Жить или не жить?
27.09.2004 12:47
...извещение о долгах «Мрии» — учреждения Петра Порошенко. Появившуюся в Интернете «жареную» тему вмиг подхватили журналисты, и к вечеру пятницы не оставалось издания, которое хоть строчкой не упомянуло бы об этом. Однако в пятницу в борьбу вступила «тяжелая артиллерия» — небезызвестный и славящийся своими наездами отечественный канал, тоже, к слову, принадлежащий господину Порошенко, с достойным восхищения упорством «отбеливал» банк. Мол, все это — поклепы, порочащие не только учреждение, но и банковскую систему страны в целом. И за такое, утверждали с экрана, отвечать надо. Призывы экспертов порошенковского канала касались не только газетчиков — заодно припугнули даже онлайн-издания и Нацбанк, уполномоченный «следить» за отраслью. И вот что в ней происходило.

Не так давно много шума своим провалом наделал банк «Аллонж», о деятельности которого обществу известно очень немного. Он был зарегистрирован в 1993 году, и все это время уверенно держался «в тени». Что, правда, не мешало этому «середнячку» в 2003-2004 году гарантировать вкладчикам национальной валюты очень аж 21% прибыли на вклад. Такое нововведение, естественно, привело к тому, что буквально за год количество привлеченных средств серьезно возросло. В момент, казалось бы, безоблачного благополучия, грянул гром — Нацбанк объявил о ликвидации «Аллонжа». Возмущенные вкладчики измучили звонками не только специалистов банка и НБУ, но и редакции центральных изданий, милицию и даже Министерство финансов.

Тигипко, руководитель НБУ, оставался непреклонен — ликвидировать. И даже более того — по его словам, уже назначен и ликвидатор: физическое лицо, независимый эксперт Вадим Настоящий. Столь радикальная мера потребовалась в связи с нарушением банком нормативно-правовых актов Нацбанка, значительной потерей активов и доходов и наступлением признаков неплатежеспособности банка. НБУ назвал 14 экономических нормативов, нарушение которых стало причиной решения о ликвидации банка. Попросту говоря, суть действий руководства банка «Аллонж» в том, что они, по мнению НБУ, имея недостаточный объем собственного и привлеченного (принадлежащего вкладчикам) капитала, раздали слишком много денег под кредиты с повышенным риском невозврата. Что, судя по всему, и случилось.

Возле испускающего дух банка тут же возник призрак «ПриватБанка», руководство которого заявило о намерении разобраться с вкладами граждан и их обязательствами. Тигипко не протестовал — за «Аллонжем» стояли мелкие бизнесмены, а сам банк, по данным из неофициальных источников, являлся «карманным» для двух небольших компаний из Восточной Украины. И только собрался Тигипко передавать полномочия на банк «Привату», как всплыл другой факт — с 27 января текущего года «банк Аллонж» переведен в категорию временных участников. Об изменении статуса банка Фонд, в соответствии с законом «О фонде гарантирования вкладов физических лиц», дал информацию в газете «Урядовый курьер» от 4 февраля. Это значит, что по вкладам, сделанным после указанной даты, Фонд ничего выплачивать не обязан. Отработанная схема, не так ли? И для того, чтоб не расшатать и так хлипкое доверие к банковской отрасли, НБУ заявил, что банк «можно вернуть к жизни путем инвестирования». Говорят, и тут не без «Привата».

Вслед за «Аллонжем» с банковской карты Украины может исчезнуть «нашеукраинский» банк «Мрия», «папой» которого является депутат Петр Порошенко. По некоторым данным, на днях вступило в действие решение Дарницкого районного суда Киева по иску вкладчика АКБ «Мрия», которым признаны незаконными дополнительные восьмой и девятый выпуски простых именных акций АКБ «Мрия». Недействительными также признаны свидетельства о регистрации выпуска акций № 110/1/03 от 12.03.03 и № 195/1/04 от 14.04.04, выданные Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. И это еще не все: данное решение обязывало ГКЦБФР аннулировать свидетельства о регистрации дополнительных восьмого и девятого выпусков акций АКБ «Мрия» и выдать новое свидетельство о регистрации выпуска акций в размере, действовавшем до проведения АКБ «Мрия» дополнительных выпусков акций на общую сумму 13 493 185, 70 грн.

Что это означает для «Мрии»? В соответствии с действующим законодательством, для банков, которые осуществляют свою деятельность на территории всей Украины, размер уставного капитала должен составлять 5 миллионов евро (около 32 450 000 грн.). Отмена последних двух выпусков акций привела к тому, что уставной капитал АКБ «Мрия» уменьшился с 61 251 062, 00 грн. на 47 706 595,3 грн. и составляет 13 544 466,70 грн. То есть, его размер значительно меньше установленного минимального. А это, в свою очередь, ставит под сомнение дальнейшее существование и деятельность банка, ведь уменьшение акционерным обществом уставного капитала ниже установленного законом имеет следствием ликвидацию общества.

Вот-вот закончится ликвидация еще двух «грешников» — столичных АКБ «РостокБанка» (его связывают с экс-премьером Виталием Масолом; вкладчики же перешли в черновецкий «Правэкс») и «Креди Свисс Ферст Бостон» («родом» из Швейцарии, с местными бизнесменами не связан и после ликвидации может сохранять представительство). Оба банка признаны убыточными. Из Государственного реестра банков Украины исключены николаевский «МикКомБанк», который принадлежит местным бизнесменам и симферопольский «Интерконтбанк» — по слухам, созданный местной «сейлемовской» группировкой.

Всего же, как сообщили в Нацбанке, в процессе ликвидации находится 21 банк, из них 14 банков ликвидируются по решению НБУ, 6 банков — по решению хозяйственных (арбитражных) судов и 1 банк — по решению собрания акционеров (собственников) банка. Всего же в Госреестре банков значатся 183 учреждения, из них 159 имеют лицензию Национального банка Украины на банковские операции. С начала текущего года зарегистрированы 6 банков. И у банков, как видим, «демографическая ситуация» кризисная. Правда, специалисты не особо расстраиваются по этому поводу, — мол, лучше меньше, да надежнее. А решающее слово в историях с теми, в чьей надежности засомневались специалисты и общественность, скажет Нацбанк. Ждать осталось недолго…