Когда молчат союзники: Чехословакия-1938, Польша-1939, Украина-2014
04.03.2014 13:10
Украина остается один на один против агрессии обезумевшего соседа...

Двадцать лет назад четырьмя державами был подписан Будапештский меморандум о гарантиях безопасности. Согласному ему, Украина торжественно отказывалась от ядерного оружия - а США, Великобритания и Россия обещали уважать её суверенитет и территориальную целостность, не шантажировать её экономическим давлением, и не использовать против неё военной силы. И вот теперь одна из сторон нарушила свои обещания.

Политика «большой земли»

То, что рано или поздно Россия вновь захочет «вернуть свои территории» в Украине, Беларуси, Прибалтике и на Кавказе, ни для кого не было секретом. Поскольку вот уже 700 лет основой политической стратегии Москвы является неутомимая жажда «приростания землями». Пока другие страны обустраивали и развивали имеющиеся территории, Россия делала упор на постоянном расширении границ. Присоединив соседние земли, она объявляла зоной своих интересов лежавшие за ними - и постепенно двигалась далее и далее. Если же ей приходилось иногда откатываться обратно и терять свои приобретения, Москва впадала в депрессивное состояние, обвиняла весь мир в заговоре против ней, развивала ура-патриотизм и военное производство, и готовилась взять реванш.

Не брать территориальный реванш московским царям, генсекам и президентам было нельзя, поскольку они были заложниками собственной политики. Российский народ мог простить им самодурство, тиранию и нищету, но он не прощал поражений в войнах и потери «русских земель». Соответственно, даже самый бестолковый политик имеет в России оглушительный успех, если шпарит в телевизоре великодержавными лозунгами...

Беларусь сама упала в российские объятия, из которых потом уже не смогла освободиться. На Кавказе Россия после долгого межэтнического конфликта получила под свой полный контроль две маленькие республики - непризнанные никем, кроме самой России и Никарагуа. В Прибалтике московских «собирателей русских земель» ожидала неудача: Латвия, Литва и Эстония ушли в ЕС и НАТО. Оставалась Украина – огромный лакомый кусок бывшего СССР. От которой Россия могла бы отрезать, минимум, восточные области и Крым...


Вам поводы надо? Их есть у меня!

Однако просто так взять и отрезать кусок территории в Европе уже давно нельзя. Даже Гитлеру понадобились причины для вторжения в Судеты и расчленения Чехословакии. Даже Гитлеру потребовалась создать повод для нападения на Польшу.

Российский президент Владимир Путин, которого известный международный журналист Савик Шустер сравнил с Адольфом Гитлером, повода влезть в Украину ожидал многие годы – и вот он появился. А может быть, Путин даже сам создал этот повод, увлеченно играя в геополитическую «монополию». Ведь в украинских событиях без участия России не обошлось с самого начала.

Это Кремль, наплевав на пункт 3 Будапештского меморандума, использовал мощнейшее экономическое давление, чтобы вынудить прежнюю украинскую власть отказаться от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Что вызвало в украинском обществе волну протеста, выплеснувшуюся на Евромайдан. Это в Кремле с самого начала называли сам Евромайдан «политическим заговором Запада», а его участников «хорошо подготовленными боевиками» - и призывали Януковича разогнать его силой, не считаясь ни с чем. Это Кремль отказался признать поражение Януковича даже тогда, когда западные державы уже признали новую украинскую власть – и до сих пор настаивает на легитимности свергнутого президента. И это Кремль сразу же начал выражать свою непонятную озабоченность «судьбой русскоязычного населения Украины» - которому, вообще-то, пока никто не реально не угрожал.

А затем, с 23 февраля по всему Востоку и Югу Украины прокатилась волна «антифашистских митингов». Организаторы которых срочно собирались население тревожными слухами о том, что в их города якобы движутся колонны львовских «бандеровцев» и «фашистов» - свергать памятники Ленину, захватывать власть и устраивать геноцид русскоязычного населения. На этих митингах тут же появлялись заранее приготовленные российские флаги, причем в больших количествах – хотя до этого они были экзотикой в городах Востока Украины. Тут же какие-то непонятные активисты призывали создавать дружины самообороны, собирали подписи в поддержку референдума об отделении Украины и призывали обраться к России за «помощью и защитой».

Наверняка старейшие жители Чехии могли бы узнать в этих событиях тот же самый сценарий, по которому в 1938 году Гитлер спровоцировал волнения среди Судетских немцев – которые затем обратились к Германии за помощью и защитой...



План Путина

В ситуации с Востоком Украины, у желающих «вернуть» его России, возникли две серьезные заминки. Во-первых, создать видимость «угрозы правам, здоровью и жизни» тамошнего русскоязычного населения так и не удалось. Кроме потасовки на митинге в Харькове, и пьяных драк «антифашистов», бурно отмечавших 23 февраля День защитников отечества, других «жертв националистического переворота» там не обнаружено. Поэтому у России до сих пор нет оснований оказывать там кому-то помощь и защиту автоматчиками и бронетехникой.

Во-вторых, ввод российских войск в Харьков или на Донбасс сам по себе стал бы резонансным международным событием – на которое пришлось бы как-то реагировать и Киеву, и Западу.

Другое дело – Крым. Российские войска уже находятся там с 1992 года, занимая несколько арендуемых у Украины военных баз и отдельных объектов, и нередко передвигаются от одного к другому на военной технике. Так что к российскому военному присутствию в Крыму все давно привыкли, и до недавнего времени на него уже не обращали особого внимания. Поэтому всё, что потребовалось россиянам – это выехать из своих частей, подъехать к расположенным недалеко украинским, и блокировать их с требованием капитулировать, сложить оружие и перейти на сторону «крымского народа».

Но для начала в Крыму была дестабилизирована общественно-политическая ситуация. Здание парламента и правительства автономии захватила группа неизвестных в военной форме без опознавательных знаков, вооруженных каким-то несколько устаревшим стрелковым оружием – которое так ни разу и не выстрелило. А главное, имеющих весьма далекое представление о военной тактике – что было хорошо видно по их нелепому, с точки зрения военных, поведения. Тем не менее, этим неизвестным, важно позирующим перед камерами, удалось фактически свергнуть в Крыму украинскую власть – после чего местные депутаты, пользуясь автономным статусом региона, решили сделать его еще более автономным от Киева.

Хотя в Крыму было всё совершенно спокойно, и никто так и не увидел ни одного «бандеровца» или «фашиста», местные пророссийские власти в хоре с московскими политиками и СМИ ни на минуту не прекращали истерику о некой угрозе жителям Крыма со стороны «ультранационалистических элементов». И люди, которые не имели возможности или желания пользоваться другими, более объективными источниками информации, верили в эту вздорную пропаганду.

Это напоминало панику во время знаменитой радиопостановки «Войны миров» Уэллса. Похоже, что в данном случае какие-то провокаторы в Крыму, синхронно с российскими телеканалами и российским МИДом, устроили грандиозную телепостановку «Захват Украины бандеровцами». Которая дала им повод устроить в Крыму спектакль «самозащиты русскоязычного населения», от имени которого все та же провокаторы обратились к Москве за «братской помощью». И она её немедленно оказала – начав фактическую оккупацию полуострова своими войсками.

Разумеется, в Кремле прекрасно понимают, что присоединить Крым к России буквально они не смогут даже при всем своем наплевательском отношении на международные правила. Однако у Путина есть проверенный «абхазский вариант»: под прикрытием российских военных Крым может провозгласить независимость – и станет еще одной полностью зависимой от Москвы «заморской территорией». Де-юре числясь самопровозглашенной независимой республикой, а де-факто являясь частью России.

Впрочем, в Государственной Думе России уже готов законопроект о «принятие в РФ в качестве нового субъекта части иностранного государства». В случае его принятия российская власть продемонстрирует, что она считает себя выше любых международных норм – и действительно пойдет на прямую аннексию Крыма. И, возможно, не зря германский канцлер Ангела Меркель выразила сомнение, что Путин «сохраняет контакт с реальностью».

Интересно, что буквально на следующий день сомнение в психическом здоровье Путина выразил новоназначенный губернатор Днепропетровской области, известный и влиятельный олигарх Игорь Коломойский:

«Мне не понятно, как украинцы и русские могут воевать. Учитывая - я скажу не дипломатично - шизофрению второго оппонента... У нас был один большой шизофреник, а там - шизофреник маленького роста. Он полностью неадекватен, полностью сошел с ума. Его мессианство, восстановление Российской империи 1913 года или СССР 1991 года может довести мир до катастрофы...»


Когда слова бесполезны

Впрочем, а что толку от того, что Гитлера тоже называли «бесноватым»? Его остановили не заявления политиков, а совместные действия ведущих держав мира. К сожалению, решившихся на эти действия уже слишком поздно: когда уже была расчленена Чехословакия, оккупирована Польша, затем Франция, Бельгия, Голландия.

Франция и Британское содружество объявили войну Третьему Рейху лишь 3 сентября, когда немецкие солдаты уже захватили Силезию. Но, даже начав войну на словах, они не спешили продолжить её на поле боя: вплоть до 10 апреля 1940 года никаких активных действий на Западной фронте не велось. Чтобы как-то развлечь своих скучающих солдат, французское военное министерство послало им в окопы 3 тысячи футбольных мячей и 30 тысяч колод карт. Как известно, завершилось это бездействие катастрофой Дюнкерка и оккупацией большей части Европы.

Сегодня, когда Россия, как один из гарантов безопасности Украины по Будапештскому меморандуму, нарушила свои обязательства, остальные два гаранта – Соединенные Штаты и Великобритания – тоже пока что ограничиваются лишь словами. Они «выражают озабоченность», «призывают Россию» и грозят ей не проводить в Сочи саммит G8, но не более того.

А тем временем в Крым прибывают все новые российские солдаты, которые берут под свой контроль украинские военные объекты – а из перебежчиков создается марионеточная «крымская армия». Москва же продолжает настаивать, что действует в рамках международного права и в интересах жителей Крыма, и призывает Запад «не покрывать захвативших власть украинских националистов». Тем самым показывая, что она не расположена вести диалог и искать компромисс. Долго запрягавшие русские не хотят останавливать своих коней.

В такой ситуации Украина, не имеющая боеспособной армии, пребывающая в послереволюционном хаосе, когда вся структура власти нарушена отставками, увольнениями и бегством должностных лиц, просто не сможет самостоятельно защитить свою территориальную целостность. Поэтому вариант аннексии Крыма пока что видится очень реальным сценарием. Возможно даже, его судьба уже решена – потому что Запад не захочет втягиваться в серьезное противостояние с Россией из-за какой-то там Украины. Возможно, он решит пожертвовать ею – как когда-то пожертвовал Чехословакией и Польшей. Мол, Украина без Крыма не умрет, не начинать же из-за этого третью мировую?!

Однако это будет большой ошибкой Запада. Во-первых, США и Евросоюз будут вынуждены признать, что не способны останавливать амбиции Кремля – что автоматически делает Россию не столько лидером международной политики, сколько эдаким Сашей Белым на международной арене. И кто знает, куда он решит вломиться в следующий раз, желая «вернуть русские земли»? В Прибалтику? В Польшу? В Финляндию?

Во-вторых, это поставит крест на самом принципе Будапештского меморандума – ядерном разоружении. Украина отказалась от своего ядерного арсенала, поверив в гарантии трех ведущих держав. И что же? Один из гарантов сначала не позволил ей сблизиться с Евросоюзом, а затем оттяпал кусок территории! Как думают в Вашингтоне и Лондоне, согласятся ли после этого на ядерное разоружение Иран или Северная Корея?