Политическое трио Донбасса
10.10.2014 11:10

Вся Украина готовится к одной избирательной кампании — парламентской. А Донбасс, новоявленная территория с «особым порядком местного самоуправления» — сразу к трем. Одной реальной и двум гипотетическим.

Из-за этого часто возникает путаница. Само по себе слово «выборы» заставляет думать, будто речь идет об одном и том же. И будто действительно идет некий политический процесс мирного урегулирования конфликта на востоке Украины…

Пока пишется этот текст, окна моей квартиры подрагивают от недалеких артиллерийских залпов. К счастью, не настолько сильно, чтобы всерьез подумывать о перемещении с ноутбуком в подвал или хотя бы в подъезд. Но достаточно ощутимо, чтобы говорить об эффективности заключенного перемирия.

Активизация боевых действий позволяет говорить о том, что на данный конкретный момент попытки решить проблему путем компромисса если не провалились, то, как минимум, отложены.

И это отодвигает в неясное будущее политические шаги, которые активно обсуждались в последнее время в Украине.

А теперь обо всем по порядку.

Парламентские выборы. То ли оптимизм Центризбиркома и администрации Президента оказался преждевременным, то ли сюрприз пока держится в рукаве, но никакой заметной подготовки к избранию народных депутатов от округов, находящихся под контролем формирований ДНР и ЛНР, не ведется.

Да, сначала Захарченко подписал «минский протокол», но потом заявил, что не допустит никаких выборов под украинским контролем на «своей» территории. И едва ли это заявление было проявлением самодеятельности.

Источники ZN.UA в «правительствах» самопровозглашенных республик однозначно утверждают: в настоящее время официальная позиция руководителей — никаких украинских выборов на наших территориях.

С другой стороны, свидетельств того, что эта тема активно обсуждалась в разного рода неформальных и непубличных переговорах, также достаточно много. Более того, известны фамилии нескольких кандидатов, которые планировали баллотироваться по мажоритарным округам Донецка от пропрезидентской партии.

Возможно, достигнутые договоренности вынут из рукава в последний момент. Но с каждым днем промедления надежд на это все меньше.

По той простой причине, что подготовить, организовать и обеспечить процесс голосования в оставшееся время будет практически невозможно, даже если очень захочется. Можно, конечно, просто объявить депутатами согласованных персон. Но это едва ли это позволит добиться международного признания результатов выборов и считать происшедшее волеизъявлением даже с натяжкой.

Выборы в «Верховный Совет Донецкой народной республики». Активно готовятся. Однозначно состоятся. Как это будет выглядеть и насколько будет похоже на нормальную кампанию — увидим.

«Процесс голосования идет в строгом соответствии с календарным планом. Эти выборы проводятся, поскольку такое решение принял Верховный Совет республики», — заявил «председатель ЦИК» самопровозглашенной ДНР Роман Лягин.

По его словам, в процессе организации голосования «республика» опирается на собственную нормативную базу. С украинской стороной это мероприятие никоим образом не оговаривалось и не согласовывалось.

Примечательной деталью этого волеизъявления является то, что выдвигать кандидатов по пропорциональной системе будут только общественные организации и общественно-политические движения, поскольку на территории «ДНР» пока нет ни одной собственной политической партии.

«Что касается негосударственных организаций, то здесь процедура предельно простая и, в общем, стандартная. Учредительное собрание в составе не менее трех человек, протокол этого собрания, устав», — пояснил Р.Лягин.

Пока о будущих субъектах этого мероприятия известно только то, что Андрей Пургин и Денис Пушилин будут возглавлять блок «Донецкая республика». Кто (и зачем) будет им оппонировать — неясно. Да, наверное, и не важно.

Всего в «ДНР» 2 ноября планируют избрать 100 депутатов и главу республики.

Сам факт проведения собственных выборов (вкупе с предыдущими попытками взятия под контроль учебных и медицинских учреждений, выплатой неких премиальных оставшимся на территории Донецкой области учителям и другими шагами) свидетельствует, что самопровозглашенная республика включилась в борьбу за спорные территории не только в военном отношении, но и на уровне создания альтернативных институтов.

Местные выборы 7 декабря. Самые спорные и активно обсуждаемые. Предусмотрены законом об особом режиме, с помощью которого украинское руководство пытается сохранить свое влияние на Донбасс, недоступный пока для контроля чисто силовыми методами. Зафиксированы в минском протоколе.

Представители непризнанной республики также не отрицают возможности проведения этих выборов, но пока рано говорить об этом как о свершившемся факте. Не исключено, что указанная дата будет сдвигаться. Если и будет, то когда и насколько — неясно.

Во всяком случае, функционально на подконтрольных ДНР территориях сейчас готовятся только их собственные выборы 2 ноября.

А подготовка местных выборов потребует много времени, поскольку предварительные мероприятия связаны не только с организацией самого процесса.

«В минских соглашениях закреплена целая последовательная процедура. Сначала разоружение, демилитаризация территорий, и только потом выборы на уровне местного самоуправления. В противном случае эти выборы никогда и никем не будут признаны, поскольку проводятся «в несвободной среде», то есть в присутствии вооруженных людей. Это нарушение всех базовых принципов», — отметил руководитель Донецкой областной организации Комитета избирателей Украины Сергей Ткаченко.

Эксперт, посвятивший мониторингу политической жизни Донбасса не один десяток лет, вообще настроен скептически.

«Думаю, это нереально — провести там какие-либо легитимные выборы. В лучшем случае лидерами громад, руководителями органов местного самоуправления станут полевые командиры боевиков», — считает С.Ткаченко.

Впрочем, Юрий Луценко такую перспективу считает вполне допустимой, о чем глава пропрезидентского блока заявил еще две недели назад.

«Возможно, нам неприятно будет иметь дело с теми, кого там выберут, однако именно с этими людьми можно будет вести дальнейшие переговоры. Да, это будет политическое крыло боевиков, но такие переговоры лучше, чем война, забиравшая в последние дни сотни жизней ежедневно», — говорил тогда Луценко.

В любом случае, озвученное намерение Петра Порошенко после 7 декабря приехать в Донецк и пожать руку новоизбранному мэру города следует заранее отнести к категории желаний завершить АТО за считанные часы и платить тысячу гривен в день каждому бойцу на восточном фронте. То есть к перечню несбыточных обещаний.