Будет ли развязка у одесской «черной пятницы»?
21.08.2014 09:17

Печальные события, имевшие место в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года и вскоре попавшие в категорию террористических актов, вызвали весьма ощутимый резонанс. Сказалось количество жертв, сгоревших заживо в мирном портовом городе. Украинское руководство, в частности, Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) немедленно отреагировали, выразив всю свою обеспокоенность и возмущение и заверив общественность, что расследование не дадут замять и пообещав в кратчайшие сроки пролить свет на события «черной пятницы».

 

Тогдашний секретарь этого ведомства Андрей Парубий, заявил во всеуслышание, что все «заварушки» в юго-восточных регионах Украины, в том числе  в Одессе, устраивают пророссийские активисты, которые собирают на местах Антимайданы и нападают на несогласных.

 

Созданная для расследования пожара в Доме профсоюзов комиссия озвучила вывод, суть которого сводилась к тому, что в гибели людей виновато руководство МВД области вместе с уже ставшим знаменитым Дмитрием Фучеджи и тогдашним губернатором Владимиром Немировским - а покровительствовал всему этому лично Андрей Парубий.

Учитывая то, как в Украине «заминаются» дела, эти умозаключения комиссии так и канули бы в лету, но один из членов этой комиссии, Николай Скорик (кстати, экс-губернатор Одесской области), недавно заявил, что не кто иной, как Андрей Парубий непосредственно стопорил ход расследования пожара в Доме профсоюзов.

Его слова подтверждает и глава ВСК по Одессе Антон Киссе, который не единожды заявлял, что Парубий методично игнорирует заседания комиссии, не являясь на ее заседания, несмотря на все призывы. Причины? Возможно, потому, что на костюме господина Парубия наверняка можно найти следы пепла одесского пожара?

Иначе как можно объяснить его заявление на брифинге спустя почти неделю, 8 мая, что в Доме профсоюзов взорвалось какое-то вещество, причем занесенное самими же активистами, что было задумано как еще один способ провокации.

И это при том, что имеются не только рассказы очевидцев, но и видеодоказательства, что никакого взрыва внутри не было, а был только пожар. Взрывов не слышали и находящиеся на месте событий журналисты, официальные органы тоже не упоминали об этом – в итоге получается, что эти взрывы слышал только Парубий. Мистика.

К мысли о том, что у Парубия имеются скелеты в шкафу, приводит и инцидент с Олегом Ляшко, который намеревался в прямом телеэфире обнародовать некоторые разоблачающие документы. И хотя, на первый взгляд, Парубию было не о чем беспокоиться, но он попытался – и небезуспешно – силой вытолкать Ляшко из студии, да и вообще из здания. Откуда такое рвение и спасение чьего лица так озаботило экс-секретаря СНБО – на этот и другие вопросы еще предстоит найти объективные ответы.

Как бы там ни было, но даже уход Парубия не воскресил расследование одесского теракта, с момента которого уже прошло более трех месяцев. То ли Андрей Владимирович почувствовал, что пора делать ноги, то ли и правда устал бороться за место под солнцем в Совбезе – причины его увольнения он оставил за кадром.

Но это не умаляет того факта, что само расследование, по словам следователя из Главного управления МВД Руслана Сушкова, затормозилось из-за сложностей в установлении смерти 14 человек из 48 погибших, хотя сложностей (читай - странностей) и без того хоть отбавляй: более трех месяцев расследование фактически не проводилось, а следствие не только не привлекло к ответственности виновных, но даже не назвало имена предполагаемых подозреваемых.

Примечательно, что последний раз комиссия проводила заседание 4 августа текущего года, а три дня спустя Парубий подал в отставку с поста секретаря СНБО. А члены комиссии в очередной раз убедились в нежелании местных правоохранителей давать ответы на вопросы о том, кто виноват в смерти 48 человек. Но шила в мешке не утаишь; большинство в городе твердо убеждено, что к этому теракту имеют прямое отношение высокие чины из силовых структур Киева.

Как бы ни выглядела одесская трагедия, ее активно использовали в своих далеко не бескорыстных целях власть имущие. А если учесть, что в Украине давно стерлась граница между бизнесом и политикой, то неудивительно, что Верховная Рада состоит сплошь из депутатов, имеющих «небольшой бизнес», а птицы более высокого полета и вовсе контролируют СМИ и крупные предприятия и, конечно, не упустят шанса откусить лакомый кусок украинского пирога.

Уже не секрет, что на одесские активы давно положил глаз бизнесмен Игорь Коломойский, который и без того «владелец заводов, газет, пароходов». Одесский морской порт, нефтеперерабатывающий завод и нефтеперевалка – кто же откажется от пусть даже и рискованной, но стоящей свеч игры?

Связь одесских событий 2 мая с бизнес-интересами Коломойского, на первый взгляд, представляется не только неочевидной, но и вообще отсутствующей. Однако именно пожар в Доме профсоюзов стал весомым инструментом в предвыборной гонке за губернаторское кресло Одессы.

Крупный инцидент, да еще с человеческими жертвами, был использован для того, чтобы отмести всех претендентов и поставить своего человека руководить областью, где так много вкусного. Этим человеком стал Игорь Палица, по совместительству председатель правления ОАО «Укрнафта», который, к тому же, контролирует компанию «Нефтехимик Прикарпатья» и горнолыжный комплекс «Буковель».

Учитывая, что группа компаний «Приват», принадлежащая Коломойскому, зарабатывает на нефтехимических переработках и банковском бизнесе, то связь начинает проявляться, как на свежеотпечатанном фото. Имея своего ставленника в нужном регионе, прибрать к рукам интересующие предприятия и развернуть свой бизнес куда проще.

Еще один аргумент в пользу повышенного интереса к Одессе со стороны Коломойского таков: после того, как Крым уплыл к России, одесский морпорт остался практически единственным выходом Украины к морю (Мариуполь не в счет). Соответственно, нагрузки на переработку нефтепродуктов растут, да и повышается цена региона в целом.

А игнорировать такие вещи настоящему бизнесмену негоже. И наконец, повышенный интерес Коломойского к «жемчужине у моря» объясняется неудачной попыткой приобрести Одесский припортовый завод в 2009 году компанией «Нортима». Интерес заключался еще и в том, что на заводе замыкается аммиакопровод Тольятти-Одесса, то есть аммиак активно экспортируется на российский рынок, терять который Коломойскому тоже не хочется.

Таким образом, политик и бизнесмен в погоне за своими амбициями пошли по трупам и не только в переносном, но и буквальном смысле.

В деле одесской «черной пятницы» еще много темных пятен. Примечательно и то, что оставшийся без губернаторского кресла Владимир Немировский заявил о причастности к пожару и гибели людей Игоря Коломойского, а экс-руководитель одесского МВД Дмитрий Фучеджи выдвинул аналогичное обвинение в адрес Андрея Парубия.

Возвращаясь к самому пожару в Доме профсоюзов на Куликовом поле, стоит отметить, что все опрошенные в ходе расследования представители тех или иных сил уходили от прямых ответов. А если человек не отвечает прямо, значит, ему есть что скрывать. Тем более, что игра идет по-крупному. А то, что гибнут люди, уже давно никого не интересует: лес рубят – щепки летят.