Критика национального либерализма Виктора Ющенко
24.09.2004 09:27
...авторами феномена Виктора Ющенко как «политического типажа» постсоветской эпохи. В исследовании не ставится задача разобрать частную жизнь и личные качества персонажа, человека заочно симпатичного авторам.

Глава вторая. Критика Ющенко как политического деятеля

Герой в зарисовках

Как говорил один мудрый китаец, в капле росы, текущей по листу лотоса, отражается небо. В рамках избранного ими жанра авторы вправе, не подвергая скрупулезному исследованию всю политическую карьеру своего героя (что делали и делают другие), выделить некоторые, пусть и произвольно взятые, нюансы его деятельности и жизни (черты, поступки, высказывания) и построить свою критику именно на этом материале. В конце концов, данное эссе – не социологическое исследование, а художественное произведение, и авторы вправе полагаться на свой вкус, а не на логику.

Итак, в качестве существенных нюансов для нашего исследования берём следующее: место рождения Виктора Ющенко, его малую Родину – Сумскую область, одно высказывание Виктора Ющенко в адрес СДПУ (о) – о морских свинках, честность Виктора Ющенко – он не вор и не мошенник, бездеятельность Виктора Ющенко в качестве оппозиционера, неприхотливость Виктора Ющенко в повседневной жизни.

Сумской «западник»

У человека, как правило, есть две Родины: большая – его страна, и малая – место, где он родился и вырос. Первая Родина связывает его с народом своей страны, делает гражданином. Вторая – изначально формирует его личность, взгляд на вещи, базовые убеждения и предпочтения. Человек может, пройдя свой жизненный путь, поменять взгляды и вкусы, но всё равно где-то внутри него сидит тот изначальный «местечковый человечек», сын малой Родины. Примеров тому масса: Декарт, всю жизнь поддерживающий духовную связь с милой ему Южной Францией; прусак Бисмарк, индийский бойскаут Киплинг, волгарь Шаляпин и т.д. Все эти люди проделали колоссальный путь от своих местечек до мировой славы, но в каждом из них (в их личности, в их манере и стиле) остался «местечковый человечек» без которого их слава была бы выхолощенной – неживой и абстрактной. Историю делают живые люди, а не абстрактные носители тех или иных идей. Человек, развиваясь, должен честно ответить сам себе на вопрос: как он «нынешний» соотносится с тем «вчерашним», другим человеком.

Посмотрим на нашего героя с этой точки зрения. Виктор Ющенко родился в деревне Хоруживка Сумской области, окончил среднюю школу в г. Сумы. Дальнейшая жизнь молодого человека связана с Харьковом, где он учился в ВУЗе и начинал свою карьеру. Харьков и Сумы – Восточная Украина. Здесь авторы вынуждены сообщить читателю правильную банальность: специфика этой земли в том, что там никогда не было украинского национализма. В Восточной Украине украинцы и русские всегда мирно сосуществовали и считали себя советскими людьми. Их жизнь напрямую была связана с советской макроэкономикой: наукой, тяжёлой промышленностью, коллективными формами ведения сельского хозяйства, советской госслужбой. Как в таких условиях мог появиться рафинированный западник Виктор Ющенко, либерал, поддерживаемый украинскими националистами? Да он и язык-то украинский выучил, скорее всего, впоследствии, – не было у него необходимости в знании украинского языка: в Сумах и в Харькове говорят на русском. Или он из диссидентской семьи? Так нет, вроде, обычный советский парень.

Чтобы не быть понятыми неверно, авторы сразу заявляют: они не сомневаются в искренности нынешних убеждений Виктора Ющенко. Вопрос не в этом, а в том, как он пришёл к своим нынешним убеждениям. Где путь? Нет пути.

О морских свинках

Вот известное высказывание В. Ющенко в адрес СДПУ(о): социал-демократы имеют такое же отношение к социалистам и к демократам, как морская свинка к морю и к свиньям. Сказано, что называется, не в бровь, а в глаз: эсдеки попытались приватизировать левый брэнд, и изо всех сил стараются быть левоцентристской партией, пока – без особого успеха. В Украине вообще плохо обстоит дело с политической самоидентификацией.

А сам наш герой разве не без греха в этом смысле? Разве он либерал без страха и упрёка? Или Виктор Ющенко и сам меряет старые рыцарские доспехи как идальго из Ламанча, не зная, ждёт его то ли судьба странствующего рыцаря, то ли шута горохового. В нынешней симуляционной политической реальности Украины никто не знает, кем он может стать завтра. Простой пехотный капитан может назавтра проснуться генералом, через месяц – стать первым консулом, а через полгода – императором.

В такой ситуации любое высказывание, фиксирующее статус-кво оппонента может вернуться бумерангом. Говоря евангелически: сам не без греха. А простонародно – у самого рыльце в пушку.

Честный муж американской миллионерши

Виктор Ющенко знаменит многими крылатыми выражениями. Как-то наш герой изрёк: нет ни левых, ни правых, есть те, кто ворует и те, кто нет. Черта Виктор Ющенко, которая нарочито подчёркивается его окружением – он честный человек, ни в каких афёрах не замешан, такой гражданин имеет моральное право идти во власть. Это так, Виктор Ющенко человек честный и, при этом… ни в чём не нуждающийся. Хорошее сочетание для политика, скажем без всякой иронии. Он будет действовать в интересах общества, поскольку его не будет ограничивать в этом ни корысть, ни нужда.

Виктор Ющенко бизнесом практически не занимался: был главой Нацбанка, затем – премьером, затем – политиком, денег не воровал. Откуда его личное материальное благополучие? Ларчик открывается просто: жена Виктор Ющенко, Екатерина – урождённая Чумаченко – гражданка США, американская миллионерша. Здесь авторы приносят свои извинения супругам Ющенко, т.к. вынуждены были вторгнуться в их частную жизнь.

Чтобы не быть понятым превратно, сразу оговоримся: дело не в том, что В. Ющенко женат на американской миллионерше и не в том, что он честный человек. Дело в том, что педалировать тему честности политика, который живёт на «белые» американские деньги в стране, где порядка четверти населения находится за чертой бедности, мягко говоря, некрасиво.

Виктор Ющенко – политический даос

Виктор Ющенко, по мнению многих экспертов как украинских, так и западных, был хорошим премьером. В период его правления: выплачены долги по пенсиям, вице-премьер Юлия Тимошенко начала разбираться с теневыми схемами транзита газа, был пополнен бюджет за счёт изъятия средств, незаконно присвоенных олигархами, начался экономический рост. И при этом, наш герой был премьером всего лишь семнадцать месяцев. Слов нет, – мужчина, сильный энергичный политик, побольше бы таких.

И вот уже более трех лет Ющенко – публичный политик, лидер парламентской оппозиции, один из самых «проходных» кандидатов на пост президента Украины. Что он сделал за эти три года? Ничего кроме слов. Удивительно!

Можно конечно сказать, что не было у нашего героя возможности себя проявить, не было у него рычагов влияния – все рычаги приватизировала «партия власти». Если так, то Виктор Ющенко – не публичный политик, а функционер. Политик, который не может инициировать и возглавить реальное социальное действие, сделать его фактором политической жизни, не может считаться политиком. И уж тем более такой политик не может быть революционером: опираясь на административные рычаги, нельзя создать новое государство.

Наше гипотеза, объясняющая бездействие Виктор Ющенко в качестве лидера оппозиции– он исповедует даосизм. Пусть разные политики (левые и правые, честные и продажные, красные и зелёные) дерутся как тигры в долине. Ющенко сидит в позе лотоса на горе Хао Шань и ждёт, когда все тигры кроме последнего погибнут, а последний – обессилит. Хорошая стратегия, но только можно ведь и не дождаться.

Скромность украшает?

О Ющенко доподлинно известно: он – очень скромный, открытый и неприхотливый человек. Об этом говорит пресса, друзья нашего героя, просто непредвзятые люди, которые с ним встречались и, конечно, жена Виктора Ющенко. Что ж, скромность украшает человека.

А украшает ли она политика? Частная жизнь человека может быть таковой, а может стать публичной, превратившись в PR. В последнем случае речь уже идёт уже ни о личных качествах человека, а о качестве исполнения им взятой на себя роли. Однажды знакомый одного из авторов настоящего эссе, КМС по горным лыжам, так прокомментировал телевизионный сюжет о катании В. Путина на лыжах: «Вот чайник!».

А Ющенко, насколько он и его окружение красиво играет «скромнягу парня»? Слово жене Виктора Ющенко: «Помню, я приготовила очень хороший ужин: паштет, мясо, студень... Пригласили Ивана Степановича Плюща. Он (т.е. Виктор Ющенко – авторы) приехал, посмотрел на это, раскритиковал все и послал водителя за огурцами, помидорами, колбасой и хлебом. Это они и ели!». Что тут скажешь, тяжело быть скромным, накладно.

Портрет героя. Самоопределение «от противного»

Каковы убеждения Виктора Ющенко? Попробуем определить от противного, опираясь на заявления нашего героя и практику его политической деятельности.

Итак, Ющенко: не левый и не правый (никогда себя не отождествлял ни с теми, ни с другими, наоборот – от всех отмежёвывался); не имеет за пределами своей партии ни друзей, ни врагов (со всеми равно вежлив и от всех равноудалён); не имеет какой-либо ясно артикулированной внешнеполитической доктрины (де-факто он разделяет концепцию многовекторности Кучмы: и не с Россией до конца, и не с Европой до конца, и не опираемся только на собственные силы); не выступает за какой-то конкретный уклад в области экономики, и, прежде всего, не имеет ответа на вопрос: что делать с незаконно приватизированной общенародной собственностью (то ли произведёт реституцию, то ли передаст другим, «хорошим» олигархам, то ли оставит всё как есть)?

И так по всем вопросам, чего не коснись. Ющенко – просто человек-невидимка (точнее политик-невидимка), он как Сократ – знает, что ничего не знает. Идти за таким политиком можно, только слепо в него веря, – ведь он не говорит, куда ведёт.

А какой Ющенко либерал?

Вопрос можно задать иначе: а либерал ли Ющенко? По риторике, изложенной в его предвыборной программе, вроде бы да. Он за защиту прав граждан, за создание новых рабочих мест, за развитие рынка. И в то же время Ющенко – за понижение кредитных ставок и за приоритет финансирования социальных программ, а это – уже социал-демократические, а не либеральные лозунги. Однако, наш герой – всё же либерал: хочет уменьшить налоговые ставки, намерен вести борьбу с коррупцией, в целом – за ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность.

Вот только в ющенковской программе отсутствует неизбежный для украинского либерала-революционера призыв к гражданам: затянем пояса сегодня ради будущего. Реформы, которые предлагает В. Ющенко нельзя осуществить мановением волшебной палочки, они требуют от граждан жертвы, про которую наш герой ничего не говорит. Тут возникает одно из двух предположений:

- Ющенко намеренно не публикует непопулярную часть своей реальной программы, чтобы не отпугнуть избирателя. Тем не менее, она имеется и будет осуществлена на практике.

- Предвыборная программа Ющенко – набор популистских лозунгов, а не реальный проект его будущей деятельности в качестве президента Украины. Она нужна только для выборов. В то время как проекта деятельности у него просто нет.

А в результате, мы так и не знаем, какой Виктор Ющенко либерал, и либерал ли он вообще?

Резюме второй главы

Если мы только не согласимся с утверждением, что Виктор Ющенко – либерал ниоткуда, т.е. он, видимо, таковым и родился (или, как вариант: послан в Украину инопланетным разумом) и долго это скрывал, выжидая момент, который так до конца ещё и не наступил, то нам придется сделать ряд фиксаций:

1.Виктор Ющенко – либерал только лишь по самоидентификации, всё остальное в его «либерализме» подлежит сомнению, он не приложим ни к политической действительности современной Украины, ни к реальной общественной деятельности, которая у нашего героя попросту отсутствует.

2.Виктор Ющенко – занимается не политической деятельностью, которая у него всегда в будущем (наступит таковое или нет - неизвестно), а собственным имиджем. Здесь ему нет равных, хотя порой окружению нашего героя отказывает вкус и чувство меры.

3.Открытым остаётся один вопрос: есть ли у революционного либерализма будущее в Украине? На него авторы постараются ответить в заключительной части своего исследования.

Константин Помренин
Петр Милосердов