Направо пойдешь – газ потеряешь, налево пойдешь – в СССР попадешь, прямо – меж двух огней сгоришь…
01.10.2013 15:20
И вроде бы все понимают, что нужно детально анализировать все возможные варианты и выбирать наиболее рациональный, но ситуация напоминает тот анекдот про обезьянку, которая сидит перед табличкой «умные на право, красивые на лево» и не знает, что ей делать ведь она и умная и красивая. Это конечно все хорошо, вот только времени шутить уже не осталось.

В любой здравомыслящей стране, вопросы создания экономических союзов всегда относятся к важнейшим элементам долгосрочной экономической политики, осуществление которой невозможно без всестороннего анализа. На сегодняшний день очень много говорят о положительных и отрицательных последствиях выбора вектора экономической интеграции Украины, однако мало кто действительно разбирает это «по-полочкам». Большинство просто живут в розовых мечтах либо «европейских» либо «былых СНГшных». Нужно понимать, что сегодня ни того, ни другого мы не получим. Все так называемые «плюсы» от Европы мы не получим ближайших лет 50, и хорошо, если ЕС к тому времени еще не распадется. На тех условиях, которые нам предлагают сегодня, мы разве что будем «соседи с привилегиями». И что нам дает этот статус? Визу?? – нет, европейский уровень жизни?? – нет, а вот евростандартизацию, которую мы финансово не потянем – это да. Достойный выбор! Или вторые иллюзии, которые звучат так: «Присоединившись к ЕЭП мы потеряем суверенитет! Окажемся под Россией! Не для этого мы отстаивали независимость!!!» – это тоже полный бред! Если вы просто путаете аббревиатуры СССР и ЕЭД и не понимаете разницу между единым союзом (с общей территорией, конституцией и тд.) и единым экономическим пространством, то зачем тогда пустословить?

Но вернемся к сути вопроса, именно из-за таких споров я провел пошаговую оценку различного рода интеграционных эффектов разделив их на три сценария:

1 – Украина остается на том этапе, на котором она сейчас есть,

2 – Ассоциация с ЕС и присоединение к ЗСТ с ЕС,

3 – Украина присоединяется к ЕЭП.

Если рассматривать первый сценарий, когда Украина не вступает ни в Зону свободной торговли с Европейским Союзом, ни в Единое экономическое пространство, то можно отметить основную проблему, с которой столкнется украинская экономика – в условиях роста цен на энергоресурсы поддержание требуемого уровня конкурентоспособности производителей становится возможным только при ускоренном снижении энергоемкости. Это объясняется тем, что «окно возможностей», связанное с предоставлением Украине различных скидок на энергоресурсы, неизбежно закроется после перехода России на принцип равных доходностей поставок природного газа на внутренний и на внешний рынок (это примерно 2015 г.). Сейчас мы видим, что с нефтью и нефтепродуктам это уже фактически произошло. В то же время значительное снижение энергоемкости требует масштабных инвестиций, которых у нас пока нет. Как по заколдованной цепи – снижение уровня доходов, что на фоне роста издержек ведет к сохранению относительно невысоких уровней нормы накопления основного капитала, а рост производства сдерживается постепенным выбытием «старого» незагруженного капитала.

Прогнозируется, что производство электроэнергии к 2030 году возрастет на 30% – до 276 млрд кВт·ч. Импорт газа увеличится незначительно до 43 млрд м3, что составляет 116% от уровня 2010 года. Такой результат станет возможным в результате замещения газа углем в энергетическом балансе Украины, снижения энергоемкости производства, роста внутренней добычи до 30 млрд м3. Импорт нефти увеличится до 23 млн тонн или на 50% по сравнению с 2010 годом. Увеличение зависимости экономики страны от импорта энергоресурсов станет стимулом к росту капитальных вложений, направленнях на модернизацию производственных фондов и снижение удельной энергоемкости.


Отсюда получается, что экономика сталкивается с острой проблемой ограниченности капитала. Следует отметить, что отсутствие значимых изменений в структуре экономики ведет к торможению темпов экономического роста на фоне невозможности ускоренного наращивания выпуска в экспортных секторах. Полученная в рамках базового прогноза динамика нашего ВВП снижается в долгосрочной перспективе с 4.4 % в 2010–2015 годы до 3.6 % в 2025–2030 годы. Замечу, что неучастие Украины в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве ведет к консервации отраслевой структуры ее экономики и, как следствие, к потенциальному замедлению темпов экономического роста из-за невозможности ускоренного наращивания объемов экспортных поставок.

Возможно, учитывая реалии нашей страны, наиболее выгодным вариантом для нас и было состояние нейтралитета, однако, события последних дней явно показывают нам, что если мы будем медлить – это вызовет еще большее давление со стороны Российской Федерации, а потом, возможно, и Евросоюза. И вот тогда Украина станет Африкой в центре Европы…

В качестве второго сценария был рассмотрен вариант, в котором Украина создает зону свободной торговли с Европейским союзом. Естественно, в этом случае предполагается взаимная отмена таможенных пошлин между Украиной и странами ЕС. В то же время страны ЕЭП устанавливают таможенные пошлины для Украины на уровне значений, действующих при торговле с европейскими странами! Учитывая объем экспортно-импортных операций между Украиной и РФ, это нанесет огромный удар по украинской экономике. Торговый оборот между странами ЕЭП и Украиной тотчас же сократится примерно на 2.5%. Однако экспорт Украины в страны ЕС возрастает на 10%, импорт из стран ЕС вырастает на 15%.

Данный сценарий по сравнению с первым показывает значительное снижение динамики ВВП Украины за счет падения объемов экспорта в страны ЕЭП и ростом импорта из стран Европейского союза, который будет больше, чем увеличение объемов экспорта в ЕС. Более низкие темпы экономического роста России, Казахстана и Беларуси приведут к снижению объема их экспорта на Украину.

Украинская экономика также пострадает из-за снижения суммарного экспорта машиностроительной продукции, невозможности, в силу ограничений по производственным мощностям, ускоренно наращивать объемы производства и экспорта продукции металлургии, химической промышленности и сельского хозяйства, сохранения зависимости от импорта энергоносителей из стран ЕЭП при низкой эластичности объемов потребления по уровню цен (будет иметь место значительный рост затрат украинской экономики на энергоресурсы).

В сценарии полного вступления Украины в Единое экономическое пространство без каких-либо изъятий приведет к увеличению ВВП страны примерно в 1.5 раза — за счет снижения цен и производственных издержек, а также увеличения экспорта продукции металлургии и сельского хозяйства. А если рассматривать вхождение Украины в Зону свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ), но с изъятиями (сохранением барьеров в торговле продукцией сельского хозяйства, топливно-энергетического комплекса и металлургии) мы все равно получим существенный прирост в объемах производства, кроме того, объем ВВП будет выше, чем в первом сценарии на 0,5 %.

И конечно же, бесконечно болезненным является вопрос цены на газ. Если учитывать сложившуюся структуру затрат, то цены на энергоносители могут оказывать существенное влияние на конкурентоспособность крупнейших секторов украинской экономики, что в свою очередь объясняет огромное влияния газового фактора как на состояние торгового баланса Украины, так и на важнейшие макроэкономические характеристики: динамику цен и производства. К примеру, в 2011 году экспорт природного газа из России в Украину составил примерно 40,13 млрд м3. Среднегодовая цена на природный газ, поставленный из России в Украину, зафиксирована в 2011 году на уровне $309.4 за тыс. м3, а стоимостной объем российского экспорта газа в Украину равняется $12.42 млрд. Если посмотреть последние статистические данные, то заметим, что в первом полугодии 2013 года экспорт газа ОАО Газпром в Украину составил 9,67 млрд куб. м, снизившись на 40% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Согласно отчету газового концерна за второй квартал 2013 года поставки в Беларусь снизились незначительно и составили 10,39 млрд куб. м против прошлогодних 10,44 млрд куб. м, экспорт в Молдову уменьшился на 32% — до 1,12 млрд куб. м против 1,65 млрд куб. м. Кроме того, суммарные поставки в страны ближнего зарубежья (страны СНГ, Грузия, Южная Осетия и страны Балтии) в первом полугодии 2013 года составили 25,31 млрд куб. м против прошлогодних 32,46 млрд куб. м (снижение на 22%). Стоит отметить, что Газпром в июне 2013 года на экспорт поставил на 28,7% газа больше, чем в июне прошлого года.


Хочу так же отметить, что в торговле с Украиной секторальные соглашения в рамках двухсторонних отношений с Россией либо в процессе присоединения к ЕЭП могут концентрироваться в секторах, обладающих потенциалом производства конкурентоспособной продукции на рынках постсоветского пространства. К таким секторам относятся авиастроение, судостроение, энергетическое машиностроение, производство обычных вооружений.

По моему мнению, благоприятные торгово-экономические отношения между Россией и Украиной позволят существенно интенсифицировать взаимоотношения в области развития машиностроительных производств. Например, поставки украинских авиационных двигателей останутся критически важными для российских производителей вертолетов как минимум до 2017–2018 годов. При этом существующая альтернатива в виде строительства заводов на территории России влечет за собой высокие финансовые и технологические риски.

Если конкретизировать на примере области авиастроения, то можно вспомнить, что КБ «Антонов» имеет конструкторский потенциал и компетенции, отсутствующие у российских производителей. Кроме того, массовое производство сконструированных на Украине самолетов в данный момент не возможно без использования российских комплектующих и сборочных площадей.

Или же, к примеру, запорожский АО “МОТОР СИЧ”, который предлагает поставку вертолетов Ми-2 в стандартной комплектации после их капитального ремонта, так же отремонтированным вертолетам может быть выполнена модернизация авиационного и радиотехнического оборудования и проведено переоборудование салона.

Так же не следует забывать, что значительное количество уже используемой в странах ЕЭП техники оборонного и двойного назначения имеет комплектующие украинского производства! Ее обслуживание также будет поддерживать взаимоотношения в сфере машиностроительных производств. А вот в ЕС мы еще долго не сможем предоставить конкурентоспособный продукт, да и вообще вопрос смогут ли наши экономические реалии выдержать европейскую конкуренцию… Развитие кооперационных связей в авиастроении с РФ будет способствовать росту товарооборота в данной отрасли, так как для ее развития необходимы новые образцы техники. В структуре суммарного экспорта Украины в ЕЭП доля авиационной техники может увеличиться к 2030 году до 7 %.

В условиях дефицита производственных мощностей в судостроении, а также лидирующих позиций на постсоветском пространстве в разработке и изготовлении газотурбинных двигателей для ВМФ, торговых и пассажирских судов значительные перспективы имеет кооперация в судостроении. Доля продукции судостроения в структуре экспорта Украины в страны ЕЭП возрастает к 2030 году до 1.2 %.

Что же касается области производства машин и оборудования, то основные возможности Украины связаны с использованием потенциала развития энергетического машиностроения, разработки и производства оборудования для добычи и транспортировки природных ресурсов, основных видов вооружений и военной техники. Дополнительные возможности развития машиностроительных видов деятельности могут возникнуть в результате создания производств ориентированных на внутренний рынок стран ЕЭП, предполагающих использование принципов промышленной сборки с последующей локализацией. Наиболее перспективными направлениями являются производство инвестиционного оборудования, строительных машин и оборудования, сельскохозяйственной техники, железнодорожного подвижного состава. Использование имеющегося машиностроительного потенциала и разворачивание проектов в области промышленной сборки позволит увеличить долю машин и оборудования в экспорте Украины в страны ЕЭП до 20 % к 2030 году.


Подводя итоги и сопоставляя результаты, хочу отметить, что наиболее выгодным сценарием для Украины является вступление в ЕЭП с технологическим сближением, но без формирования единой валютной системы. Безусловно, рост экспорта наблюдается как при вступлении Украины в ЕЭП, так и при вхождении в ЗСТ с ЕС, однако заметное увеличение объемов ВВП характерно только при технологическом сближении, что невозможно при ЗСТ с ЕС.

Ни для кого не секрет, что основными критериями для увеличения динамики валового внутреннего продукта при выборе таможенной политики являются обеспечение расширения рынков для обрабатывающей промышленности и уменьшение затрат на сырье и энергоносители как за счет внедрения новых технологий, так и за счет снижения доли таможенных платежей в их стоимости. Поэтому вступление Украины в ЕЭП представляется более выгодным вариантом по сравнению с образованием зоны свободной торговли с ЕС, поскольку предоставит украинской промышленности большие конкурентные преимущества на создаваемом едином рынке. Это позволит обеспечить финансовые ресурсы для осуществления необходимых капитальных вложений и проведения модернизации, что позволит в дальнейшем расширить объемы торговли на мировом рынке в целом. Максимальный суммарный положительный эффект интеграции для украинской экономики оценивается в период 2011–2030 годов в $219 млрд. Если оценивать значимость интеграционных эффектов для структурных характеристик украинской экономики, то важно отметить, что сценарий наиболее полного использования возможностей интеграции на базе ЕЭП позволяет осуществить видимую диверсификацию украинской экономики. При этом доля машиностроительных видов деятельности в конце прогнозного периода может достигнуть 7.7 % от суммарного объема валового выпуска. Несколько снизятся доли металлургии и сельского хозяйства. Однако в целом структура украинской экономики станет более сбалансированной.

И опять же, если совокупно выделить основные плюсы, из-за которых граждане выбирают ЕС, то будет примерно следующее:

- Не декларации, а юридические обязательства

- В основе соглашения – общие ценности

- Государство и общество: взаимотношения европейского образца

- Усиление прав потребителей

- Больше товаров по более низким ценам

- Чистая окружающая среда

- Меньше смертей на дорогах

- Качественное образование

- Импульс для секторального сотрудничества…все это, в большинстве, лишь социальные преимущества, которые отойдут на второй план, как только «завалится» экономика. Да и, в конце-то концов, что нам мешает войти в ЕС потом? Мы либо погибнем в этой бесконечной очереди желающих получить социальные блага, либо укрепим экономику и статус и станем для них еще более интересны. И опять же, давайте подумаем, а что мешает нам самим сделать подобные изменения в своем государстве? Неужели для этого нужно отдаваться в рабство ЕС что бы нас за руку водили и показывали, что нужно сделать??


Учитывая реальное состояние нашей экономики, сейчас просто необходимо принимать рациональное, а не политическое решение и делать это как можно скорее!
Руслан Бортник
Валерия Манзюк