Одесская трагедия и тест на зрелость новой власти
19.08.2014 12:24

Чем больше времени проходит после Одесской трагедии, тем меньше о ней вспоминает официальный Киев. Разумеется, все списывается на то, что на востоке Украины идет фактическая война, где каждый день гибнут люди. Однако для самой Одессы, особенно для родственников погибших, очень важно, чтобы виновные - настоящие виновные! - были установлены и понесли наказание.

Напомним некоторые подробности того трагического дня. 2 мая в Одессе должен был состояться марш «За единство Украины», приуроченный к футбольному матчу между «Черноморцем» и харьковским «Металлистом». Футбольные фанаты обеих команд известны своими, мягко говоря, ярко выраженными симпатиями единству Украины. Марш перед началом матча был запланирован на Соборной площади и собрал, по крайней мере, 2000 человек, включая болельщиков обеих футбольных команд, активистов Правого сектора, членов так называемой «Самообороны» и других «патриотов». Правый сектор и отряд самообороны (о чем говорится в отчете ООН) были в шлемах и масках и вооружены щитами, топорами, деревянными и металлическими палками. У некоторых имелось огнестрельное оружие. Участники марша собирались двигаться в направлении Куликового поля, где расположился так называемый антимайдан. В результате столкновений и пожара в Доме профсоюзов, по официальным данным, погибло 48 человек и пострадало более 200. По неофициальным – в разы больше.

В те дни Украина была шокирована происшедшим, а власть и правоохранительные органы пообещали в кратчайшие сроки найти и наказать виновных. В частности, тогдашний и.о. генпрокурора Олег Махницкий громко заявил, что берет дело под свой личный контроль, пообещав, что ГПУ даст правовую оценку действиям каждого, кто стоит на пути объективного выяснения причин трагедии. 13 мая Верховная Рада приняла решение о создании временной следственной комиссии по расследованию обстоятельств смерти граждан в Одессе, Мариуполе и других городах Донецкой и Луганской областей.

Но действия правоохранителей были хаотичными, некомпетентными и непрофессиональными. Во-первых, сразу же после трагедии они заявили о том, что большинство погибших, названных профедералистскими активистами, неместные. Но очень быстро выяснилось – все они были из Одессы. Во-вторых, в организации массовых беспорядков узрели «российский след» и принялись обвинять в причастности к ним кого ни попадя, в частности, руководителей из прежнего Кабмина.

Одного этого достаточно, чтобы говорить о вопиющей некомпетентности МВД, ГПУ и СБУ. Во-первых, существует такое понятие «тайна следствия», поэтому обнародовать имена подозреваемых на первой стадии расследования - крайне непрофессионально. Тем более, публично называть имена якобы организаторов, если следствие еще не закончено, и дело не передано в суд. Власть, судя по всему, стремилась свалить на бывших чиновников все смертные грехи, чтобы выглядеть в глазах общественности Д’Артаньянами, не испортить свой имидж в глазах участников Майдана и попытаться оправдать их доверие.

Весьма странная история вышла с отчетом ООН относительно одесской трагедии. СМИ опубликовали информацию о том, что ООН заподозрила в причастности к событиям российские спецслужбы. Позже выяснилось, что все это «трудности перевода». Кто-то якобы очень спешил и неправильно истолковал текст. На самом деле в отчете ООН даже и близко не говорится о «российском следе». Напротив - отчет подробно повествует о том, что произошло, по каким статьям были возбуждены уголовные дела, сколько людей задержали, в какие места заключения они были помещены. Указывается на то, что заключенные жаловались на условия задержания, а также на то, что правоохранительные органы прибегли к незаконным действиям с целью воспрепятствования своевременного доступа задержанных к адвокатам. В докладе ООН как раз указывается, что внешние силы не имеют к этой трагедии никакого отношения.

Появляется ощущение, что неправильный перевод о «российском следе» был сделан намеренно. Кто-то во власти очень хотел, чтобы организаторами считали Москву и бывших украинских чиновников. Как стало проясняться позже, причастны к трагедии вовсе не спецслужбы соседнего государства. Настоящие виновники, скорей всего, находятся в Украине. Более того, они представляют новую власть, взобравшуюся в кресла на Грушевского на революционной волне.

Первым заподозрил об этом глава временной парламентской комиссии Антон Киссе. Он заявил о том, что события в Одессе его комиссией расследованы на 60%, однако милиция при этом выполнила только 7% от необходимого объема работы. Но важно то, что тормозят расследования нынешние чиновники. В частности, тогдашний секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий, который является членом комиссии, по словам Киссе, ни разу на заседании не присутствовал. Между тем, у комиссии есть ряд вопросов к Парубию: что за совещание он проводил в Одессе накануне трагедии? Кто на нем присутствовал? Какие поручения раздавались? Нет ответа на очень важный вопрос: если силовики владели информацией о готовящихся беспорядках и провокациях, почему не приняли адекватных мер для предотвращения жестоких столкновений?

Оказалось, что накануне массовых столкновений в Одессе Парубий был в городе и провел с представителями местной власти совещание. Подробности разговора с одесскими чиновниками он под разными предлогами сообщать отказывался. Однако всплыли факты о том, что речь шла о том, как разогнать антимайдан в Одессе, при этом свалив всю вину на бывшую власть и Кремль. Собственно, как еще объяснить «бездействие» милиции во время столкновений, а также то, что правоохранители фактически способствовали разжиганию противостояния? Это косвенно подтвердил бывший замначальника областного УВД Дмитрий Фучеджи, сбежавший после трагедии: центральная власть Украины была заинтересована в том, чтобы столкновения между сторонниками единой Украины и активистами федерализации произошли - в таком случае Киев получал железный повод для разгона одесского антимайдана.

Но «хитрый» план новой власти провалился и привел к массовым жертвам. Именно поэтому следствие практически не велось, иначе очень быстро стало бы ясно, что организатором беспорядков выступила новая власть, получившая государство из рук Майдана. Узнав обо всем этом, украинцы не только усомнились бы в доверии властям, но и вполне могли бы вновь выйти на улицы с протестами. Чего, разумеется, очень боятся люди, занимающие высокие кабинеты на Печерских холмах.

Кроме того, выяснилось, что в массовых столкновениях в Одессе был заинтересован губернатор Днепропетровской области, владелец группы «Приват» Игорь Коломойский. Конечно, доказать это трудно. Но сразу же после случившегося на место губернатора Одесской области был назначен близкий к Коломойскому человек, народный депутат Игорь Палица. Как считают эксперты, известный олигарх имеет большие виды на Одесскую область. Он хочет прибрать к рукам Одесский нефтеперерабатывающий завод и поучаствовать в приватизации Одесского припортового завода.

После того, что всплывает сейчас о Коломойском во всех СМИ, в такую версию верится охотно. Магнат, провернувший огромное количество незаконных сделок с нефтью, прикрываясь помощью АТО, еще тогда, в мае, явно планировал прибрать к рукам не только Днепропетровскую, Одесскую, но и Николаевскую, Запорожскую и Херсонскую области. Не говоря уже о том, что он оказывает большое влияние на восток Украины. Оба указанных одесских завода для Коломойского – клондайк. Он будет контролировать приличную часть нефтеперерабатывающей отрасли в Украине, а ведь ему уже принадлежит Кременчугский НПЗ. Цена вопроса – миллиарды гривен. То же самое можно сказать и припортовом заводе, производящем аммиак и другую химпродукцию, которая экспортируется в более, чем в 30 стран мира. Завод считается одним из лучших производителей удобрений среди стран СНГ. Таким образом, Игорь Коломойский постепенно начнет, что он уже частично и делает, контролировать киевскую власть и диктовать ей свои условия. Очевидно, Одесская область – одна из первых ступенек.

Впрочем, возможно, его удастся остановить, и правда о трагедии, случившейся 2 мая в Одессе, будет установлена. Особенно после того, как Андрея Парубия президент Петр Порошенко отправил в отставку. Да и судя по тем же заявлениям ООН и настроениям общественности, замять дело не удастся. Как известно, недавно глава мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Армен Арутюнян заявил, что расследование событий, произошедших в Одессе, по мнению ООН, затягивается. Не считаться с мнением ООН официальный Киев, декларирующий свою демократичность и приверженность европейским ценностям, не может. Поэтому будет вынужден активизировать расследование.

В начале августа генпрокурор Украины Виталий Ярема призвал ускорить расследование одесских событий. Он напомнил, что по результатам служебной проверки было решено освободить от должностей и перевести на другую работу прокурора Одесской области, почти всех его заместителей, а также ряда руководителей структурных подразделений.

«В этом контексте хотел бы обратить внимание на необходимость скорейшего принятия законного процессуального решения в уголовном производстве по фактам трагических событий в Одессе в начале мая этого года», - отметил глава ГПУ.

Суть в том, что украинская власть должна сама быть заинтересована в том, чтобы истина в одесской трагедии была установлена. Одесса 02/05 – это своеобразный тест на соответствие декларируемым целям: борьба с коррупцией, продажными чиновниками и бандитами, рвущимся к власти, которых зимой этого года снес Майдан. Представители нынешней власти должны показать Украине, что не боятся вершить правосудие даже над своими соратниками, если они пошли на преступление. Перед законом должны быть все равны. Только так власть докажет, что достойна оказанного ей народом доверия.