Вертолетное пике: как доводят до банкротства украинскую оборонку
29.05.2014 15:05
Украина тут – не исключение. Учитывая то огромное советское наследство, которое досталось нам после развала СССР, не удивительно, что в нашей стране всегда выстраивалась очередь из желающих «правильно» распорядиться его остатками.

И, обратите внимание, ни одно назначение на руководящую должность в «оборонку» (будь то «Укрспецэкспорт» или «Укроборонпром») не происходит публично – все делается по-тихому. Ведь деньги, как известно, любят тишину. Правда, иногда вызывают больше скандалы. Это доказывает наше сегодняшнее расследование.

Лакомый кусок

Например, есть такая структура с длинным названием - Государственное предприятие Конотопский авиаремонтный завод «АВИАКОН». Как сообщает его сайт, работает завод с 1931 года. Основной вид деятельности – ремонт вертолетов.

Работы у «Авиакона», на самом деле, немало – учитывая количество старой техники у нас на вооружении. К тому же, государство систематически подкидывает заказы этому предприятию.

Так, в 2012 году завод заключил договор по капитальному ремонту вертолетов Ми24 – на 79,1 млн. грн. В том же году «Авиакон» получил первый заказ на изготовление 18 отечественных вертолетов Ми-8. Сумма контракта – 60 млн. гривен.

Причем, это лишь часть от общего количества заказов. Дальнейшие планы были поистине наполеоновскими – отдельные чиновники заявляли даже о том, что госпредприятие сможет в течении нескольких лет увеличить оборот в три раза – до 1 млрд. грн. А в 2014 году грозились выпустить аж 40 вертолетов. Судя по всему, не сложилось…

Причина довольно банальна, как и все в нашей стране – коррупция и незаконные схемы. Оказалось, что отечественная оборонка живет по тем же законам, как и остальной бизнес в Украине. И если ушлый руководитель может довести до банкротства, например, завод по производству лопат, чтобы приватизировать его за бесценок, то, что мешает такому же человеку прибрать к рукам вертолетный завод? Как говорится, было бы желание.

В оборонке провести незаконные схемы, наверное, даже проще. Ведь сфера сама по себе непубличная, а, в целом, даже секретная. Да и деньги крутятся в ней немалые. Большой завод? Не вопрос. Как пишут сами работники «Авиакона» на конотопском форуме, «приводили к банкротству и более крупные предприятия. Так что это уже давно откатанный механизм…».


Старая дружба

Главным по «катанию», сообщают знающие люди, был Алексей Николаевич Енин. Он – в прошлом многолетний директор этого предприятия, человек, крепко державший завод в своих руках.

Если вбить в поисковик Гугла его данные, вам выдадут несколько пафосно-патриотичных интервью о том, как нужно спасать отечественное вертолетостроение и какие у него перспективы. Тихий, скромный управленец…

Но, по нашей информации, этот милый человек на самом деле не так прост, как хочет показаться. У него были большие планы... По крайней мере, факты свидетельствуют об обратном.

И, к примеру, одно из косвенных свидетельств его «непростоти» - давние отношения с хозяином Запорожья (как часто его называют) Вячеславом Богуслаевым - Доверенное лицо кандидата на пост Президента Украины Виктора Януковича в 2004—2005 гг. и на выборах Президента Украины 2010 года. Народный депутат Украины 6-го созыва (с ноября 2007) от Партии регионов, № 11 в списке. Этот 75 летний дедушка – яркий представитель плеяды влиятельных «красных директоров». Он – Президент «Мотор Сич», одного из ведущих предприятий в мире, которое занимается авиационной продукцией.

«Мы делили апельсин…»

Именно с Богуслаевым «плотно работал» Енин. Схема, опять же, была проста, как двери – довести «Авиакон» до банкротства, чтобы потом его спокойно могли приватизировать структуры партнера, где для Енина, кстати, даже была подготовлена доля.

Примеров «успешного» сотрудничества «Авиакона» и «Мотор Сич» - немало. Правда, успешным его можно назвать с большой натяжкой – для государственного предприятия оно наоборот приносило одни убытки.

Так, например Енин, пользуясь лицензией «Мотор Сич» на экспорт/импорт военной техники, обходил процедуру государственного контроля цен. В результате, на завод не доходило 30-40 % от рыночной стоимости.

К примеру, перед своим увольнением Енин на Авиаконе отремонтировал 5 вертолетов, которые поступили от ОАО «Мотор Сич». Вот только цену за их ремонт выставили крайне низкую – 540 тыс. дол США. Мол, скидка для внутреннего заказчика… На самом же деле, вертолеты предназначались для иностранцев и рыночная цена такого ремонта на тот момент составляла 800 тыс. дол США.

Дальше – простая математика: неучтенные 260 тыс. долларов с каждого вертолета умножаем на 5 (их количество). Получается – 1 млн. 300 тыс. долларов отката. И это, подчеркнем, на одном только заказе!

При этом сам директор «Авиакона» часто жаловался на жизнь и отсутствие поддержки со стороны государства. Хотя в реальности заказы уводились на другие аффилированные фирмы Енина – в Канаду “Келовна” (где работает его сын) и ОАЭ, куда Енин вывез лучших работников и оборудования завода. Остальные сотрудники еле сводили концы с концами, ведь количество рабочих дней сначала уменьшилось до 4 в неделю, а потом и вовсе до 3 при этом по понятным причинам при наличии запросов от заказчиков пренебрегая мнением рабочего коллектива, отказывался принимать в ремонт отдельные агрегаты!


Это была целенаправленная стратегия на банкротство предприятия и его дальнейшую приватизацию. Енину не хватило буквально полгода, чтобы реализовать свои планы…

Доходило до смешного – уже подписанные иностранные контракты банально не выполнялись. Да и заключались они, откровенно говоря, черт знает как.

К примеру, еще в 2008 году был подписан контракт с «Укрспецэкспортом» на ремонт египетских вертолетов, которые никто даже не осматривал предварительно. В итоге, один из них… не отремонтирован до сих пор – там фюзеляж невозможно восстановить в принципе. Стоит ли говорить, что это вызвало международный скандал и потерю делового имиджа украинского завода? Да и про стратегический рынок сбыта не только по ремонту вертолетов, но и по другим направлениям, тоже пришлось забыть...

Конечно, было много недовольных таким положением дел, но лишних вопросов на эту тему на заводе никто не задавал. Особенно после того, как в том же 2008 году во время командировки в гостинице Каира погиб сотрудник «Авиакона» – при очень странных обстоятельствах.

Пропавшая техника

В конце концов, все вышеизложенное привело к тому, что деятельностью Алексея Енина заинтересовалась СБУ и он вынужден был по быстрому уволиться, чтобы избежать уголовного наказания.

Уже после увольнения была произведена инвентаризация вертолетов, находящихся на балансе «Авиакона» по результатам которой выявились – огромные! Недостачи!

Например, просто испарились 12(!) главных редукторов ВР-2 с вертолетов Ми-2, вертолетные двигатели ГТД-350, лопасти рулевого винта вертолетов, радиостанции, разнообразные блоки, датчики, кнопки, другое оборудование… Все это, скорее всего, «по дружбе» оказалось на складах Богуслаева – для модернизации вертолетов Ми-2 на «Мотор Сич». Ориентировочные потери для предприятия из-за этого составили 3,2 млн. долларов.

Сейчас заводом руководит Анатолий Буцан – бывший зам Енина по производству и снабжению. Он, кстати, крепко несет знамя своего недавнего шефа. В частности, делал все, чтобы завод приватизировала Мотор Сич.

Но работал Буцан с разными структурами главное что б отдавали откаты, а за ето он шел на встречу любому и любым путем, а чуствовать себя так уверено и комфортно небоясь ничего в ето врямя в нашей стране можно было только одним путем когда была хоть какая то связь с “семей”. Так, во время последних событий на Майдане, в гостиницу завода заселили «титушек». И распоряжение по данному вопросу давал лично директор – ведь кроме него никто не обладал полномочиями для такого решения. В общем, дело Енина жило и процветало.


Возвращение Будулая?

Кстати, сам Алексей Енин недолго сидел без работы – практически сразу после увольнения он ушел развивать вертолетное направление на… «Мотор Сич»! Там, правда, видимо, не успел перестроиться с развала на созидание – его достаточно быстро от туда «попросили» на выход, после того, как Енин несколько раз был пойман на том, что хотел обмануть нового партнера и по откатаной схеме увести деньги на свою канадскую фирму возглавляемую его сыном.

И, судя по всему, так бы все и забыли об этом человеке, если бы в стране не поменялась власть. Ведь это раньше он был «схемщик» и коррупционер, а сегодня – жертва режима. Именно в таком статусе пытается представить себя Алексей Енин, чтобы стать мером города!

Удастся ли ему реализовать свои планы и отстоять свого приемника Буцана и довести свое дело до конца, прогнозировать сложно. Зато не сложно представить, чем обернется для государства его новое назначение – факты, изложенные в этом расследовании, достаточно ярко это иллюстрируют.
Сергей Иртеньев
СпецКорр