабмина в разрезе этой проблемы чаще других упоминали первого вице-премьера Сергея Арбузова. В свою очередь, еще один вице-премьер, Александр Вилкул, которого, как и Арбузова, аналитики называют претендентом на должность главы правительства, вовсе не комментировал острую тему на ТВ.

Критиковать Россию власти мешал ее же электорат из юго-восточного региона. «Пророссийские настроения населения этих областей не дают регионалам возможности вести информационную политику «ястребов» в отношении России. Это означало бы потерю поддержки, что недопустимо в нынешних условиях», – поясняет управляющий партнер аналитической группы Da Vinci AG Андрей Колпаков.

Власть могла бы схитрить. По мнению Артема Биденко, президента консалтинговой компании SA Рolitical Communications, стоило развернуть широкую общественную дискуссию, организовать всевозможные круглые столы и конференции. Можно было пригласить приехать в Украину Геннадия Онищенко, который заявил о низком качестве продукции компании Roshen, и устроить ему встречу с владельцем этой компании Петром Порошенко. «Чиновники в этой ситуации играли бы роль примирителей», – считает Биденко.

Еще вариант, как заявить свою позицию, но не обострить конфликт на самом верху – использовать тактику разноплановых заявлений. «Один центр влияния, скажем, премьер-министр, выступает в роли «голубя», а в это время кто-то из молодой команды берет на себя роль «ястреба», – дает запоздавший совет Колпаков. Таким образом президент мог занять якобы компромиссную позицию, воздерживаясь от комментариев по сути, но проводя жесткую политику чужими руками. Так действовал Путин.


Лучше говорить

Чем молчаливая тактика регионалов обернулась для Украины? Эксперты и дипломаты сходятся во мнении: свои проблемы экспортеры решали сами, что будет дальше – непонятно. «Торговая война не закончилась. Россия продемонстрировала, что ждет Украину в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Чем ближе дата, тем сильнее будет давление», – прогнозирует Владимир Огрызко, министр иностранных дел Украины в 2007-2009 годах. Существенный плюс в этой ситуации – Украине впервые удалось получить поддержку ЕС во время конфликта с Россией. Но в этом, уверен дипломат, заслуга СМИ и украинских бизнес-структур, а не чиновников.

Последним опять не хватило координации внутри команды власти, точнее – межведомственной слаженности, подчеркивает Валерий Чалый, зам генерального директора Центра Разумкова по международным вопросам, экс-замминистра иностранных дел. Пример – украинская сторона никак не отреагировала на вполне конкретные и важные заявления россиян. Одно из них сделал зампред российского правительства Игорь Шувалов, который предупредил, что в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС для Украины будет введен единый таможенный тариф. Молчание, в данном случае, российская сторона вполне может принять за знак согласия.