Украина одержима демонами Веры и Возможности
16.09.2004 12:14
...тем что мои произведения переведены на десятки языков, в том числе и украинский. Поэтому я сел в Париже на самолет и прилетел в Киев, подразумевая, что все эти 6 дней, отведенные мне здесь, я буду именно счастлив, а не доволен.

Иными словами, я посещаю Украину как человек по имени Пауло, а не как писатель Коэльо. Во мне живет душа хиппи. По сути, каждый день мы путешествуем, к сожалению, часто не замечая процессы постоянной трансформации и ничем не обогащаясь. А ведь опыт выйти из одного мира в другой может быть очень важным.

Что за мир для меня Украина и ее прекрасная столица, достойная быть названной одним из лучших городов мира? Как человек я почувствовал это давно – Украина, как и я, родились в один день 24 августа и вряд ли это случайное совпадение. Я приехал вчера в Киев, чтобы бродить по улицам этого европейского города, общаться с людьми и попросить украинских журналистов на своей пресс-конференции передать всем: если в баре вы увидите человека, похожего на Коэльо, знайте, это был я.

Украина уже начала писать в моей душе книгу о себе и итогами моей поездки должны стать несколько публикаций в прессе о том, как я вижу жителей этой все еще загадочной для западной цивилизации страны, их проблемы, их духовность, их стремления. Мне кажется, что именно здесь, на Востоке Европы, произойдет формирование нового сознания человечества.

Андре Моруа говорил: следующее столетие либо будет духовным, либо следующего столетия не будет вовсе. Я приехал в другой мир для того, чтобы рассказать о нем миру, в котором живу я. Думаю, что первую из этих публикаций об Украине мне стоит написать прямо сейчас, во второй день моей поездки.

Не думаю, что то, что я пишу способно кого-то чему-то научить. Я просто обозначаю символы. Я ничего не умею объяснять. Вообще книги – это лишь катализатор, который помогает людям вспомнить то, что они уже давным-давно знают. Мы живем в символическом мире. Вся наша жизнь - символ. Любая жизнь любого человека – это знак. Задайтесь целью, и вы отгадаете скрытый смысл знаков. Даже не отгадаете, а просто вспомните. В своих книгах я просто говорю о том, в чем многие боятся себе признаться. Мне нет нужды что-либо скрывать от себя самого.

Я вижу, что Украина одержима демонами Возможности и Веры. Президентские выборы, которые здесь состоятся осенью, означают для жителей этого государства невозможность продолжать жить той жизнью, которой они жили на протяжении целых 10 лет из 13, что независима Украина. Глава этого государства не стал баллотироваться повторно и теперь выбор украинцев колеблется между двумя политиками, в равной степени восприемлющих ценности прежнего президента и фактически выращенных им.

Но что-то здесь произошло, отчего выбор между Виктором Януковичем и Виктором Ющенко стал вдруг диаметрально противоположен как добро и зло, жизнь и смерть, чет и нечет. Словно две противоречащие друг другу сущности, реальности, выбирают теперь украинцы.

Вера. Кажется, одного из них здесь даже называли «мессией Запада» - он появился как единственный возможный выбор для части украинцев еще задолго до президентских выборов. Он олицетворяет западную цивилизацию и, по ожиданиям, собирается сделать из Украины Соединенные Штаты Америки с их сытой и довольной жизнью. Многим кажется, что его не остановить – страх и бессилие испытывают украинцы-противники Демона Веры перед днем выборов. Опасаясь, что США не остановятся и в случае проигрыша своего ставленника и, в независимости от результатов выборов, навяжут Украине своего президента.

Или Возможность. Другой Демон – олицетворение человека, который сделал себя сам, но не по голливудским меркам, а в рамках странной для нас, европейцев, советской и пост-советской системы. От него ожидают, что Украина не будет рвать сестринские отношения с Россией, как в случае победы Демона Веры, и всё сохранится по-прежнему – те, кто собираются за него голосовать, стоят на том, что им будет предоставлена возможность лучшей жизни в привычных для украинцев условиях.

В славянских традициях – вот как стоит это назвать. И тот же страх и бессилие испытывают его противники – те, кто поддерживают Демона Веры, и уже приготовились жить в Восточно-Европейском Штате Америке «Украина» и в своей душе вышли из славянского мира.