Трансадриатический газопровод: первый рубеж преодолен
07.10.2014 08:00

С 2020 года газ в Европу будет поступать из Каспийского моря через Трансадриатический газопровод. Несмотря на проблемы, возникшие на начальном этапе, план уже приобретает четкие формы. Москва в проекте не участвует.

Сможет ли ТАР составить серьезную конкуренцию «Южному потоку»?

Предполагается, что газ будет поступать через Трансадриатический газопровод в обход России - из Каспийского региона через Северную Грецию и Албанию на юг Италии, где будет происходить стыковка трубопровода с существующей сетью газоснабжения.

Финансирование южноевропейского газового коридора оказалось под угрозой после того, как немецкий концерн E-on и французский Totalв феврале сообщили о своих намерениях выйти из проекта, что и произошло в конце сентября.

Однако за новым инвестором дело не стало: Enagas, один из крупнейших поставщиков газа Испании, почти целиком выкупит долю E-on в Трансадриатическом газопроводе.

Основными акционерами проекта TAP (Trans-Adriatic Pipeline) по-прежнему являются британский энергетический концерн BP, норвежский Statoil и азербайджанский государственный концерн Socar. Доля каждого из них составляет 20 процентов.

«Безусловно, мы сожалеем о выходе из проекта компаний E-on и Total. Разумеется, каждая компания сама решает, соответствуют ли данные активы ее инвестиционному портфелю», - поясняет финансовый директор TAP Лутц Ландвер (Lutz Landwehr) в интервью DW.

По его словам, испанский поставщик Enagas- не менее ценное приобретение для проекта, особенно учитывая ее «конкретный узкоспециализированный опыт». Так что в этом отношении проект от смены инвесторов лишь выиграл, утверждает его немецкий руководитель.

Первые капиталовложения, например, в строительство подъездных путей, ожидаются уже в 2015 году, сообщил Ландвер 1 октября на конференции по энергетике «Балканы и Адриатический нефтегазовый саммит» в Афинах.

Начало поставок с азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах-Дениз, запасы которого оцениваются более чем в один триллион кубометров природного газа, запланировано на 2020 год. Предполагается, что Трансадриатический газопровод обеспечит до 20 процентов газовых потребностей ЕС.

Ключевой проект для Греции

Из 880 километров общей протяженности газопровода 540 километров будут проходить по территории Греции. Так страна, находящаяся в состоянии кризиса, получит ключевую роль в реализации проекта.

В 2013 году Греция, Албания и Италия подписали в Афинах соглашение о строительстве TAP, тем самым выразив однозначную политическую поддержку многомиллиардного проекта.

Тем не менее, точный маршрут прокладки труб на севере Греции пока не определен, так как многие города, общины и гражданские организации протестуют против строительства и требуют изменений в намеченном плане.

По данным афинской газеты TANEA, греки уже выразили 140 пожеланий, касающихся смены маршрута. Консорциум TAP обещает внимательно рассмотреть возражения, совместно с местным населением разработать программу «социальных инвестиций» и завоевать симпатии населения.

Доступ к европейским энергосетям

Проект Трансадриатического газопровода привлекателен не только тем, что обеспечивает доступ к запасам каспийского газа. Все участвующие в нем страны получают возможность заново позиционировать себя на европейском энергетическом рынке.

Например, Албания до сих пор была изолирована от энергосетей ЕС, но теперь положение изменится, убежден замминистра энергетики и промышленности Албании Дориан Дуцка.

«Благодаря TAP Албания станет частью южноевропейского газового коридора и вольется в региональную энергосеть», - сказал он в интервью DW.

Кроме того, страна сможет выручить приблизительно миллиард евро в виде прямых иностранных инвестиций, не говоря уже о новых рабочих местах и дополнительных налоговых поступлениях.

Еще важнее для Албании то, что, по задумке, TAP соединится на ее территории с Ионическо-Адриатическим газопроводом, который, как предполагается, будет доставлять газ в местные сети энергоснабжения Западных Балкан.

«Это позволит Албании стать узловым пунктом распределения газа в направлении таких стран как Черногория, Босния и Хорватия», - не без радости подчеркивает Дуцка. Подобные планы есть и относительно Северной Греции.

Оттуда по 180-километровому греческо-болгарскому трубопроводу азербайджанский газ пойдет в сторону Болгарии, Румынии и Венгрии.

Нежелательная конкуренция России?

Воспринимает ли Россия TAP как «соперника» строящегося «Южного потока», который предположительно в 2018 году начнет поставлять российский газ через Черное море в обход Украины в Болгарию и Западную Европу? Большинство участников конференции «Балканы и Адриатический нефтегазовый саммит» в Афинах отрицают это предположение.

Министр энергетики Греции Яннис Маниатис утверждает, что в ближайшие годы Европе дополнительно понадобится 100 миллиардов кубометров газа, поэтому ей пригодятся любые дополнительные поставки и газотранспортные средства.

Его мнение разделяет и Тедорос Тсакирис, преподаватель геополитики кипрского университета в Никосии. Он не считает «Южный поток» и TAPконкурирующими проектами.

«Южный поток» не увеличит зависимость ЕС от российских газовых поставок и не призван завоевывать новые рынки, - говорит эксперт по энергетике. - Это просто альтернативный способ выполнения уже имеющихся договоренностей о газоснабжении».

По его словам, TAP не может составить серьезную конкуренцию «Южному потоку» хотя бы из-за сравнительно низкой предполагаемой мощности: максимум 20 миллиардов кубометров к 2025 году против ежегодных 63 миллиардов кубометров «Южного потока».